Выборы в пермскую гордуму четко отразили запрос избирателей на стабильность и развитие без резких метаний из стороны в сторону. Оппозиция получит не больше восьми мандатов из 36 по партийным спискам. Остальные достались «Единой России» и согласованным кандидатам. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На выборах в пермскую гордуму явка избирателей предварительно составила 33,76 %. Пятипроцентный барьер преодолели пять партий: «Единая Россия» (39,53 %), КПРФ (16,93 %), ЛДПР (13,9 %), «Справедливая Россия» (13,42 %) и партия «Яблоко» (7,19 %). По спискам распределяется 14 мест, и таким образом максимальный вес оппозиции в гордуме составит не больше восьми мандатов. Три четверти голосов нового созыва гордумы будут контролироваться прогубернаторски настроенными депутатами. В целом по региону за «Единую Россию» проголосовали 43 % избирателей, что на 7 % больше, чем на выборах 2011 года. Для сравнения, в Свердловской области, где не было жесткого прессинга оппозиции, единороссов поддержали только 40 % избирателей.
«Результаты голосования по пермской гордуме оказались еще более показательными, чем по заксобранию. Во всех 22 округах победили кандидаты, на которых делалась ставка. Они плюс еще шесть-семь «единороссов», которые пройдут по спискам, обеспечат стабильное большинство в гордуме. Из кандидатов оппозиционных партий сформируется группа в четыре-пять человек, которые влиять на работу гордумы не смогут. Надо заметить, что состав депутатов от оппозиции неоднороден: например, кандидат от КПРФ, представитель «Протона» Игорь Рогожников явно будет настроен на конструктивную работу, а не на личный пиар», – полагает политический консультант Николай Иванов.
Перед единым днем голосования не раз говорилось, что избраться в гордуму бывает сложнее, чем в заксобрание. Итоги выборов это подтвердили. Избиратели доверили представлять свои интересы тем, кто регулярно бывает на своих территориях, выстроил рабочие отношения с местными администрациями, ТОСами, ТСЖ, реально помогает с вопросами благоустройства. Подменить эту повестку политическими лозунгами оппозиции не удалось, даже имея в наличии серьезный финансовый и медийный ресурс.
«Прикамская оппозиция не сумела бросить вызов «Единой России»
«Партия продемонстрировала лучший результат, чем в 2011 году. На избирательную кампанию противоположная сторона потратила раза в три больше «Единой России». Выборы проходили в жесточайшей конкурентной борьбе. Три парламентских партии были объединены под одним флагом и активно работали против «Единой России». Если все издания, выпушенные нашими конкурентами разложить по листочку, то можно покрыть всю территорию Перми», – отметил секретарь реготделения ЕР Николай Демкин.
В Перми под оппозицией понимают мультипартийный проект единоросса, депутат ЗС Дмитрия Скриванова. Его не раз обвиняли, в том числе публично, в финансовой и медийной поддержке прикамских отделений СР, ЛДПР и КПРФ. Сам Скриванов это всячески отрицал, хотя его медиахолдинг «АктивМедиа» последовательно критиковал действия «Единой России» и поддерживал лидеров оппозиционных партий – Дарью Эйсфельд, Илью Шулькина, Ивана Чазова, Олега Постникова.
«Самая знаковая кампания в гордуму состоялась в 11-м округе, где Шулькин проиграл Буторину, набравшему 35,4 % голосов. Видимо, оппозиция планировала выдвинуть Шулькина претендентом на пост председателя гордумы или даже главы города. Но голосов для этого в гордуме явно не хватит. Многие шаги оппозиции оказались провальными. Не только медийная составляющая. Проекты эсеров «Расскажем Путину правду» и «Реальное ЖКХ» скорее сработали в минус. Вполне вероятно, что проект Скриванова закончен. План установления контроля над регионом и выхода на федеральный уровень рухнул», – считает политолог Олег Подвинцев.
Депутат пермской гордумы Арсен Болквадзе отметил, что пермяки, делая выбор, не стали вестись на откровенный популизм и принимали осознанное решение на благо города.
«Нынешний успех – это не пиар. Это результат многолетнего кропотливого труда. Мы строим в Перми дороги, детские сады, спортплощадки, школы – в прошлом году корпус Дягилевской гимназии, а в этом – «Мастерград» на 1200 мест. Реконструируется набережная, строятся муниципальные дома для расселения людей из трущоб, создана муниципальная управляющая компания. Городские власти выстроили эффективную систему диалога с жителями, включая общественные советы при пермской гордуме. Люди замечают и позитивно оценивают эти перемены», – уточнил господин Болквадзе.
Важно, что чистую победу единороссы одержали без включения административного ресурса. Председатель избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин отметил, что кампания прошла относительно спокойно, в избирательные комиссии поступило в два раза меньше жалоб, чем в 2011 году. Илья Шулькин на своей страничке в Facebook признал итоги голосования честными: «Я проиграл выборы. И винить здесь, кроме меня самого, некого. При имеющихся ресурсах и отсутствии серьезного давления в мой адрес мы должны были только побеждать. И тем не менее – полый провал одномандатной кампании в ПГД».
Как отметил политтехнолог Алексей Чусовитин, оппозицию подвело чувство меры. На протяжении полугода она продуцировала сплошной негатив по отношению к региону, критикуя, но не предлагая своего варианта будущего. Тем самым эсеры и другие оппозиционные партии оттолкнули своего избирателя, в то время как электорат ЕР был мобилизован понятными предвыборными тезисами сберечь и сохранить достигнутое. Лозунг городской кампании ЕР «Любим и гордимся» сработал не только в Перми, где избирательной кампанией занимался глава администрации Дмитрий Самойлов, но и во всем регионе.
«На выборах в Перми основную часть работы вел Дмитрий Самойлов как представитель первой тройки в партсписке. В итоге в гордуму прошли, в принципе, только те, на кого делали ставку», – подчеркнул господин Чусовитин.
Фото: ФедералПресс
Выборы-2017