Лидер южноуральских эсеров Валерий Гартунг, проигравший в Коркинском округе единороссу Анатолию Литовченко, и глава облизбиркома Алексей Фартыгин разошлись в трактовке нарушений на выборах. Юристы Гартунга и сам справедливоросс считают, что в округе были допущены серьезные нарушения, областная избирательная комиссия уверена, что найдены недочеты, которые не повлияют на результаты выборов. Рабочая группа ЦИК, приехавшая на Южный Урал после жалоб эсера, похоже, до конца не определилась со своей позицией. Вынести окончательный вердикт предстоит районным судам, куда Валерий Гартунг уже подал более 100 исков. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Рабочая группа ЦИК, которая прибыла в Челябинскую область для проверки жалоб Валерия Гартунга, проработала здесь три дня и объявит о результатах проверки в течение десяти дней. Об этом сегодня объявил глава Избирательной комиссии Челябинской области Алексей Фартыгин. Сам же он считает, что на выборах не было допущено значительных нарушений, способных повлиять на конечные результаты. «Даже по тому участку в Ленинском районе, где якобы был зафиксирован переброс голосов, ничего не подтвердилось. Мы просмотрели видеозаписи, все прошло открыто и абсолютно прозрачно. Комиссия сработала четко. Серьезное обвинение рассыпалось буквально после просмотра видео», – сказал он.
Фартыгин опроверг информацию о том, что рабочая группа ЦИК якобы как-то по-особенному трактует закон о выборах: «Двояко закон истолковать нельзя, он написан настолько подробно, что каждая мелочь раскрыта в деталях». Глава облизбиркома сказал, что у него нет желания комментировать слова эсеров о том, что глава ТИК Советского района Татьяна Мельничук и глава администрации Михаил Буренков прятались в подвале терризбиркома якобы для каких-то махинаций с результатами голосования. По мнению Фартыгина, это голословные и бездоказательные обвинения. Что касается претензий справедливороссов по поводу найденных в Советском ТИКе неопечатанных коробок со списками избирателей, то и они, как говорит Фартыгин, не обоснованы. В коробках были реестры голосования по открепительным, протоколы, сводные таблицы, реестры присутствующих на участках лиц. «Они не должны быть опечатаны. Это рабочая избирательная документация, с которой ТИК должен сейчас работать, – заявил он. – Открепительные там были, не опечатанные, а в пакете, номера которых мы до 30 сентября должны ввести в «ГАС Выборы». И где в законе сказано, что все они должны быть опечатаны в одном мешке? Пункт 23 статьи 85 четко нам говорит: упаковываются, опечатываются списки избирателей, бюллетени, открепительные в мешкИ, коробкИ – множественное число».
По словам Фартыгина, другие жалобы Гартунга также не обоснованы. Лидер справедливороссов писал, что в Коркинском округе было много испорченных бюллетеней (более 8500), что мешает установить реальное волеизъявление избирателей. По словам главы облизбиркома, в других округах таких бюллетеней было еще больше. Данные о том, что на некоторых участках голосовавшим по открепительным давали два бюллетеня (они могли голосовать только по спискам), также не нашла подтвеждения. При этом облизбирком признал ошибку в расхождении данных с системой «ГАС Выборы»: сведения о численности избирателей сравняли с количеством выданных бюллетеней по открепительным, но этот недочет, который по словам Фартыгина, и так ни на что не влияет, был исправлен.
Глава облизбиркома считает, что Валерий Гартунг просто не может признать свое поражение в одномандатном округе. Напомним, что он избирается в Госдуму с 1997 года и ни разу не проигрывал в округах, тем более, что Коркинский буквально считается его вотчиной. Примечательно, что Гартунг все же проходит в Госдуму по спискам эсеров и продолжит работу в парламенте. Накануне лидер «Справедливой России» Сергей Миронов передал Путину жалобу Гартунга. По словам Фартыгина, это может создать впечатление о том, что на выборах якобы были допущены какие-то кошмарные нарушения. «У меня впечатление только одно: обидно, досадно и не принимается мысль о том, что человек проиграл на выборах. Есть желание поставить результаты под сомнение. После признания результатов выборов все изменения можно внести только в судебном порядке. Надо пользоваться этими процессуальными правами. Давайте дождемся результатов судебных разбирательств», – заявил Фартыгин.
Впрочем, Валерий Гартунг не забыл воспользоваться своими правами и сегодня – в последний день, когда можно было подать иски, разослал по районным судам более 100 заявлений. «По большинству нарушений, которые были указаны в наших жалобах, у ЦИКа к моменту приезда не было полномочий принимать решения. Были подведены итоги выборов, и теперь многие жалобы могут быть рассмотрены только в судебном порядке, что, собственно, было очевидно. Поэтому мы вчера и сегодня подали все необходимые иски в районные суды», – рассказал «УралПолит.Ru» Валерий Гартунг.
По его словам, рабочая группа ЦИК не имела права вскрывать конверты, проводить пересчет, проверять документы – на это требуется решение суда. «Самый главный вопрос, который обсуждался членами ЦИКа, это является ли нарушением раздельный подвоз избирательных документов, который мы наблюдали в Советской районной администрации (там расположен ТИК), в Ленинской администрации и по всему округу, – сказал Гартунг. – Здесь пока официальной позиции ЦИК не сформировано. Члены ЦИКа, которые были в рабочей группе, сказали, что не видят в этом нарушений. Я, наши юристы и наши партийный юристы так не считают. И мы знаем, что некоторые члены ЦИКа так не считают. Но в Центризбиркоме не принято высказывать позицию отдельных членов ЦИКа, поэтому они, видимо, в течение 10 дней сформируют какую-то позицию и выдадут ее официально».
Гартунг отметил, что пока с уверенностью заявить о том, были ли нарушения, невозможно. «То, на что мы жаловались, ради чего мы вызывали членов ЦИКа, подтвердилось, но является ли это нарушением или нет, они сейчас решат. Мы считаем, что норма закона – статья 85 пункт 23 – четко говорит о том, что все избирательные документы должны складываться в мешки либо коробки и опечатываться. В облизбиркоме считают, что мешки или коробки – это множественное число, значит, они могут отдельно складываться. Мы так не считаем, считаем, что может складываться, если в один мешок или коробку все не входит. То есть одна и та же фраза трактуется по-разному», – подытожил Гартунг.
Напомним, 21 сентября на заседании Центризбиркома председатель Элла Памфилова и ее заместитель Николай Булаев предложили создать рабочую группу для выявления нарушений на выборах депутатов Госдумы в Челябинске. Это произошло после обращения в ЦИК Валерия Гартунга. Еще до объявления официальных результатов голосования челябинские справедливороссы заявили о многочисленных нарушениях на выборах. Гартунг сказал, что будет добиваться массового пересчета голосов и отмены результатов по Коркинскому округу. В жалобе эсера говорилось о применении в ходе выборов различных незаконных технологий, связанных с «резиновыми квартирами», махинациях с открепительными удостоверениями и прочих нарушениях.
В ночь после решения ЦИК отправить в Челябинск рабочую группу справедливороссы заметили в некоторых территориальных избиркомах странную активность. Так, в окнах ТИК Советского района внезапно зажегся свет, а депутата-справедливоросса Василия Швецова, прибывшего на место, отказались пускать в здание. Когда утром Швецов попал в избирком, он обнаружил там неопечатанные коробки со списками избирателей и обратился в правоохранительные органы. Позже справедливоросы заявили, что в подвале ТИКа якобы сидели глава района Михаил Буренков и руководитель терризбиркома Татьяна Мельничук. Эсеры предположили, что таким образом злоумышленники решили замести следы фальсификаций на выборах. В облизбиркоме возможность каких-либо махинаций опровергли.
Екатерина Гонова
Материал подготовлен совместно «УралПолит.Ru» и «ФедералПресс»
Выборы-2017