Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Вагон денег. Счетная палата назвала вложения государства в РЖД избыточными

Счетная палата России заявила об избыточном государственном финансировании железнодорожной монополии страны. Аудит ОАО «РЖД» показал, что заявки на взносы в уставный капитал и вложения в инвестиционную программу формировались без фактической потребности, а магистраль покрывала бюджетными средствами свои обязательства по крупным проектам модернизации, в том числе, с завышенной стоимостью. Также РЖД уличили в необоснованной индексации тарифов для покрытия выпадающих доходов пассажирской «дочки» компании и чрезмерных расходах на пиар в размере почти 14 млрд рублей. Ранее просьбы об увеличении субсидий называли основной причиной отставки Владимира Якунина. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».

Счетная палата РФ в четверг опубликовала итоги проверки «Российских железных дорог» на предмет целевого и эффективного расходования средств федерального бюджета с 2014 года. В докладе говорится о «низком уровне планирования и освоения» государственных взносов в уставный капитал монополии общим объемом 145,1 млрд рублей: заявки на финансирование инвестиционной программы компании формировались без учета фактической потребности. Это привело к скоплению значительного объема неиспользованных средств в активе холдинга. «Так, на начало 2014 г. неиспользованный остаток средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал составил 64 млрд руб., на начало 2015 г. – 50 млрд руб., на начало 2016 г. – 53 млрд руб.», - говорится в отчете.

При этом средства государственного бюджета, выделяемые на модернизацию инфраструктуры, были освоены лишь частично. Например, финансирование работ на участке Междуреченск-Тайшет в Кемеровской и Иркутской областях составило 23 млрд рублей, учитывая остаток в размере 15 млрд и еще 8 млрд рублей дополнительных взносов в уставный капитал в 2014 году, из которых на тот момент было освоено лишь 17,6 % или 4 млрд. Соответственно, по итогам 2014 года у РЖД осталось 19 млрд рублей неиспользованных федеральных средств, и в 2015 году в проект развития участка направили 11 млрд рублей. В итоге общий размер госвложений за два года составил 30 млрд, тогда как на конец 2015 года из этих средств потратили всего 5 млрд рублей.

В РЖД не смогли оперативно прокомментировать информацию счетной палаты. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в холдинге, монополия осваивает бюджетные средства в соответствии с рекомендациями Счетной палаты. 

Напомним, что одной из причин ухода Владимира Якунина в августе 2015 года называли именно финансовую составляющую. Федеральный чиновник рассказал «Ведомостям», что тогдашний глава РЖД просил субсидии в размере 130 млрд рублей на поддержание устойчивости монополии с учетом повышения стоимости грузоперевозок на 7,5 % согласно прогнозам Минэкономиразвития, либо 100 млрд рублей при удорожании на 10 %. Однако ему предложили ограничиться суммой в 30, либо 75 млрд рублей. Первый вариант предлагало Минэкономразвитие, второй – Аркадий Дворкович. При этом Якунин стал возмущаться и заявил, что не может сократить издержки и уйдет в случае, если его просьба не будет поддержана.

 

Счета и тарифы

С 2015 года изменился порядок размещения бюджетных ассигнований РЖД в виде взносов в уставный капитал для инвестирования - на каждый проект открывались отдельные расчетные счета. Однако остатки 2014 года по-прежнему расходовались с общего счета, а год спустя средства на отдельных счетах обросли процентами свыше 1,6 млрд рублей, которые в 2016 году увеличились до 1,8 млрд. При этом в 2015 году РЖД не выполнили свои обязательства по инвестициям в модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей и покрыли часть расходов в размере 1,4 млрд рублей государственными деньгами.

Кроме того, с помощью бюджетных ассигнований монополия решала финансовые вопросы своей пассажирской «дочки» - АО «ФПК». Так, из-за падения объемов перевозок коэффициент экономически обоснованного уровня тарифов оказался ниже установленного ФСТ.

«В результате, субсидия, предоставленная «ФПК» на указанные цели, превысила фактические объемы выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в 2014 г. на 2 млрд руб., в 2015 г. - на 445 млн руб.», - сообщили аудиторы.

Порядок раздельного учета доходов и расходов тоже был нарушен - методология раздельного ведения учета ФПК и РЖД в 2015 году не утверждалась, и управленческая отчетность формировалась по утратившему силу приказу Минтранса.

Также в 2015 году РЖД скорректировали план капитального ремонта с учетом фактически понесенных расходов, а не по результатам конкурсных процедур. Это привело к уменьшению протяженности отремонтированных участков на 602 км и объектов на 196 единиц. Однако Федеральная служба по тарифам в 2015 году проиндексировала только тарифы на услуги по использованию инфраструктуры, тогда как прогноз социально-экономического развития не определял увеличение стоимости ремонта.

Детали контрактов

В заключении СП говорится, что неэффективное финансовое управление привело к росту объектов незавершенного строительства на полигонах «Российских железных дорог». На начало 2016 года число объем таких объектов с госучастием в денежном выражении составил 284 млрд рублей, увеличившись на 84,1 млрд рублей в годовом исчислении.

Выявлены нарушения и в части завышенной стоимости контрактов. Так, по договору с собственной «дочкой», ОАО «Росжелдорпроект», в 2013-2015 годах федеральными деньгами оплачено строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Октябрьской железной дороги на сумму 521 млн, хотя сметная стоимость, согласно экспертизе, составляет 203 млн рублей.

А реализация проектов без положительного заключения госэкспертизы привела к приемке работ, которые не соответствовали проектной документации. «Так, по результатам государственной экспертизы сметная стоимость объекта «2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино» (Красноярская железная дорога – прим. ред.) сократилась на 111 млн руб. Однако соответствующие изменения в ранее заключенные договоры на строительство указанного объекта внесены не были», - сообщила Счетная палата.

Миллиарды на пиар

Не менее интересным фактом являются затраты РЖД на собственный пиар: повышение имиджа в 2014-2015 годах обошлось компании в 13,8 млрд рублей. Данная статья расходов составила 81 % от всех расходов на рекламу. Как показала проверка, договоры прошлого года подорожали к предыдущему периоду на 15,5 %, хотя рекламные кампании РЖД и ФПК документарно не были связаны, не закладывались средства на оценку их результатов, отсутствовали обоснования таких закупок.

Одним из партнеров РЖД в 2015 году выступило агентство iMARS Commubications, которое за 80 млн рублей занялось разработкой коммуникационной кампании «Снижение аварийности на железнодорожных перездах», а также выиграло конкурс на креатив о безопасности детей за 89 млн рублей (в 2014 году агентство реализовало аналогичную кампанию) и занималось продвижением «Центральной пригородной пассажирской компании» в СМИ за 32,2 млн рублей, следует из информации на сайте госзакупок.

Крупнейшая кампания монополии «Россия живет дорогами», разработанная агентством MultiTEC (ООО «Мульти Технологии»), обошлась монополии почти в 112 млн рублей. Ранее MultiTEC запустило коммуникационную кампанию «Гордимся и помним» к 9 мая, ролики протяженностью 10 и 30 секунд транслировались в эфире государственных каналов «Первый канал» и «Россия-1». В августе 2015 года ОНФ выразил обеспокоенность тратами РЖД на рекламу – по итогам семи месяцев сумма превысила 500 млн рублей.

«Вызывает сомнение эффективность рекламной компании. Ведь данная компания является монополистом в области железнодорожных перевозок. С гражданами, которые используют услуги железных дорог, нужно говорить на языке «улучшения сервиса», а не с плакатов, где говорится о том, что «Россия живет дорогами», - говорилось в заявлении активистов с пометкой, что в тендерах постоянно участвуют ООО «МультиТехнологии», АНО «Центр Желдорреформа» (стопроцентная «дочка» РЖД) и ООО «Аймарс Медиа». Рекламные расходы РЖД официально не раскрываются. Также у РЖД есть собственный медиахолдинг. 

Убыток РЖД по итогам 2014 года составил 44 млрд рублей и сменился в 2015 году прибылью в 318 млн рублей при плановом отрицательном показателе 26,2 млрд рублей. В расчетах компании на 2017 год заложен убыток в размере 142,4 млрд рублей.

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.