Top.Mail.Ru
Недвижимость
Новосибирская область
0

Реконструкции Толмачево подрезали крылья

Денег на обновление аэродромного комплекса взять теперь негде

Неприятной новостью для новосибирцев стало известие о том, что реконструкция международного аэропорта Толмачево откладывается по причине сокращения расходов федеральной целевой программы. Реконструкцию аэродромного комплекса переносят уже не в первый раз, но в регионе реагируют на это весьма болезненно. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Реконструкция аэродромного комплекса в Толмачево должна была начаться еще в конце 2014 года, но дата дважды переносилась: сначала на 2015 год, потом – на 2016-й, и вот теперь, похоже, на 2018 год, а то и дальше. Она отложена в связи с секвестрированием федеральной целевой программы.

Финансирование аэродромной инфраструктуры осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». И пока не было кризиса, особых вопросов не возникало, но когда бюджет и страны, и регионов пришлось оптимизировать, то сразу проявилась проблема механизма распределения средств в условиях их дефицита. В регионах быстро заметили, что это привело к примечательному явлению: приоритет стал отдаваться крупнейшим столичным аэропортам, а аэропорты регионального значения перешли в разряд «по остаточному принципу».

К чему это ведет, можно увидеть как раз на примере аэропорта Толмачево. Согласно ФЦП, реконструкцию аэродрома планировали завершить уже к концу 2015 года, но по факту была готова лишь проектная документация. Стоит напомнить, что аэропорт Толмачево – шестой в России по пассажиропотоку, а также является пассажирским и грузовым хабом сибирского региона. Он обслуживает технические посадки грузовых воздушных судов, следующих по маршрутам Юго-Восточная Азия – Европа. Совершенно очевидно, что срыв программы его развития будет отражаться на региональной экономике и межрегиональных связях.

Понятно, что ситуацию в регионе не могли не заметить. Новосибирский сенатор Надежда Болтенко в рамках традиционного «Правительственного часа» в верхней палате российского парламента рассказала о положении дел и задала вопросы министру транспорта Максиму Соколову. Она констатировала: «Крайне важно разработать систему приоритетов внутри федеральной целевой программы, которая бы действовала в условиях сокращенного финансирования. Инвестиции в инфраструктуру, особенно что касается авиационной безопасности, не должны зависеть от финансово-экономических кризисов». Новосибирский сенатор вошла в состав рабочей группы СФ по законодательному обеспечению развития региональной авиации, где обсуждаются конкретные предложения.

Однако сегодня на первый план вышли не предложения, а финансы, которых не хватает всем. Восемь миллиардов рублей, которые нужно потратить, чтобы мечта проектировщиков стала явью, взять теперь негде. Отсюда следует логичный вывод, что продвижение на рынки Юго-Восточной Азии, на которое очень надеялись, также придется отложить на неопределенное время. А долю на этом направлении планировали довольно быстро увеличить на треть.

Между тем рост пассажиропотока в Толмачево по итогам минувшего полугодия составил 5 % – цифра радует, но кардинально ситуацию, естественно, поменять не может. Известный новосибирский политолог, профессор Алексей Осипов считает, что не стоит предаваться пессимизму: «По большому счету сделано уже очень много. Да, придется что-то притормозить, но это для Толмачево не фатально, тем более что на нагрузку хаба аэропорт еще не вышел. До необходимой цифры в 5 млн пассажиров мы пока недотягиваем. И это ведь не вопрос собственно Толмачево – все дело в том, что у нас не такой уж густонаселенный регион, и потому нужно рассчитывать на соседние области».

Но оптимистов не так много. Лидер Новосибирского областного отделения партии «Демократический выбор» аналитик Сергей Дьячков полагает, что в условиях нехватки средств федерального бюджета на реализацию всех намечавшихся ранее инфраструктурных проектов какие-то из них неизбежно должны были быть порезаны. Он констатирует: «В приоритеты федеральной власти сегодня не входит поддержка реконструкции аэропорта Толмачево. Наверняка в стране будут порезаны и другие инфраструктурные проекты. Новосибирской области к такому отношению не привыкать: проект Северного обхода Новосибирска был утвержден в 1998 году, а достроен обход был только через 13 лет. Вторая ВПП Толмачево была начата в 1987 году, в 1995 году строительство было заморожено, и сдали в эксплуатацию полосу только в 2010-м».

Председатель региональной организации «Опора России» Сергей Соколов также считает, что сложившаяся ситуация скажется на развитии региона. Он напомнил о том, что Толмачево назвали воротами в Азию, имея в виду прежде всего выход на рынки Юго-Восточной Азии. Кроме того, большие надежды власти возлагали именно на хаб, имея в виду развитие туризма, с чем и была связана идея о возможности трехдневного безвизового пребывания туристов в Новосибирске. Сергей Соколов считает, что при всей сложности ситуации можно было поискать иной путь решения проблемы: «Для области очень важно развитие инфраструктуры, и Толмачево в этом смысле очень важный объект. Поэтому, может быть, стоит подумать над вариантом государственно-частного партнерства?»

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.