Правительство Самарской области приняло постановление о ликвидации регионального Госфинконтроля как самостоятельной структуры. Полномочия службы разделят и частично передадут областному министерству управления финансов, частично - контрольному департаменту, созданному структурному подразделению администрации губернатора. По версии самарского «белого дома», это способствует усовершенствованию системы финансового контроля и обеспечивает формирование «федерально-ориентированной» модели власти в губернии. Как госаудиторы боролись против расформирования службы, и к чему приведет их поражение – в материале «ФедералПресс».
Система зависла
Сейчас структура находится в подвешенном состоянии: решение о ее роспуске уже принято, но источник «ФедералПресс», знакомый с ситуацией, утверждает, что работа пока идет в прежнем режиме. О сроках и порядке ликвидации информации пока нет, как неизвестно и то, кто из сотрудников сохранит места в новой системе. Руководитель ГФК Ольга Михеева на больничном, ее обязанности временно исполняет заместитель Анатолий Дикарев.
В самарском «белом доме» сообщили, что добавить к опубликованному постановлению правительства пока нечего. Отметим, что сайт Госфинконтроля уже не работает – установлена переадресация на страницу регионального министерства финансов.
Радио «Эхо Москвы в Самаре» со ссылкой на собственный источник сообщило, что созданный контрольный департамент возглавит бывший начальник мордовской полиции Игорь Панкратов.
Член самарского регионального отделения ОНФ Вадим Нуждин раскритиковал решение властей о реорганизации ГФК. «В Самарской области уровень взаимодействия между Госфинконтролем и ОНФ был одним из самых высоких в стране. Подобная реорганизация была бы уместна, если бы служба не справлялась со своими обязанностями, но это не так. На федеральном уровне самарский ГФК признавали одним из самых эффективных органов по борьбе с коррупцией. Финконтроль в регионе работал так, как требует президент России Владимир Путин: открыто, публично и эффективно. Рано ставить точку в этом процессе. Как активисты и общественники, мы будем бороться за отмену этого решения. Считаю, что должностные лица, затеявшие это, должны понести ответственность», - сказал Вадим Нуждин.
Политический боевик
Первые официальные сигналы о возможном расформировании Гофинконтроля Самарской области поступили от руководства самого ведомства, которое в сентябре 2016 года опубликовало на сайте организации открытое письмо губернатору Николаю Меркушкину. Авторы обращения просили не ликвидировать службу, перечисляя ее успехи и достижения. Возможно, после этого с главой Госфинконтроля Ольгой Михеевой провели разъяснительную беседу: на пресс-конференции 30 сентября 2016 года она заявила, что информация о ликвидации ГФК – «не более чем слухи».
Спустя считанные дни в распоряжение редакции «ФедералПресс» оказалась копия документа, опровергающего слова Михеевой. В нем говорилось, что глава правительства Самарской области Александр Нефедов поручил вице-губернатору Дмитрию Овчинникову и министру управления финансами Сергею Кандееву разработать предложения о реорганизации регионального Госфинконтроля. Срок подачи предложений истекал 6 октября.
Руководство службы больше не затрагивало тему ликвидации, но перешло в наступление по другим фронтам. Новостей о результатах проверок и обнаруженных нарушениях при исполнении госконтрактов стало еще больше. В итоге на сайте структуры даже появилось сообщение о том, что у ее главы Ольги Михеевой есть основания опасаться за свою жизнь. По словам представителей организации, неизвестные похитили со служебных компьютеров материалы контрольных мероприятий в отношении ОАО «Корпорация развития Самарской области», ООО «ЕвроБиоТех» и материалы проверки по капитальному ремонту Московского шоссе. Михеева публично пожаловалась на попытки указанных компаний повлиять на итоги проверки расходов на строительство Сергиевской птицефабрики.
На решение властей эта активность не повлияла.
Простор для экономии
Сообщение о ликвидации Госфинконтроля Самарской области было опубликовано на сайте регионального правительства под заголовком «Правительство Самарской области оптимизирует управленческие расходы». Упразднение структуры было упомянуто наряду с продажей служебных автомобилей ауди и увеличению числа депутатов губдумы, работающих на неосвобожденной основе (без депутатской зарплаты).
Сенатор Дмитрий Азаров полагает, что ликвидация самарского ГФК в таком разрезе выглядит странно, но в целом для сокращения трат на чиновников в регионе есть все возможности. «Меня это решение удивило, ведь работа самарского Госфинконтроля получила высокую оценку федерального Минфина. Надеюсь, права сотрудников структуры будут соблюдены и к ним отнесутся с должным уважением. Что же касается сокращения расходов на чиновников: для этого в Самарской области есть большой потенциал, как на уровне государственной, так и муниципальной власти. По нашим данным, в результате реформы местного самоуправления расходы на содержание муниципальных служащих в Самаре выросли на 400 млн рублей. Когда страна сталкивается с новыми вызовами, цена каждого бюджетного рубля растет – ведь эти средства можно было вложить в инфраструктуру, социальную сферу с гораздо большей отдачей для граждан», - отметил Дмитрий Азаров.
Служба государственного финансового контроля Самарской области была образована в июне 2012 года по решению губернатора Николая Меркушкина. По данным ведомства, за все время работы служба обратила в пользу регионального бюджета более 16 млрд рублей, выявила нарушения и риски на сумму около 30 млрд рублей, наложила штрафы на общую сумму в 18 млн рублей. По материалам государственных аудиторов было возбуждено 15 уголовных дел.