Борьба с сибирской язвой вскрыла серьезные проблемы в главной отрасли животноводства на Ямале и привела к обострению отношений между властями региона и представителями коренных малочисленных народов Севера. Что вызвало недовольство потомственных оленеводов и как планируется решить проблемы – в совместном материале РИА «ФедералПресс» и ИА «УралПолит.Ru».
Сегодня на Ямале готовятся к очередной убойной компании. Обычно начинается она в конце октября и длится до конца года. Но, как сообщили в окружном департаменте АПК, в этом году план по заготовке мяса был увеличен на треть, и в интересах кочевников оленей будут принимать до начала февраля.
«Загонять частников на убойные комплексы насильно никто не будет. Пока округом не принят четкий и окончательный план действий по сокращению поголовья, есть только одно новшество этой забойной кампании – сельхозпредприятия будут готовы закупать больше мяса. Это наверняка будет востребовано, в том числе у оленеводов-частников, которые получат гарантированный рынок сбыта, не зависящий от спроса физических лиц», – рассказал экспертному каналу заместитель исполнительного директора РОО «Центр развития гражданских инициатив ЯНАО» Кирилл Истомин.
Оленеводам-частникам предлагается сдавать мясо по выгодным условиям, но те в первую очередь требуют быстрый расчет за поставляемую продукцию. Прежняя ситуация, когда оплата производилось с задержкой в несколько месяцев, сегодня кочевников не устраивает. При этом местные жители переживают, что власти могут с позиции силы отобрать оленей и заставить сократить частные стада. «При советской власти отбирали насильно, я свидетель – моего отца вообще обанкротили, он плакал, и мы сейчас думаем, что опять пришли эти времена», – озвучила переживания оленеводов-частников жительница Ямала Надежда Худи.
В свою очередь местные чиновники такие взгляды не разделяют. «Никто не собирается отбирать насильно, я даже не знаю, кто такое придумал. Кто-то специально нагнетает обстановку. Планируется строительство новых убойников, где их нет. Чтобы оленеводы могли свободно сдать на мясо оленей при желании и по рыночным ценам. Сейчас вообще все законы, которые принимаются, обсуждаются со всеми», – сообщил начальник отдела департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Андрей Ревнивых.
В начале октября жители Ямала начали сбор подписей под петицией на имя президента РФ Владимира Путина и лидера ЛДПР Владимира Жириновского, где пожаловались на принудительное сокращение поголовья оленей в регионе. По их мнению, это выгодно в первую очередь предприятиям ТЭК, работающим на территории ЯНАО.
Создание дорожной карты развития оленеводства на Ямале уже вызвало неоднозначную реакцию со стороны представителей КМНС. Согласно новому документу, планируется организовать в регионе поголовную чипизацию оленей, ежегодную прививочную кампанию, построить дополнительные спецкомплексы для глубокой переработки оленя и его субпродуктов (пантов, рогов и шкур), ввести обязательную сертификацию, изменить поголовье стад, схему взаимодействия оленеводов и местных властей. Также ямальские власти намерены прекратить беспорядочную торговлю оленьим мясом. Кочевники же просят при разработке стратегии развития оленеводства учесть мнение коренных жителей региона.
«Пока что ничего не изменилось, как принимали мясо, так и принимают, и задержки с первых забойных кампаний уже показали свой результат. И поэтому считаю, к этому надо относится серьезно, а что якобы что-то решили – поверьте, оленевод ничего не сделает по решению кабинетных работников, надо решать индивидуально с каждым оленеводом. Мне кажется, «дорожная карта» – это просто красивое название проекта, – высказал свои опасения нашему корреспонденту автор петиции, потомственный оленевод Ейко Сэротэтто. – Чтобы сохранить оленеводство и пастбища, я предложил традиционный забой, с выездом ветсанэксперта. Так мне просто ответили, ссылаясь на постановления федерации, что, мол, нельзя забивать так. По идее, они сравнивают забой оленей на мясо сзабоемсвиней в южных регионах России, а Север – это ведь не южная часть страны».
До недавнего времени заготовительные пункты принимали для забоя сначала поголовье сельхозпредприятий, затем родовых общих и последними – оленеводов-частников. Как заверили в окружном департаменте АПК, теперь с учетом пожеланий оленеводов изменятся и график, и порядок выдачи денег за сданное мясо. Новая нормативно-правовая модель, разрабатываемая специалистами ведомства, предполагает сразу на месте производить расчеты с оленеводами. Мнения разделились по поводу повышения закупочной цены на оленину, и каждая из сторон приводит свои аргументы.
«В ЯНАО крупнейшее в мире стадо северных оленей! Я думаю, что мы в состоянии увеличить рыночную стоимость оленины. Например, в Тюмени очень много студентов с Ямала, и они очень высоко оценивают качество оленины. Ее ставят выше говядины, свинины и баранины», – считает ямалец Антон Окотэтто.
«Рыночная стоимость мяса оленей вполне приличная. Если вы сравните цены на мясо, к примеру, с другими регионами, то поймете, что с ними трудно конкурировать», – высказал свое мнение Андрей Ревнивых.
На расширенном заседании профильного комитета заксобрания ЯНАО генеральный директор ОАО «Салехардагро» Вадим Калинин отметил, что оленеводам гораздо выгоднее каждый год продавать панты и рога по высоким ценам, чем один раз забить оленя.
«Закупка ведется приемным пунктом, но мы исходим из того, что мясо надо не только закупить, но еще и переработать, подготовить к употреблению и все эти затраты закладываются в конечную цену. У себя мы пока ее еще не просчитывали, но знаю, что соседние предприятия сейчас закупают оленину по 170 рублей за кг. Продают мясо по 200 рублей, но не будем забывать, что здесь заложены выплаты забойщикам, за электроэнергию и т. д. Считаю, что на сегодняшний день действует самая адекватная и нормальная закупочная цена, – рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ОАО «Салехардагро» Вадим Калинин. – Что касается сбора пант и рогов, то там в теневой экономике реально крутятся миллионы рублей. Здесь необходима заградительная работа, как раз и предусмотренная дорожной картой. Это в первую очередь ветеринария и строгий контроль на местах».
Сегодня убойные комплексы являются коммерческими предприятиями, которые самостоятельно устанавливает свои закупочные цены. В среднем по региону цена на первую категорию мяса составляет 180 рублей за кг, вторая категория оценивается почти в 120 рублей. Расценки одинаковые для оленеводческих предприятий, общин и частников.
«Здесь попутно возникают дополнительные вопросы: строительство дополнительных загонов для прививочной кампании, оптимальные места и время для ее проведения. И дорожная карта является планом проведения таких вот активных и срочных мер, – прокомментировал нам ситуацию член Комитета ГД РФ по делам национальностей, президент Ассоциации КМНС, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков. – По поводу петиции я думаю, что она возникла от нехватки пока у людей должной информации. Когда мы озвучим весь комплекс намеченных мер, уверен, что каждый житель Ямала с новым документом согласится. Все вопросы оперативно решаются в рабочем порядке».
Одновременно горячо обсуждается проблема перевыпаса: оленей в тундре слишком много, а кормовой базы недостаточно. О необходимом сокращении поголовья речь зашла сразу после вспышки сибирской язвы на Ямале. Глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин распорядился разработать меры по сокращению поголовья и провести обследование пастбищ.+
Фото: ФедералПресс