Top.Mail.Ru
Общество
Москва
2

«Мы перестали быть доминирующими существами на планете». Спикеры Russian Interactive Week о новых IT-тенденциях

В московском «Экспоцентре» с 1 по 3 ноября проходит главный форум Рунета – Russian Interactive Week. Специалисты в сфере интернета, телекома, медиа, софта и технологий обмениваются опытом на этой площадке уже в девятый раз. «ФедералПресс» побывал на мероприятии и узнал у экспертов, как студенту с помощью киберспорта заработать миллион долларов, а таксисту с помощью нейронных сетей узнать, когда пора спать или пить кофе.

«Мы перестали быть информационно доминирующими существами на планете», – ошарашил слушателей Владислав Шершульский, руководитель программ технологического сотрудничества и стандартизации Microsoft. С таким заявлением эксперт выступил на пленарном заседании «Интернет вещей в умном городе». По словам Шершульского, все живущие ныне люди застали уникальную эпоху – время, когда человечество от индустриализма и постиндустриализма перешло к информационному материализму.

«Уже сейчас мы живем во времена диктатуры потребления. В 2014–2016 годах экономика IT-сферы вышла на такой уровень насыщенности, что перспектив у этого рынка больше нет. В ближайшие годы расти будет только уровень жизни в развитых странах, но этот рост будет очень консервативным – на уровне 3–5 %. Люди просто физически не смогут покупать больше смартфонов, планшетов, нетбуков и прочей техники», – сказал Владислав Шершульский.

Новые времена повлекли за собой новые требования к комплектующим для этих гаджетов: если совсем недавно они должны были быть открытыми и универсальными, то теперь этого недостаточно. Энергоэффективность и дешевизна – вот мантра, которую должны повторять производители следующего поколения техники – техники, оснащенной искусственным интеллектом. От бытовой электроники человечество перешло к «интернету вещей».

«Человек сейчас не просто владелец какого-либо устройства. Он бенефициар услуги. К примеру, с помощью своего смартфона он может дать задание своей лампочке ознакомиться с тарифами действующих энергогенерирующих компаний и закупить немного электроэнергии по наиболее выгодному тарифу», – привел пример специалист Microsoft.

В теории реализовать такое возможно прямо сейчас. Однако пока больших проектов в сфере «интернета вещей» как в мире, так и в России не так много – помимо «умного железа» требуется соответствующая технология коммуникации. Вот почему все компании в этой сфере присматриваются к технологии блокчейна – «интернет вещей» подразумевает использование мелких и крайне быстрых транзакций. Однако, как и ко всем новинкам, к блокчейну у разработчиков и отраслевиков пока еще остаются вопросы – как в части безопасности технологии, так и ее практического применения.

Куда более быстрое применение в России нашла еще одна разработка – нейронные сети. Эту математическую модель, построенную по принципу нервных клеток живого организма, уже вовсю используют многие российские компании – даже те, которые, казалось бы, от высоких технологий бесконечно далеки.

Еще один сотрудник Microsoft, директор департамента компании по стратегическим технологиям Михаил Черномордиков на площадке «Internet. Future. Red dot» привел в пример такси Uber – оказывается, создатели мобильного приложения решили с помощью нейронных сетей одну из проблем безопасности.

«Когда вы вызываете такси через приложение, по факту к вам приезжает непонятная машина с незнакомым водителем. Сесть в нее может быть небезопасно. Uber с помощью нейронных сетей разработал продукт, который сличает вышедшего водителя с оставленными компании данными – и если предоставленное фото совпадает, к примеру, с селфи в соцсетях, водитель допускается на вызовы», – рассказал Михаил Черномордиков.

Нейронные сети с помощью анализа данных решили еще одну проблему безопасности – оказывается, по стилю вождения машины и по динамике движения автомобиля можно точно сообщить, когда водитель физически устал и ему лучше отказаться от очередного вызова.

«Даже чтобы установить такие признаки в динамике движения авто, необходимо было переработать огромный объем информации – и негативной в том числе, те же аварии. «Уберу» с его автопарком и объемом заказов, думаю, легко было сделать это в сравнительно небольшой срок. Отмечу, что и я сам как водитель был бы не против, если машина подсказывала бы мне – «дорогой, ты устал, а ехать еще далеко, лучше остановись и выпей кофе», – отметил, в свою очередь, директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант.

С помощью нейронных сетей можно решить практически неограниченный круг житейских проблем, отметил Себрант. «К примеру, уже создан продукт для одного из сайтов по продаже автомобилей. Нейронная сеть подскажет продавцу, какое именно фото авто поможет продать его, скажем, на три дня быстрее всех остальных. Проведенное исследование показало – даже «продажники» и маркетологи с многолетним опытом этого сделать не могут. А нейронная сеть может», – рассказал эксперт.

IT-продукты, созданные для решения мелких бытовых проблем, будут пользоваться очень большим спросом уже сейчас, в 2016 году, предрек Андрей Себрант.

«Очень часто от программистов приходится слышать: «Как же хорошо было тем, кто работал в 90-е! Тогда все было неосвоенной территорией, сделай шаг вправо или влево, воткни палку – вот тебе и открытие». Сейчас, на мой взгляд, ситуация аналогичная – воткни палку, создай любой продукт и обмотай его машинным интеллектом – и все тут же заколосится», – подчеркнул директор по маркетингу сервисов «Яндекса».

Тем не менее, незаметно, но ощутимо изменившаяся цифровая среда не всегда сказывается на людях и компаниях положительным образом. В частности, от людей, как когда-то в начале эпохи индустриализации, потребуется большая мобильность – часть профессий просто отомрет за ненадобностью. Во времена рыночного капитализма XXI века это означает необходимость потратить пять-шесть лет на переобучение и овладение новыми навыками. Однако эту сторону медали обществу придется прочувствовать позднее.

Сейчас же реалии традиционно опережают реакцию на них людей. Отстает и традиционно неповоротливая сфера законодательства – накопившиеся проблемы в части легализации интернет-контента и соблюдения авторских прав в России по-прежнему требуют решения. Интернет-пираты как Лернейская гидра, отметили эксперты – чем больше решаешь проблем и отсекаешь голов, тем скорее появляются новые.

«Если посмотреть данные Google, то 80 % поисковых запросов в Рунете ведет на пиратские ресурсы», – отметил Евгений Трухин, представитель сайта zaytsev.net. Поэтому, несмотря на медленно, но верно продолжающуюся легализацию контента в Рунете противостояние «пиратов» и правообладателей по-прежнему идет. Первые не хотят договариваться из принципиальных соображений (как и потребители такого контента – примерно 52 % от всех пользователей).

«Вторые просто знают, что легче договариваться с пиратами, когда на стене уже висит пара повешенных пиратов», – не удержался от шутки Евгений Трухин.

Позицию правообладателей тоже можно понять: чем сильнее законодательно регулируется digital-сфера, тем ценнее становится уникальный контент, являющийся источником монетизации многих ресурсов. Так, некоторые российские СМИ по примеру западных коллег с 2014 года внедряют практику платных подписок и ограниченного доступа к материалам для широкого круга читателей. Среди таких СМИ – телеканал «Дождь» с его практикой донации, «Слон» и «Ведомости» с платной подпиской.

Пока далеко не все российские потребители приветствуют подобную практику – к примеру, у американского медиа-гиганта New York Times около 1,5 млн подписчиков, тогда как у российских «Ведомостей» и «Слон.ру» – пока около 20 тысяч. Тем не менее, те же «Ведомости» продолжат развивать практику платных подписок и далее, обыгрывая различные форматы доступа и внимательно отслеживая конверсию, отметила бывший digital-директор «Дождя» и нынешний digital-директор «Ведомостей» Елена Кирюшина на площадке «Медиабизнес: контент, дистрибуция, деньги».

Впрочем, молодые люди уже нашли более простые способы монетизировать дистилированные IT-продукты. Многочасовые посиделки за очередной компьютерной игрушкой превратились в киберспорт, а он, как и любой спорт, оброс своими чемпионатами, многомиллионной армией поклонников и звездами-спортсменами. Одного из российских чемпионов на площадке форума презентовала генеральный директор «Матч ТВ» Тина Канделаки – Антон Черепенников в свои 27 лет является главой холдинга ESforce и руководителем российской киберспортивной команды Virtus.prо. После того, как команда стала многократным чемпионом турниров России и СНГ, USM Holdings Алишера Усманова совместно с «ЮТВ Холдингом» инвестировал в команду 100 млн долларов.

«Киберспорт хорош тем, что любой желающий может начать им заниматься – нужны лишь компьютер, мышь и большое желание. А если игрок действительно начинает выигрывать турниры и показывать высокие рейтинги, спонсоры и агенты сами выйдут на него», – поделился Антон Черепенников со слушателями.

Отвечая на вопрос «ФедералПресс» об имидже игроков и о том, как воспринимают киберспортсменов рядовые россияне, он отметил, что общество давно привыкло к онлайн-играм как к еще одной обыденной части жизни. «Лично я никогда никакой дискриминации и не чувствовал», – подчеркнул чемпион.

В целом экспертов не пугает ошеломляющий темп развития технологий. Порабощение людей искусственным интеллектом и воплощение «Матрицы» в ближайшем будущем нам точно не грозит, уверен Антон Себрант.

«Если говорить об изобретении искусственного разума, который со временем наверняка научится сам ставить себе задачи, то я вижу здесь полную аналогию с изобретением водородной бомбы. Дело не в самой технологии. Дело в том, в чьих именно она окажется руках и с какой целью будет использована. А это как раз зависит не от машинного интеллекта. Это зависит только от самих людей», – резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.