Поправки в избирательное законодательство до конца года рассмотрят депутаты Госдумы. Речь идет об отмене так называемого «муниципального фильтра» на выборах глав субъектов. С таким предложением выступили представители «Справедливой России». По мнению политологов, это ожидаемая инициатива: политическая ситуация в стране стабилизировалась, поэтому Кремлю опасаться нечего, да и общество «повзрослело» и уже вполне готово к упрощенной процедуре. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Муниципальный фильтр при выдвижении кандидатов в главы российских регионов был введен в 2012 году по предложению экс-мэра Самары (ныне – члена Совета Федерации) Дмитрия Азарова. Суть этой нормы, напомним, заключается в том, что каждый, кто решил бороться за губернаторское кресло, обязан в поддержку своего выдвижения собрать определенное количество подписей местных депутатов.
Авторы законодательной инициативы, депутаты фракции «Справедливая Россия», считают, что действующая процедура «негативно отражается не только на самих выборах и реализации избирательных прав граждан, но и оказывает отрицательное влияние на развитие институтов местного самоуправления». «Кандидат с соответствующим «административным ресурсом» оказывает давление на муниципальных депутатов, собирает такое число подписей за себя и «угодных» кандидатов, чтобы не допустить до участия в выборах «неудобных» конкурентов», – отмечают инициаторы проекта.
С этим согласны и политологи. По словам генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, вводя фильтр, думали, что «партии будут больше заниматься муниципальными выборами, чтобы получить свой муниципальный пул». «Время прошло. Выяснилось, что на первом этапе все подписи собирали губернаторы от «Единой России», остальным ничего не оставалось, потому что один и тот же депутат не может дважды поставить подпись, – отметил Хомяков. – Потом в Кремле посчитали, что выборы должны быть конкурентными, и разослали новое указание: губернаторы должны были призывать «Единую Россию» собирать подписи для оппозиции, да и для всех желающих. Зачем такой фильтр? Он фильтром перестал быть».
Наглядный пример привел депутат Заксобрания Свердловской области от КПРФ Вячеслав Вегнер. В регионе муниципальный фильтр установлен на уровне 8%. «Для прохождения фильтра нужно порядка двухсот подписей. Ни одна партия, кроме «Единой России», не имеет такого количества депутатов. Идти на поклон к «Единой России», как это сделал [кандидат в мэры Москвы в 2012 году оппозиционер Алексей] Навальный? Мы точно не будем этого делать. А, следовательно, наш кандидат фильтр не пройдет. Дадут они подписи, если он будет конкурентен им?» – пояснил Вегнер.
Президент Центра прикладных исследований и программ Александр Точенов полагает, что введение муниципального фильтра было «частично оправдано»: это позволило отсечь от власти в регионах криминалитет. «Была и негативная составляющая: фильтр использовали в том числе для того, чтобы на местах отсечь неугодных стоящим у власти: местечковые начальники всегда старались это использовать»,- говорит политолог.
Предложение об отмене муниципального фильтра, в целом, сегодня поддержали все опрошенные «ФедералПресс» эксперты. Член законодательного комитета Курганской областной Думы Борис Шалютин объясняет свою позицию тем, что это позволит сделать процедуру выдвижения «максимально открытой, демократичной и доступной».
По словам политолога Аббаса Галлямова, «с отменой фильтра значительно возрастёт конкуренция и снизится предсказуемость» выборов. «Вкупе с ростом протестных настроений это приведёт к тому, что провластные кандидаты начнут проигрывать кампании, и к власти в регионах будут приходить оппозиционеры», – отметил эксперт.
Впрочем, как считает политолог Валерий Хомяков, бояться прихода к власти оппозиционеров Кремлю не стоит – в конечном счете, все они будут «встроены» в единую вертикаль власти. «Придет оппозиционер, и что он сделает? Он что, страну уведет? Куда ему деться, несчастному, если у него денег нет? В Госдеп? Кто ему там даст? В Европу? Там тоже его никто не ждет, – иронизирует Хомяков. – Куда он побежит? В Администрацию президента – кто на четвереньках, кто ползком».
Иначе говоря, политическая и социально-экономическая ситуация в стране сегодня такова, что федеральным властям опасаться нечего: буйные губернаторы не появятся. Руководитель Центра политических исследований ИГСО Михаил Нейжмаков считает, что «партии парламентской оппозиции, в большинстве случаев, не пойдут на конфликт с федеральными властями». «А внесистемных политиков от выборов можно отсечь и другими способами, – отметил эксперт. – Больше всего отмена «фильтра» ударила бы по губернаторам, у которых окончательно испорчены отношения с региональными элитами и при этом не так уж сильна поддержка со стороны «центра»».
По мнению политолога Александра Точенова, Кремль создал «большой запас прочности». «Президент сам подталкивает к таким шагам, – говорит эксперт. – Опасаться ничего не стоит. Наоборот, будет лучше для общества, для власти. Могут появиться новые бодрые люди, бодрые силы, которые внесут что-то новое и правильное».
Основные проблемы порой возникают как раз с кадрами. Яркий пример – Евгений Зиничев, который не пробыл на посту врио губернатора и трех месяцев. Очевидно, что не каждый амбициозный политик может адекватно оценить свои возможности и способности к управлению регионом, тем более в сложных социально-экономических условиях, а где-то еще и в условиях внутриэлитных конфликтов. Тем более что, по словам политолога Валерия Хомякова, за губернаторские места «борьба в основном происходит внутри партии власти».
В итоге получается, что, как отметил Хомяков, – «они все (губернаторы, – ред.) – коленопреклоненные». «Они не знают, с одной стороны, как выполнить указы президента, с другой – вынуждены отменять социальные и инвестиционные проекты и перебрасывать деньги на выполнение указов. Если честный человек придет туда, ему очень трудно будет работать. А если кто-то придет и будет просто воровать, а потом заносить деньги, чтобы его не сняли, – это не работа, а преступление», – резюмировал политолог.
Депутат Думы Зауралья Борис Шалютин объясняет снижение числа желающих стать губернаторами «высокой степенью предопределенности результатов». «Губернатор несет практически всю полноту ответственности за все, что происходит в регионе, – отметил Шалютин. – При этом он не располагает надлежащими ресурсами для эффективного воздействия на ситуацию и решения существующих и возникающих проблем».
Отпугивающим фактором, по мнению политолога Александра Точенова, можно считать и требование президента страны о национализации элит. «Национализация элит – это не только вывод своих средств и активов из за границы и возвращение их в Россию. Это и думы о Родине, что называется: ты на Родину должен работать в первую очередь, ты – элита», – пояснил эксперт.
Но ситуация может кардинально измениться. Ведь, как отметил Александр Точенов, «та система выборов, что применялась долгие годы, вычистила поле потенциальных политиков регионального уровня». Потенциальными кандидатами в губернаторы можно считать депутатов Госдумы, избранных в одномандатных округах.
Политолог Михаил Нейжмаков отметил, что отмена фильтра «еще не означает, что выборы станут более конкурентными автоматически». «Еще в ходе губернаторских кампаний первой половины 2000-х годов оппозиционные партии нередко предпочитали договариваться с губернаторами, чем выставлять против него своих кандидатов. Скорее всего, во многих регионах представители парламентской оппозиции предпочтут не рисковать, а использовать новые возможности как еще один аргумент для торга с губернаторами», – отметил эксперт.
Все «за» и «против» отмены муниципального фильтра, по мнению генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, новый куратор внутренней политики Сергей Кириенко хорошо взвесит и «не будет этой глупостью заниматься». «Я думаю, что Сергей Владиленович приложит максимум усилий, чтобы эта норма была отменена, – заявил Хомяков. – Надеюсь, что он попросит единороссов поддержать инициативу. Есть еще и [спикер Госдумы Вячеслав] Володин, большой знаток внутренней политики (без иронии говорю): он знает, как «работает» этот фильтр, думаю, он тоже поддержит эту инициативу».
Между тем, у политолога Аббаса Галлямова иное мнение на этот счет: с одной стороны, он согласен, что процедура муниципального фильтра изжила себя, однако на ее отмену Кремль все же не решится. «Думаю, что фильтр отменят не раньше, чем в стране начнутся массовые протесты, подобные «болотным» протестам 2011-2012 годов. Они вряд ли начнутся перед президентскими выборами. Только если популярность Путина резко упадет, и у него появится сильный соперник, которого не допустят до выборов. Это маловероятно».
Об утопичности идеи отмены фильтра для кандидатов в губернаторы «ФедералПресс» заявил и депутат Заксобрания Свердловской области от КПРФ Вячеслав Вегнер. Он считает, что «новый состав Думы никогда не примет данный законопроект, так как это не в интересах «Единой России»».
На данный момент законопроект эсеров направлен на обсуждение в комитеты и фракции Госдумы, в Совет Федерации, в Общественную палату и Счетную палаты, в законодательные органы власти субъектов и другие структуры. До конца ноября в парламенте ждут отзывы о нем. В первом чтении депутаты планируют рассмотреть документ уже в декабре.