Губернатор Владимир Владимиров поручил правительству края проработать комплекс мер по развитию в регионе экологически чистых видов транспорта. Странно что при этом никто не вспоминает о экомобилях, которые частично за счет бюджета начали поступать в кисловодскую автоколонну №1721 еще в конце 2012 года. О печальной судьбе экотранспорта на Ставрополье – в материале корреспондента «ФедералПресс».
Разговоры об инновациях
Глава Ставропольского края выступил с инициативой обнуления налоговой ставки для транспорта, работающего на электроэнергии. Соответствующий законопроект для внесения в думу Ставропольского края поручено подготовить министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и министерству дорожного хозяйства и транспорта региона.
«Отдельно обращаюсь к муниципалитетам: обеспечить возможность электромобилям парковаться бесплатно. Это касается и краевого центра, и других территорий края», – также отметил Владимир Владимиров. Напомним, что вопрос о стимулировании внедрения экологически чистого транспорта в городах-курортах Кавминвод обсуждался накануне на состоявшемся в регионе выездном совместном заседании трех комитетов Совета Федерации России.
При этом почему-то никто не вспомнил амбициозный проект по внедрению экологически чистого транспорта, которому дали зеленый свет еще в 2012 году. Ставрополье, первое из российских регионов, подписало соглашение о сотрудничестве по внедрению экологического транспорта с АвтоВАЗом. Заинтересованы в проекте были два губернатора подряд: сначала Валерий Гаевский, а потом и Валерий Зеренков.
Парк без экотранспорта
Оба были уверены, что электромобили являются одним из наиболее перспективных предложений в сфере применения альтернативных источников энергии в автотранспортной сфере. В краевом правительстве даже была создана специальная рабочая группа. Была определена и пилотная площадка «электромобильного» проекта в крае. Это город Кисловодск, где электромобиль, как задумано, впервые должен был выйти на улицы в качестве такси. Машины должны были поступить в кисловодскую автоколонну № 1721.
Основным партнером края в осуществлении проекта тогда стал концерн «АвтоВАЗ». С компанией уже проработаны вопросы выпуска для Ставрополья электромобиля El Lada. Сумма проекта составляла 120 миллионов рублей, 60 % из которых собирался оплатить инвестор. Остальные деньги должны были делиться между правительством региона, и концерном «АвтоВАЗ». Последний обязался предоставить скидки на первую партию электромобилей.
Сообщалось, что скорость экологически чистого отечественного транспорта составляет до 150 километров в час. Есть возможность быстрой зарядки аккумулятора – в пределах 30–40 минут. Без «заправки» электромобиль сможет преодолеть примерно 150–200 километров. Гарантийный срок эксплуатации составляет 2 года или 60 тысяч километров, что сопоставимо с характеристиками обычного автомобиля. Электромобиль АвтоВАЗа уже испытывался в крае. Кроме того, в Кисловодске состоялся повторный тест-драйв доработанного образца.
Всего пять
Планировалось приобрести партию из 90 машин. Рыночная стоимость каждой составляет примерно 1,2 миллиона рублей. Ближайшим по характеристикам аналогом отечественного электроавтомобиля является продукция японской компании Mitsubishi, которая дороже на 30–40 процентов. Проект планировали запустить к апрелю 2013 года. Предусматривалась не только поставка электромобилей, но и создание сети заправочных станций в Кисловодске и других городах Кавказских Минеральных Вод.
Подобные программы наработаны в основном в Китае – правительство края опиралось на него и другую мировую практику при разработке планов внедрения электромобилей на Ставрополье. «Этот проект носит не только практический характер с точки зрения экономики, но также призван популяризировать Кавминводы и Кисловодск в частности как место реализации новых уникальных проектов. Мы также рассчитываем получить дополнительный стимул для развития туристской индустрии в регионе», – заявляли власти. Был утвержден дизайн первых в крае электротакси – они будут окрашены в желто-зеленые тона.
Все документы были подписаны, и завод успел отправить первые пять автомобилей. Наработки должны были позволить Ставропольскому краю стать первым в России регионом, внедрившим столь масштабный инновационный проект. Кроме того, учитывая, что на сегодняшний день львиная доля загрязнений воздушной среды в городе-курорте Кисловодске приходится на долю автотранспорта, реализация проекта позволила бы значительно ослабить вредное воздействие на окружающую среду города и региона.
Власти не оценили
Но власти в регионе вновь сменились, и о уже запущенном проекте забыли. Оказалось, что ни одно из министерств региона не знает о судьбе как всего проекта, так и пяти приехавших в край автомобилей – они словно испарились, а готовый проект исчез. Причем в каждом из министерств экспертному каналу говорили, что, мол, они точно не имеют отношения к экотранспорту и не представляют, чем закончилась история.
Ситуацию прояснил директор кисловодской автоколонны № 1721 Шамиль Касымов, который считает, что нынешние власти региона просто далеки от имиджевого проекта. «Сначала по плану пришли пять машин, вторая часть машин должна была прийти осенью 2013 года, но в крае поменялось руководство. Человек из нефтегазовых структур, вероятно, не интересуется этим. Я пробовал доказать, но у меня не вышло. Да и закон о такси фактически на Ставрополье не работает, в этом сегменте проблемы огромные, – говорит Касымов. – У нас вместо девяноста машин есть всего пять. Да и те, если честно, мы используем для технических нужд. Но в Кисловодске самый большой парк в Европе, в нем 25 километров асфальтовых дорог, по которым планировалось пустить экологически чистый транспорт. Но такси – очень конкурентная сфера, и во всем мире у владельцев экомашин есть льготы, а у нас такого нет. Поэтому без льгот или некой господдержки мы на рынке не сможем быть успешными. Но все равно мы были первыми в стране. Всего в России 722 автомобиля, которые заряжаются электричеством, в нашем крае – двадцать, в Краснодаре – 45 машин. Увы, наши огромные планы стали историей».
Заигрывают с альтернативной энергией
Надо сказать, что в крае регулярно появляются проекты так или иначе касающиеся либо экомашин, или альтернативной энергии. В Ставропольском крае настойчиво и регулярно, но неудачно ищут альтернативные источники энергии. Ставрополье является энергоизбыточным регионом. Край не потребляет и половины той энергии, которую получает благодаря мощным тепловым электростанциям. При этом краевые власти периодически предлагают проекты альтернативных источников энергии. Проекты эти оцениваются экспертами как дорогостоящие и убыточные.
Так, экс-губернатор Ставрополья Валерий Гаевский зимой 2011 года открыл котельную с котлоагрегатом для производства тепловой энергии, использующим биотопливо. Она стала первой в стране, получающей тепло из соломенных пеллетов. Пилотный проект в 24 миллиона бюджетных рублей остановился спустя месяц. Оказалось, что стоимость пеллетов выше газа. Покупать биотопливо за рубежом дорого, а качество отечественного невысокое из-за удобрений, которые используют в полях для пшеницы. Из-за этого пеллеты не горят, как должны, а остекленевают, превращаясь в камень.
И при Гаевском, и при Зеренкове на Ставрополье искали альтернативные источники энергии. Экс-министр энергетики, промышленности и связи региона Дмитрий Саматов утверждал, что энергоизбыточность инновациям — не помеха. Под его руководством был разработан проект кисловодской солнечной электростанции, включенный в перспективную схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики Ставропольского края. Но пока дальше разработки проекта дело не сдвинулось. Как сообщили экспертному каналу источники в правительстве региона, проект СЭС реализован не будет.
Неинтересная энергетика
Как считают чиновники, одно из ведущих мест в энергообеспечении на территориях субъектов СКФО должна занять геотермальная энергетика. Уже несколько лет прорабатывается вопрос о реализации в Ставропольском крае на базе Казьминского месторождения геотермальных вод пилотного проекта энергетического комплекса. Но источники в ведомстве считают, что дальше проработки вопрос не пойдет, потому что он никому не интересен.
Директор Ставропольэнерго Игорь Демчак считает, что проекты альтернативных источников энергии властям не интересны, потому что на Ставрополье высокая газификация. «Регион газифицирован на 98%, о каких возобновляемых источниках энергии можно говорить? Тем более что энергия солнца — это дорого. Сейчас одна компания начинает ветромониторинг, о результатах которого можно будет говорить не раньше, чем через год. Проектов термальной энергетики рабочих в крае нет, просто они не нужны», – говорит он.
Президент Торгово-Промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец рассказал, почему ни один из краевых проектов возобновляемых источников энергии не был доведен до конца. «Многие проекты просто не проходят хорошую экспертизу у специалистов, в том числе и ВИЭ. Помню, в 2008 году Гаевский представил Путину на экспозиции в Сочи солнечную батарею. Гаевский тогда заявил, что на Ставрополье начнут производить эти батареи в 2009 году. А потом выяснилось, что проект не прошел экспертизу специалистов и там были использованы технологии из каменного века. Это касается и солнечной электростанции под Кисловодском, я говорил, что проект неудачный. Второй момент заключается в том, что альтернативные источники энергии по сути дела не имеют экономического эффекта. Они просто не интересны бизнесу. Сейчас энергетика выпала из рыночной экономики. Она псевдорыночная, монополизированная и приватизированная кланами, которые заинтересованы только в деньгах. Поэтому энергию солнца или биотопливо используют как палочку-выручалочку, которую можно выдать за имиджевый проект. Это сиюминутные проекты, для другого же, по-настоящему нужного, надо пахать. Это не то, чем должны заниматься, в крае проблем хватает: и дороги плохие, и зарплаты маленькие, и социальные проблемы», – объясняет президент ТПП.