Члены профильного комитета нижегородского парламента сегодня так и не смогли выработать рекомендацию по принятию или непринятию в первом чтении областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. Основным камнем преткновения оказалась поправка о перераспределении отдельных видов налогов в другой областной закон – о межбюджетных отношениях, – которая законодательным собранием еще не принята, но в случае принятия, по мнению областного правительства, повлечет уменьшение финансовой помощи муниципалитетам. Кроме того, у депутатов остались вопросы в части обеспечения публичных обязательств региона по поддержке отдельных категорий граждан. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Члены комитета законодательного собрания Нижегородской области по бюджету и налогам в понедельник приступили к рассмотрению в первом чтении областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. В четверг на прошлой неделе депутаты так и не дошли до этого вопроса повестки и остановились после обсуждения поправки депутата Юрия Лебедева в региональный закон о межбюджетных отношениях. Суть поправки заключалась в том, чтобы в бюджетах городских округов оставались 20 % налога на имущество и 50 % налога, получаемого по упрощенной системе налогообложения (сейчас эти виды налогов в бюджеты этих муниципалитетов не зачисляются), а также дополнительно 5 % к НДФЛ. По словам Лебедева, поправки касаются 10 городских округов Нижегородской области. Тогда поправка Юрия Лебедева вызвала споры, но большинство депутатов все же одобрили ее, после чего в заседании бюджетного комитета был объявлен перерыв до понедельника. Впрочем, и сегодня парламентарии так и не смогли достичь решения по рекомендации относительно проекта бюджета, выстроив, по словам спикера заксобрания Евгения Лебедева, не диалог, а систему взаимных упреков.
Деньги – с инвесторов, помощь – промышленности
Депутаты не стали дослушивать до конца доклад министра финансов Нижегородской области Ольги Сулимы, который она неоднократно озвучивала ранее, и перешли к вопросам и предложениям по поправкам. В частности, депутаты одобрили выделение 3 млн рублей на создание первого в регионе национального парка. Получила продолжение инициатива председателя комитета заксобрания по имуществу и земельным отношениям Андрея Тарасова по увеличению доходной части бюджета на 500 млн рублей, полученных от претензионной работы по недоимкам инвесторов, и направлению этих средств в областной фонд развития промышленности.
Тарасов сообщил со ссылкой на данные нижегородского министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений, что из общей суммы задолженности в 2 млрд 45 млн рублей министерство будет работать с 1,3 млрд рублей долгов. В свою очередь Ольга Сулима посоветовала не торопиться с внесением этой суммы в бюджет, поскольку взысканная задолженность может поступить и в конце следующего года, а может и вовсе не прийти. Слова Сулимы проиллюстрировала глава нижегородского Мининвеста Екатерина Пивоварова: на 430 млн из 1,3 млрд рублей уже имеются положительные решения суда, однако, как показывает практика последних лет, средний процент взысканий задолженности даже по судебным решениям составляет всего 1,08 %, и, по мнению Пивоваровой, налицо неэффективная работа Федеральной службы судебных приставов.
Заместитель председателя заксобрания Олег Сорокин посчитал однобоким пенять на судебных приставов. «Надо разобраться, а как фирмы с минимальным уставным фондом, с нулевыми балансами стали получателями столь существенных материальных активов по линии инвестсовета, а потом говорить: с драного кота уже ничего не возьмешь. Как мы отбираем инвесторов? Качество этих инвесторов, которых мы, так сказать, зачастую бронируем, крайне низкое. Мы сначала никому не известной фирмешке отдаем серьезные активы, получаем долгов на два миллиарда, потом героически пытаемся с этих пустышек что-то получить. Не кажется странноватым вообще этот механизм?», – аргументировал он.
Председатель бюджетного комитета Александр Шаронов обратил внимание коллег, что в проекте бюджета на будущий год и без того заложены оптимистичные цифры по налогу на прибыль, а «этих полмиллиарда рублей не будет точно, к гадалке не ходи». Он предложил либо не принимать эту поправку, либо прописать открытие лимитов в фонд развития промышленности только в пределах фактического поступления взысканной задолженности. Однако Тарасов оставил свое предложение без изменений, и его поддержали 19 членов комитета (девять и восемь депутатов проголосовали против и воздержались соответственно).
Межбюджетная поправка
Однако центральным вопросом обсуждения вновь стала поправка Юрия Лебедева, которую большинство членов комитета одобрили в минувший четверг. Сегодня проект бюджета был вынесен на обсуждение депутатов без ее учета, то есть в той же редакции, в какой он поступил в заксобрание и представлен 10 непрофильным комитетам, поскольку она не была принята законодательным собранием региона. Вместе с тем нижегородский Минфин подсчитал, что с ее принятием муниципалитеты рискуют не получить финансовую помощь на 4,8 млрд рублей.
Олег Сорокин высказал мнение, что дискуссия сводится к тому, что глав местного самоуправления пугают лишением дополнительной помощи, а тем временем нужно искать другие источники реализации поправки, и привел в пример продажу «чудища, которое стоит во дворе» (строящееся здание правительства – прим. ред.), «нескольких дворцов, усадеб» в курортном поселке Зеленый город, сокращение объема поддержки СМИ и «безумных аппаратов пресс-служб». «Я уверен, что, если бы подобные письма получили главы МСУ, они бы сейчас говорили: отличное решение, наконец-то стали думать, как сэкономить бюджетные деньги», – сказал Сорокин. По его мнению, представленный проект бюджета есть смысл принимать, когда все поправки будут в том или ином объеме учтены. «Должна начаться какая-то работа. Если мы такую работу не планируем пока начинать, то возникает вопрос, зачем этот документ сегодня утверждать?», – спросил он.
Не все депутаты оказались солидарны с Юрием Лебедевым, Сорокиным и их сторонниками причем не только в части содержания поправки, но и в части соответствия ее регламенту: к ней не было приложено финансово-экономическое обоснование. «После того, как мы, может быть, ее примем, я лично подам в суд и оспорю ее, потому что она подана с нарушением всех наших регламентов и норм. У меня на данный момент есть письмо только из одного района области, а позвонили мне фактически все районы, которые у меня есть – а у меня их шесть, от которых я избирался. Они уже примерно оценили то, что было написано. Допустим, с Починковского района порядка 80 млн рублей будет снято. За счет чего район и другие районы будут существовать? Я не знаю. И так безответственно поправки вкидывать безо всякого обоснования, конечно, можно, но это неуважение и к нам, как остальным депутатам», – заявил Дмитрий Малухин.
«Я бы на месте правительства вообще сделал по-другому. Сколько там? 5 миллиардов сверху? Да не вопрос, только потом лимиты открывал бы адресно. И там (в бюджете – прим. ред.) есть программы, которые область будет делать в то числе в Нижнем Новгороде, – выступал Александр Шаронов. – Вы посмотрите, у нас все программы развития на следующий год – все в Нижнем Новгороде, под флагом подготовки к чемпионату мира. Мне он на фиг не нужен, этот чемпионат мира, но у нас деньги области будут в Нижнем Новгороде по этой причине. Я насчитал грубо более 12 миллиардов областных плюс федеральных денег. Если мы входим в 2017 год без бюджета области, одна из потенциальных угроз – потеря финансирования по федеральным программам».
Социалка в минусе
Между тем заместитель председателя заксобрания Ольга Щетинина обратила внимание коллег и правительства региона на недостаточность средств, заложенных в проекте бюджета на ежеквартальную денежную компенсацию на проезд отдельных категорий граждан, выплаты ветеранам труда Нижегородской области и компенсацию оплаты жилья и коммунальных услуг для многодетных семей. Также, по ее словам, вообще отсутствуют средства на дополнительное обеспечение многодетных матерей, удостоенных наград за особые материнские заслуги.
Заместитель министра социальной политики Нижегородской области Нина Расцветова пояснила, что в части выплат ветеранам труда в заксобрание внесен законопроект о критериях нуждаемости, и с его учетом был разработан проект бюджета, который заксобрание будет рассматривать в декабре. Ситуацию с многодетными семьями в правительстве пояснить не смогли, но первый замглавы Минсоцполитики Евгений Морозов выразил готовность ее обсудить.
Олег Сорокин предлагал проект бюджета на будущий год отклонить, коммунист Владислав Егоров и спикер Евгений Лебедев – отложить его обсуждение до вторника, что в итоге и было сделано. Александр Шаронов допустил, что принятие областного бюджета может затянуться и потребует каких-то дополнительных заседаний заксобрания. «Параллельно с тем, что мы сейчас здесь обсуждаем, идет изменение федерального законодательства, которое в любом случае нас заставит возвращаться еще раз к первому чтению до конца текущего года, потому что федеральные законодатели в этих числах изменяют межбюджетные отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, соответственно, любые цифры», – подытожил глава комитета.
Тем временем по результатам публичных слушаний, которые также прошли сегодня, проект областного бюджета был рекомендован к принятию. Как сообщила пресс-служба губернатора и правительства региона, в слушаниях в очной и заочной формах приняли участие более 1,5 тыс. жителей региона.
Фото: newsnn.ru.
Кризис в нижегородском заксобрании