1 декабря Волгоградская облдума приняла бюджет региона на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. В документе существенно сокращены расходы на социальную сферу и развитие экономики, при этом увеличены выплаты по кредитам. Народные избранники не особо спорили с областными финансистами, которые обещают, что федеральный центр вскоре увеличит поддержку региона. Подробности – в материале корреспондента РИА «ФедералПресс».
Трехлетний бюджет региональное заксобрание приняло сразу во втором и третьем чтениях и без особых споров – они прошли ранее в комитетах думы. Бюджет заложен бездефицитным: и доходы и расходы утверждены в размере 73,1 млрд рублей, что соответственно на 8,4 % и 14,7 % ниже показателей текущего года.
В документе предполагается рост собственных доходов области почти на 3 млрд – до 59 млрд рублей, а вот федеральные дотации сокращаются более чем на 7 млрд – до 13,2 млрд рублей. В 2018 и 2019 годах доходы бюджета, по мнению областных финансистов, обязаны вырасти до 75,1 млрд и 77,7 млрд рублей, причем собственные доходы в 2018-м составят 63,5 млрд рублей, в 2019 году уже больше 66 млрд рублей. Планы основаны на экономическом прогнозе, согласно которому индекс роста прибыли прибыльных организаций в регионе будет расти на 5-5,5 % ежегодно.
В 2017 году власти снизят бюджетные расходы по всем разделам бюджетной классификации кроме обслуживания госдолга (+71,6 %) и национальной безопасности (+14,3 %). Последнее связано с реализацией программы «Безопасный город» (система видеофиксации) и потребовало увеличения расходов на областной комитет информационных технологий. Остальные отрасли секвестированы в среднем на 15 %. Социальная политика по сравнению с 2016 годом недосчитается 4,64 млрд рублей (16,3 %), из которых 4,3 млрд – это сокращение социальных выплат. Образованию минусуют почти 26 % (5,2 млрд рублей), в том числе 1,2 млрд на дошкольное образование, а общее образование, по сравнению с бюджетом этого года, недосчитается 3,3 млрд рублей. Расходы культуры снизят всего на 1,7 %, а вот здравоохранение почти на 17 % – с 6 млрд рублей в бюджете 2016 останется только 5 млрд рублей в следующем году.
Среди распорядителей бюджетных средств 28 из 38 снизят расходы. Сильнее всего пострадает комитет природных ресурсов и экологии, которому финансирование снижают более, чем на 70 % и комитет по ЖКХ – почти на 62 %. Интересно, что ассигнования на аппарат губернатора сократят всего на 0,9 %, хотя ранее власти распространили сообщение, что губернатор сокращает треть сотрудников этого органа. Возможно, снизить затраты не позволят компенсационные выплаты увольняемым. Больше всего вырастет финансирование комитета по подготовке и проведению футбольного чемпионата мира 2018 года – в 4,5 раза – до 290 млн рублей и комитета информационных технологий – на 204 % (или 802 млн рублей – из-за затрат на «Безопасный город»).
Крайне проблемным вопросом становится обслуживание ранее взятых кредитов, в том числе и бюджетных. В 2017 году область возьмет в долг 41 млрд рублей – почти вдвое больше, чем в текущем году. 10 млрд предполагается получить за счет размещения облигационного займа, остальное – коммерческие кредиты. Из-за нарушений регионом соглашения с Минфином РФ до конца первого полугодия 2017-го область должна вернуть бюджетные кредиты на 13,7 млрд рублей. Для этого придется занимать в банках.
По заверению вице-губернатора по финансовому блоку Александр Дорждеева, область выполняет все пункты постановления правительства, а поэтому рассчитывает на то, что соглашение будет пересмотрено и досрочной выплаты не потребуется. Более того, область рассчитывает, что получит новые кредиты федерального бюджета, и наращивать долги регион не намерен. Так, в бюджете прописано обязательство не увеличить на конец года общую величину госдолга – на 1 января 2018 года он должен остаться на уровне 53,3 млрд рублей, а в последующие годы сокращаться. При этом обслуживание госдолга вырастет почти на 72 % – до 4,8 млрд рублей. В 2018 и 2019 годах уплата процентов станет еще более обременительной – 6 и 6,5 млрд рублей.
В заключении областной контрольно-счетной палаты указано, что в расходной части документа отмечено недофинансирование обязательных расходов (так называемых ПНО – публичных нормативных обязательств) на 3 млрд рублей по сравнению с потребностью и на 3,6 млрд рублей по сравнению с уровнем 2016 года. Как пояснили депутаты, фактически речь идет о не гарантированной выплате зарплат, пенсий и пособий. По отдельным статьям бюджета они прописаны на 11, а по некоторым всего на 8-9 месяцев.
В отличие от бурных споров во время работы в комитетах, на пленарном заседании думцы (за исключением депутата от КПРФ Михаила Таранцова) не высказывали публичных претензий властям. Депутат Владимир Ефимов, который в прошлом созыве был председателем облдумы, обратился к финансистам с просьбой «обратить внимание на все замечания, предложения комитетов и КСП» и учитывать их в дальнейшей работе по корректировке бюджета.
Депутат Анатолий Бакулин и вовсе заявил, что «кредитоваться – это нормально, все предприятия тоже так живут и работают и развиваются». «Главное, чтобы план заимствований выполнялся четко», – добавил народный избранник.
Заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Владимир Попов пояснил, что депутаты были вынуждены согласиться, поскольку общие параметры уже утверждены и остается ждать того, как администрация поработает с федеральными властями и крупными налогоплательщиками. При этом лично он «принципиально не согласен с принципом «мнимой бездефицитности». «Я считаю, что это ошибка. Мы сами себе урезаем возможности роста за счет участия в программах. Коллеги из Госдумы мне рассказали, что при обращении в Минфин другим регионам утверждают на условиях софинансирования в 5 %, а Волгограду говорят, что надо 20 % собственного при 80 федерального. Мол, вы же бездефицитные. Это логично. Любой так бы рассуждал», – говорит Владимир Попов. «Будет очень обидно, если дополнительных доходов все-таки не будет и придется резать то, что есть, а это будет касаться конкретных людей», – добавил депутат.
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Карен Туманянц называет даже планируемый уровень доходов завышенными. «Есть риски того, что мы даже этих показателей не сможем получить. И мы не должны обманывать себя и жителей Волгоградской области: по факту бюджет не удастся оставить бездефицитным. Придется увеличивать расходы», – уверен Туманянц.
Добавим, что бюджет 2016 года пересматривался пять раз – четырежды в сторону увеличения по обоим направлением, при этом профицит в 4,2 млрд рублей постепенно превратился в дефицит в 5,9 млрд рублей, а также один раз в сторону сокращения.