Top.Mail.Ru
Общество
Москва
2

«Бизнес не доверяет российской науке»

ОНФ сопоставил результаты отечественных исследований и потребности населения
отрасли, влияющие на качество жизни граждан, по-прежнему остаются зависимыми от импортеров
отрасли, влияющие на качество жизни граждан, по-прежнему остаются зависимыми от импортеров

В сознании обывателя «отечественные инновации» ассоциируются с неосязаемым и абстрактным явлением, а между тем научно-технический прогресс напрямую влияет на качество жизни россиян. Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ поставил целью выяснить, как на практике наши предприятия реализуют идеи и разработки научных учреждений. Оказалось, заказ на науку в нашем обществе по-прежнему не сформирован: ученые ссылаются на зависимость от импортеров, а предприниматели в условиях кризиса предпочитают перестраховываться и покупать готовые технологии за рубежом. Удастся ли разорвать этот замкнутый круг? – Подробности в материале «ФедералПресс».

Эксперты отмечают, что последние 20 лет отечественная наука существовала по самозаявительному принципу: «что хочу – то и исследую», и, хотя в настоящий момент акценты постепенно смещаются в сторону практического применения, бизнесмены по-прежнему относятся к ней настороженно. Так, уровень государственного финансирования науки в США и в России находится примерно на одном уровне – порядка 0, 76% от ВВП, однако при этом частное финансирование за рубежом в три раза превосходит отечественные показатели. «В условиях неопределенности бизнес, зачастую, не готов вкладываться в серьезные [отечественные] разработки, предпочитая покупать готовые технологии. Как правило, он не доверяет российской науке – где-то обоснованно, где-то нет – и делает ставки на готовые технологии, покупая их не в России», – заявил член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов на конференции «Вклад отечественной науки в повышение качества жизни граждан России». По его мнению, в результате страна продолжает двигаться в колее «догоняющей модернизации». Приобретая, по сути, технологические линии производства и продукты вчерашнего дня, мы не можем конкурировать с западными коллегами, поскольку к тому времени, когда заводы и предприятия оказываются построенными и готовыми к запуску, прогресс вновь оказывается далеко впереди.

Необходимость научно-технологического развития нашей страны, как одного из гарантов устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни граждан, прописана в «майском указе» президента «О долгосрочной государственной экономической политике». Кроме того, еще в ходе прошлого Послания Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу полностью обеспечить население России отечественными продуктами питания, качественными и доступными по цене к 2020 году. Решить ее без сотрудничества научного и делового сообщества попросту невозможно. На практике за два года активного импортозамещения российским промышленным предприятиям так и не удалось сформировать «заказ на науку» и наладить конструктивный диалог с научными организациями и вузами.

Позиция догоняющего

«Для того чтобы компания могла быть конкурентоспособна на мировом рынке, необходимо довольно глубоко вкладываться в научные разработки – иначе вы просто не создадите конкурентный продукт. Никто не продаст компании научную разработку, которая будет передовой и прорывной. Либо нужно ездить по миру и скупать технологии, опять же, именно на ранней стадии, как компании, как исследовательские лаборатории», – обращается к предпринимателям Кирилл Варламов. Он так же отмечает, что приобретая готовую технологию, предприятию нужно быть готовым к тому, что рентабельность продаж будет нулевая.

Руководитель группы инновационного предпринимательства ТТП РФ Владимир Муравьев, основываясь на данных последних опросов, заявил, что примерно половина инновационных компаний готова вкладываться в отечественные разработки, однако для этого важно внедрять новые методы поддержки и открывать им доступ к новым рынкам сбыта. «[Необходимо обеспечить] доступность финансовых средств, в том числе в банковской сфере, поскольку туда идут предприниматели. Не менее важна кооперация для молодых компаний, их взаимосвязь с партнерами, с бизнесом, с поставщиками и со сбытом. Кроме того, [необходимы] стимулирование спроса и доступность рынков сбыта», – говорит эксперт. По его словам инновационные компании-члены ТПП РФ сегодня нередко сталкиваются с ситуацией, когда просто не могут достучаться до крупных предприятий, чтобы предложить им некие технологические разработки.

Перевод на коммерческие рельсы

Представители научного сообщества признают, что ключевые отечественные отрасли, которые напрямую влияют на качество жизни граждан, по-прежнему остаются зависимыми от импортеров. По словам проректора по научной деятельности Омского государственного аграрного университета, старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Виталия Алещенко, даже за оптимистичными, на первый взгляд, показателями работы АПК скрывается влияние Запада. «В настоящее время сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции являются самым растущим сектором экономики. Вроде бы, с этой стороны медали у нас все хорошо, но давайте посмотрим, за счет чего обеспечиваются эти красивые цифры, – рассуждает эксперт. – По оценкам УФАС совместно с Фондом Сколково, зависимость по импортным семенам в России достигает 90 %. Только вдумайтесь в эти цифры: сахарная свекла – 90 процентов, овощи 80 %, и так далее. Если говорить об импортной технике, трактора – 65% импорта, машинное оборудование для животноводства – 90 % импорта, пищевая промышленность – более 80%, импортозависимость российской агрохимии близка к 100 %». В случае, если ситуация будет развиваться в том же ключе, то лет через десять экспертам придется собираться на круглом столе, посвященном «вкладу немецкой или голландской науки в повышение качества жизни граждан России», с горькой иронией предполагает Виталий Алещенко.

Эксперт убежден, что, по аналогии с Западом, российские научные учреждения должны перейти на коммерческую основу. При этом поддержка государства должна сохраниться, но в меньшей степени. «За рубежом существуют организации, в которых доля государственного финансирования составляет всего 2 процента. Это государственные научные образовательные учреждения. Остальное предприятия зарабатывают сами, зарабатывают наукой. К сожалению, у нас в России существует законодательное ограничение, которое этому препятствует», – поясняет Алещенко. Он предлагает включить аграрные вузы, в структуре которых есть учебно-опытные хозяйства, в перечень сельхозтоваропроизводителей, имеющих право на господдержку и субсидии.

На пороге интеграции

Проблемы на этапе продвижения инновационных разработок, о которых говорят предприниматели, являются только частью айсберга. Подводная часть – отсутствие реального взаимодействия между наукой и бизнесом – с легкостью перевешивает верхушку, утверждает руководитель экспертного комитета ПО НГУ ФИЦ Цитологии и генетики СО РАН Новосибирского государственного университета Петр Меньшанов. По его словам, Россия должна оставить в прошлом патентную модель взаимодействия между научными организациями и предприятиями. «Сейчас наша схема работы строится следующим образом: надо угадать, что нужно бизнесу, сделать патенты, а потом давайте смотреть, что из этих патентов уйдет. В условиях действующих бюджетных ограничений это очень растратная модель, – отмечает он. – Нужно идти к таким моделям взаимодействия, которые дают более эффективное внедрение». Меньшанов привел в пример Соединенные Штаты, где научное и предпринимательское сообщество сотрудничают по принципу заказных исследований. Предприятия создают венчурные фонды, куда ученые приходят со своими разработками и получают от них средства, после чего инновации реализовываются на рынке.

По мнению эксперта, есть еще более легкий способ наладить партнерство науки и бизнеса. «Россия – страна большая, и субъекты [этих сообществ] нельзя расселить в каком-то зале, инновационном городе в Подмосковье. Чтобы все они взаимодействовали, необходима виртуальная площадка, где можно было бы, с одной стороны, предприятиям размещать заказы на инновации. В свою очередь ученые могли бы публиковать свои предложения еще до стадии патентования и, соответственно, находить точки взаимодействия», – предлагает Петр Меньшанов.

Фото: onf.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.