Top.Mail.Ru
Экономика
СКФО
1

Ноль градусов. Северный Кавказ оказался самым трезвым округом

Кавказ плохо ассоциируется с алкоголизмом
Кавказ плохо ассоциируется с алкоголизмом

Северный Кавказ опережает другие субъекты страны по нескольким показателям. В первую очередь, это высокая рождаемость, во-вторых, отсутствие мигрантов, и, наконец, количество трезвых на квадратный километр. Как передает корреспондент «ФедералПресс», в рейтинге пьющих регионов СКФО стал примером неупотребления горячительных напитков, и это несмотря на крупные коньячные и винные заводы. О трезвости округа, о спирте и о коньяных заводах – в материале экспертного канала.

Трезво оценить ситуацию

В «Национальном рейтинге трезвости субъектов Российской Федерации – 2016» самыми трезвыми регионами названы Чеченская республика (12,80), Ингушетия (14,51) и Дагестан (15,11). Таковы данные совместного исследования, проведенного Федеральным проектом «Трезвая Россия» и экспертно-аналитическим центром при Общественной палате РФ.

За этими регионами-трезвенниками следуют: Карачаево-Черкесия (22,02), Кабардино-Балкария (23,14) и Калмыкия (24,95), затем Ставропольский край (25,30), Белгородская область (25,39), Северная Осетия – Алания (25,97) и Ростовская область (26,07). Москва в рейтинге заняла 28-е место – ее балл трезвости 33,39, Московская область на 56-м месте.

Самыми пьющими регионами оказались Магаданская область (46,63), Чукотский автономный округ (45,12) и Коми (44,98). Также регионами с высоким процентом алкоголезависимых стали: Пермский край (44,55), Карелия (44,54), Бурятия (44,35), Сахалинская область (44,08), Нижегородская область (42,86), Камчатский край (42,12).

Первые в списке

По сравнению с 2015 годом число критериев, по которым готовился список, сильно возросло. Наряду с другими условиями учитывалось количество смертей от алкогольного отравления, число людей, страдающих алкогольной зависимостью, и количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Если в 2015-м брался в расчет объем продаж водки и пива, то в этом году эксперты приняли во внимание коньячную продукцию, вина, шампанское, ликер, медовуху и другие напитки.

«В рейтинге трезвости – 2016 проанализирован объем продаж 10 видов алкогольной продукции. Также есть критерий оценки – число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции», – пояснил руководитель Экспертно-аналитического центра при Общественной палате РФ Кирилл Акимов.

«Основная задача «Рейтинга трезвости регионов» заключается в объективной оценке ситуации в регионах РФ. Мы искренне надеемся, что данный аналитический труд поможет регионам более трезво и ответственно оценить ситуацию и выработать максимально качественный вектор улучшения социального климата региона», – отметил руководитель федерального проекта «Трезвая Россия», член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев.

Ранжирование регионов произведено от самого благополучного (1-е место) к самому проблемному (85-е место). В таблице представлен итоговый балл каждого региона, который определил положение субъекта Российской Федерации в «Национальном рейтинге трезвости – 2016». Чем меньше балл – тем благополучнее регион и тем выше занимаемое им место.

Пить не принято

Понятно, что не последнюю роль при подсчете сыграла национальная ментальность: на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Дагестане и Ингушетии пить не принято, как и в любых мусульманских регионах. В Кабардино-Балкарии и вообще остановили производство алкоголя. Глава республики Юрий Коков заявил, что все основные доходы КБР получает именно от производства алкоголя, это сложилось исторически, и с большой криминальной проблемой в этой сфере они решили бороться радикально. «Структура экономики КБР таким образом исторически сложилась, что большой сегмент доходной части связан с производством алкогольной продукции, это привносит определенные риски, иногда нестабильность. Мы знаем, что это область достаточно криминализирована, с учетом этого обстоятельства сегодня в стране происходит комплекс мероприятий по совершенствованию этого сегмента экономики в целом по России, мимо нас эта тема не прошла. В текущем году так называемые акцизные сборы составили лишь 46 % от плана, конечно для нас это чувствительно, если говорить о текущем годе, у нас все предприятия остановлены», – отметил Коков.

Более десяти предприятий республики производят спирт и вино. А вот 11 водочных заводов, которые прекратили свою деятельность еще в феврале этого года в связи с неуплатой налогов в крупном размере, так и не возобновили работу. План по сбору акцизов не выполняется, поэтому глава и заявил о том, что ставку на алкоголь при формировании бюджета решили не делать.

«Паленый» спирт

Как сообщили в отделе информации и общественных связей МВД КБР, в этом и прошлом годах по материалам полиции Следственного комитета РФ по КБР возбудило 20 уголовных дел по ч.2 ст. 199 УК РФ – за неуплату акцизов в особо крупном размере. Для возмещения ущерба, причиненного государству этими преступлениями, на имущество производителей наложили арест. Всего за 9 месяцев 2016-го в республике сотрудники МВД КБР раскрыли 202 преступления, связанных с незаконным производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом «паленого» спиртного. Изъяли около 300 тысяч литров алкоголя, более 524 тысяч литров спиртосодержащей продукции, более 458 тысяч поддельных марок федерального акцизного сбора.

Закрытие магазинов по продаже алкогольной продукции в Чечне не вызвало дефицита алкоголя в республике, считают местные жители. По их словам, спиртные напитки в республике остались на прилавках супермаркетов, а также продолжили работу точки продажи контрафактного алкоголя.

Напомним, в ночь на 28 ноября этого года под Грозным произошло ДТП, в результате которого погибли семеро. Виновником аварии был назван водитель Алам Хаджаев, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. После этого глава республики Рамзан Кадыров обратился к религиозным деятелям с призывом не заниматься вопросами похорон водителей, которые погибли, когда были пьяны. Духовное управление мусульман Чечни против Кадырова, конечно, не пошло. Кроме того, владельцы 20 магазинов по продаже алкоголя прекратили свою деятельность, хотя, по словам Кадырова, официального запрета на алкоголь в республике не будет.

Мало того, глава Чечни сравнивает вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения с терактами. «Если пьяный водитель совершил ДТП, сам погиб или убил человека, его похоронами и вопросами примирения не будут заниматься религиозные деятели. Общество должно понимать, что этот человек преднамеренно совершил преступление. Он совершил террористический акт», – заявил на днях Рамзан Кадыров.

Не перейти на альтернативу

В ресторанах алкоголь не продается очень давно. Отношение к продаже алкоголя в Чечне ужесточается, однако не для всех, заявляют предприниматели на условиях анонимности. Продажа спиртного разрешена в республике лишь в нескольких магазинах два часа в сутки: с 08 до 10 часов утра. Между запретом на продажу алкоголя в Чечне и ростом наркозависимых людей нет прямой взаимосвязи, считает замглавврача частного наркологического центра «Клиника Маршака», психиатр-нарколог Дмитрий Мовчан. «Такая связь существует, и в наркологии это называется трансформацией зависимости, когда люди после лечения или при возникновении спонтанной ремиссии могут переходить из одной зависимости в другую, например, перестают пить водку и начинают курить марихуану. Прямой корреляции между запретом на продажу алкоголя и ростом употребления наркотиков нет. Тем более, что политика чеченских властей по борьбе с распространением наркотиков является достаточно жесткой, и эта мера не вызовет значительного всплеска заболеваемости», – сказал врач.

«В регионе проживают и представители других национальностей, которые используют алкогольные напитки в торжественных мероприятиях, и запретительная мера может ударить по гражданам, не злоупотребляющим алкоголем, но от случая к случаю приобретающим его и потребляющим», – добавил эксперт.

Запрет на продажу и употребление алкоголя в мусульманских регионах не всегда является фактором распространения наркотиков или роста их употребления, считает заместитель директора ИВ РАН по науке, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН Аликбер Аликберов. «Как будет в Чечне – пока неизвестно, но и в соседних регионах, например, в Дагестане, во время Рамадана невозможно купить алкоголь, существует официальный запрет. И были такие курьезы, что фирменный магазин коньячного завода работает, но купить там ничего нельзя», –рассказал ученый.

Радость без градуса

Закрытие в Чечне всех магазинов по продаже спиртных напитков – это беспрецедентная ситуация, однако, вероятнее всего, торговля вскоре возобновится, считает руководитель аналитической группы «Алкоэксперт» Юрий Юдич. «Это политическое явление, беспрецедентная ситуация, предсказывать что-либо однозначно мы вряд ли можем. Вероятно, торговля возобновится, потому что невозможно без торговли алкоголем. В конце концов, жители Чечни без алкоголя не останутся – есть соседние республики, где алкоголь продается», – сказал Юдич.

Он отметил, что во времена СССР Чечня, как и Дагестан, была виноградарской республикой и производила вино. «Теперь там все позакрывалось, а ведь с таким прошлым там могло бы развиваться виноградарство и виноделие – это огромный потенциал как создания занятности жителям республики – на Кавказе ведь не очень высокий уровень жизни, так и развития земледелия», – добавил эксперт.

В свою защиту власти Чечни заявляют об уверенности, что в республике можно весело проводить время и без алкоголя. Об этом заявил спикер парламента Чечни Магомед Даудов. «Нисколько не сомневаюсь, что гостям и без того у нас действительно и по-настоящему так весело, что желания вызывать еще искусственную «радость» у них просто не возникает», – отметил Даудов. По его мнению, отказ ряда предпринимателей республики от реализации алкогольной продукции никак не скажется на бюджете республики. При этом Даудов исключил возможность нелегального ввоза спиртных напитков в Чечню. Он связывает это с тем, что зачастую нелегальный оборот алкоголя связан с полным запретом продажи. В случае Чечни действуют только ограничения на реализацию спиртных напитков. Даудов также напомнил, что закон, ограничивающий время продажи алкоголя в республике был принят в 2009 году. Он уточнил, что данная мера позволила снизить количество ДТП на дорогах.

Аптечная наркомания

По словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, закрытие магазинов, в которых можно купить алкоголь, приведет к росту наркомании. «Там же был отмечен резкий рост таблеточной наркомании после запрета продажи спиртного, – отметил он, – Безусловно, там есть проблема с наркотиками, и сокращение числа магазинов с легальным алкоголем ведет к росту употребления наркотиков».

А вот в Северной Осетии сбор акцизов на алкоголь вырос почти в 6 раз, по сравнению с прошлым годом – на 1 млрд рублей. Нынешнее правительство сделало ставку на реанимацию и развитие этой отрасли. «Увеличение сбора за счет акцизных поступлений связано прежде всего с усилением государственного контроля за деятельностью в этой сфере», – отметил премьер-министр РСО-А Таймураз Тускаев. Благодаря этой прибыли в республике завершили ряд объектов капитального строительства. Увы, изменения в федеральном законодательстве  внесли коррективы в амбициозные планы по наращиванию сборов «градусных» налогов.пКак пояснил руководитель бюджетного комитета Парламента РСО-А Асланбек Хадарцев, речь идет об ограничении роста доходов региона за счет акцизов.

Кстати, помимо легальной водки, в республике продолжается изготовление и реализация «паленой». По сообщению начальника 6-го отдела УЭБ и ПК МВД по РСО-Алания Виталия Гизоева, за 10 месяцев 2016-го года изъято из незаконного оборота около 1,5 млн литров спиртосодержащей жидкости, свыше 1,2 млн бутылок алкогольной продукции, а также около 150 миллионов поддельных марок федерального акцизного сбора. Возбуждено 25 уголовных дел. Работа по предотвращению нелегального производства и дальнейшего распространения алкоголя стоит на особом контроле МВД РСО-Алания. На Ставрополье собираемость акцизов тоже неплохая. По данным минфина края, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, доходы от спиртного выросли почти в 1,5 раза (на 864 млн рублей). Основная причина – увеличение объемов производства «горячительной» продукции. Водки произвели на 34,5% больше, коньяка – на 37,1%, спирта – на 74,2%

Производят много

По данным вице-премьера Александра Хлопонина, в России сейчас работает 22 завода, производящих медицинский спирт. Закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» позволяет им выпускать обычный этиловый спирт крепостью 95, 70 и даже 40 градусов как лекарственное средство. «Такие производители не представляют отчетность в Росалкогольрегулирование. Учет произведенной продукции ведется на бумаге (в журнале), спирт продается бесконтрольно. Два десятка предприятий могут производить неучтенный спирт в колоссальных объемах, который служит основным источником нелегального производства алкоголя и различных суррогатов».

«Какое же импортозамещение на Кавказе без спирта? – удивляется вице-премьер. – В округе производят много алкоголя, и это становится большой долей внутрироссийских продаж. По словам Хлопонина, этот рынок ждет монополизация. «Мы сейчас вместе с Минфином рассматриваем различные предложения по монополизации части этого рынка, которые в ближайшее время будут сформулированы президенту и председателю правительства. Больше склоняемся к немецкой модели монополии по продаже спирта. Потому что у нас сегодня есть проблемы в этом сегменте. Вопрос пока не решен».

Контроль над оборотом

Александр Хлопонин отметил, что на сегодняшний день, благодаря очень тесному взаимодействию с полпредством, удалось восстановить контроль над оборотом алкоголя в Северо-Кавказском округе. «Мы видим абсолютно все нелегальные схемы, которые сегодня работают. Базовых схем две. У нас есть одна республика, которая является лидером по банкротству предприятий, – берется большое количество марок, потом производство банкротится, а акцизы не выплачиваются. Другой у нас субъект – который дублирует марки, штампует их... Мы все это видим, все это знаем. И я думаю, что те меры, которые мы сегодня приняли, нам позволят в ближайшее время если не полностью ликвидировать эти схемы, то, во всяком случае, установить контроль и сделать так, чтобы минимизировать государственные потери. Мы сегодня контролируем здесь практически все производство спирта. Возбуждено колоссальное количество уголовных дел, большие изъятия контрафактной продукции. Ключевая точка – то, что мы должны сделать здесь, – это довести Единую государственную автоматизированную информационную систему до розницы, она предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта. Думаю, мы до марта с оптовым звеном завершим и начнем уже работать с розницей. Полагаю, что нам это удастся. Примем и все необходимые для этого законодательные акты. Думаю, нынешний год будет показательным», – рассказал зампред кабинета министров, но тут же оговорился, что на самом деле он с трудом представляет некий бренд «кавказский алкоголь».

«Есть, конечно бренды, которые известны с древних времен – тот же, например, Кизлярский коньячный завод, где бочки стоят по 60–80 лет и стоимость их измеряется миллионами долларов, – привел в пример Хлопонин. – Было принято решение, и этот завод принят в федеральную собственность. Мы понимаем значимость этого предприятия с точки зрения традиций на Кавказе. Все остальное – производство водки, например, – ну, я не думаю, что здесь колоссальная история производства водки. Кавказ больше ориентирован не на алкоголь, а на здоровый образ жизни. Поэтому я не думаю, что здесь нужно любыми способами продвигать эту продукцию. Что же касается ресторанов и других заведений, то надо дать возможность им торговать этой продукцией по закону, как положено, я ничего против не имею».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.