Правозащитники и представители журналистского сообщества встали на защиту главного редактора Интернет-изданий «Кавказский узел» Григория Шведова. Скандал разгорелся в минувшие выходные из-за скандального сообщения главы парламента Чечни Магомеда Даудова, опубликованного в социальной сети Инстаграм. Спикер пренебрежительно отозвался о некой собаке по кличке «Швед» и предложил вызвать к ней ветеринара, чтобы научить пса «брехать что-нибудь доброе». Шведов воспринял слова Даудова как угрозу для себя и журналистики в целом, передает корреспондент «ФедералПресс».
По словам руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, «главный вопрос, чего хочет сам Шведов». «Личное общение этих двух уважаемых людей может стать решением проблемы, - считает эксперт. – Кто-то сочтет эту публикацию своеобразным проявлением юмора, кто-то завуалированной угрозой. Хотя когда хотят кого-то реально наказать и поучить, не угрожают: либо публичная угроза, либо реальные действия. Очень может быть, что это все – проверка морально-психологической устойчивости редактора. Если у Шведова нервы слабые, то характер публикаций поменяется, и раздувать скандал он не будет, если нет, то власть просто подлила масло в огонь».
По мнению генерального директора РИА «ФедералПресс» Ивана Еремина, «действия представителя чеченской власти возмутительны». И эта оценка не зависит от того, какую редакционную политику ведет «Кавказский узел». «У нас, к сожалению, за последние годы в государстве проводилась политика намеренного ослабления региональных СМИ как потенциальной угрозы власти на местах и как неподконтрольного института информирования населения. Эта политика привела к девальвации авторитета и значения СМИ в глазах граждан и к окончательному нивелированию цеховой солидарности, - считает Еремин. – Сегодняшняя ситуация с угрозами журналистам в Чечне – показательный пример и следствие этой политики». Иван Еремин уверен, что «ни один журналист и ни одно профессиональное объединение не должно остаться в стороне от этой ситуации, включая Союз журналистов».
«От того, какую сторону займут общественники, будет понятна сегодняшняя сущность этих организаций, - отметил эксперт. – «ФедералПресс», в свою очередь, окажет посильную поддержку нашим коллегам в Чечне, а также коллегам в других регионах, чьи права неправомерно ущемляются, безопасности или жизни которых угрожают лица (будь-то чиновники или другие фигуранты), имеющие преступные намерения в отношении коллег по цеху».
Как заявил нашему агентству исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев, «нужна реакция Генеральной прокуратуры на всю эту историю». «Я уверен, что необходимо возбудить уголовное дело по факту угрозы профессиональной деятельности журналиста, да и угрозы жизни – там (в посте Даудова в Инстаграме, - ред.) все прозрачно. Если это пропускать, потом будет поздно крыльями махать», - полагает правозащитник.
Возможные последствия скандала Льву Пономареву видятся весьма печальными. Совсем необязательно, что некие противоправные действия в отношении Григория Шведова могут быть совершены по указанию Даудова. «Даудов подсказал неуравновешенным людям, что и как сделать, - отметил Шведов. – Мне очевидно, что это провокация физического насилия».
Владелец и главный редактор Интернет-газеты «Неделя», политолог Илья Гращенков также полагает, что «последствия для Шведова могут быть». «Как мы помним по делу [оппозиционера Бориса] Немцова, политика убили некие «оскорбленные мусульмане». А «Кавказский узел», судя по заявлению спикера парламента Чечни, имеет чересчур длинный язык, а значит, и они могут кого-то серьезно оскорбить. Как мы понимаем, последствием этого может стать насилие разной степени тяжести», - отметил журналист.
По мнению Ильи Гращенкова, в возникшей ситуации «помощь журналистского сообщества не помешала бы». «Но вот есть ли оно? Союз журналистов? Отдельные медийные персоны? Как ни странно, реально помочь могут только пишущие журналисты из так называемых «либеральных» изданий, которые возьмут эту историю на карандаш, введут ее в медийную плоскость. Тем самым они политизируют эту историю, и просто так «укоротить язык Шведу» где-нибудь в подъезде не получится – дело сразу примет медийный оборот», - считает Гращенков.
Сам Григорий Шведов в интервью агентству «Кавказские реалии» заявил, что не намерен обращаться за помощью к коллегам в Союз журналистов, так как ему «сложно представить, какую поддержку союз может оказать». В свою очередь, управляющий делами Союза журналистов России Денис Токарский высказал «ФедералПресс» собственное мнение по этому поводу: «Если у чиновников, федеральных или региональных, есть какие-то претензии к журналистам, их надо разрешать в установленном законом порядке. А подобные высказывания, опубликованные в соцсетях, все эти иносказательные намёки – это непродуктивные попытки улаживать конфликты с прессой».
Эксперты критично высказались также в адрес пресс-службы главы Чечни, руководитель которой Альви Каримов в своем комментарии РБК заявил, что «Даудов нигде не писал, что Шведову нужно вырвать». «Говорится про пса «Шведа», а Шведов пес, что ли?», - сказал чиновник.
Как полагает правозащитник Лев Пономарев, «пресс-служба [главы Чечни] троллит общество». «На уровне официальной пресс-службы Республики Чечня это выглядит постыдно. Я понимаю, когда люди троллят друг друга, но здесь действуют от имени государственного органа власти, опуская тем самым его ниже планки», - заявил Пономарев. - Дело в том, что по правилам русского языка клички животных в кавычки не заключаются, а, согласно «Справочнику по правописанию и литературной правке» Дмитрия Розенталя, кавычками выделяются, к примеру, «слова, употребленные в ироническом» или «условном значении (применительно к ситуации или контексту)».
Нейтральную позицию занял известный пранкер Алексей Столяров. «Я сам не так давно для себя открыл этот сайт («Кавказский узел», - ред.), - отметил Столяров в разговоре с журналистом «ФедералПресс». – Честно говоря, на мой взгляд, там присутствует клевета. Это, конечно, не даёт права на угрозы, но их ещё нужно доказать. Поэтому прокуратура даст свою оценку».
Судья ad hoc Европейского суда по правам человека Дмитрий Матвеев полагает, что на разгоревшийся конфликт можно смотреть с точки зрения как уголовного, так и гражданского законодательства. «В таких случаях надо доказывать, к кому это обращено, и реальность этих угроз. Чего-то, что можно было бы квалифицировать как воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, - тоже не уверен. Другое дело, попробовать журналисту защитить свои честь и достоинство в гражданско-правовом порядке, наверное, можно», - считает Матвеев.
Как заявил «ФедералПресс» глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, «давать оценки этой ситуации преждевременно». «Необходимо адресовать вопросы тому человеку, который сделал эти комментарии, и после этого продолжать дискуссию, - отметил Левин. – Я думаю, искусственно раскачивать эту ситуацию не нужно. Но надо учитывать, что любой представитель власти – лицо публичное, и, когда он делает какие-то заявления, он должен понимать, что они могут вызывать резонанс. Чтобы не было двусмысленности, всегда нужно крайне аккуратно и вдумчиво относиться к тем словам, которые остаются в информационном пространстве».
Добавим, что основной вал возмущенных откликов был вызван словами Магомеда Даудова, размещенными под фотографией английского бульдога, подписанного «Швед»: «Пора ветеринара вызывать с большими щипцами, давно пора. А что? Вырвать «Шведу» пару клыков «мудрости», да язык укоротить до стандартных размеров. Глядишь, он нам про что-нибудь доброе или познавательное брехать начнёт. Кто знает, может, и поверим когда-нибудь».
Григорий Шведов заявил СМИ, что пост Даудова анализируется юристами редакции на наличие состава преступления по части 3 статьи 144 УК РФ о воспрепятствовании профессиональной журналистской деятельности. Он воспринимает слова чеченского парламентария как угрозу не только себе лично, что и журналистскому сообществу в целом.