Уходящий со своего поста президент США Барак Обама выступил с прощальной речью. Тем временем группа американских сенаторов предложила ввести новые санкции в отношении любых лиц (в том числе граждан третьих стран) за инвестирование в российскую экономику. Потеплеют ли отношения между Америкой и Россией с приходом нового президента – Дональда Трампа – вопрос открытый. Но уже сейчас очевидно, что политическая истерия американских элит достигла апогея.
Барак, прощай!
Прощальная речь уходящего со своего поста президента США Барака Обамы не стала очередным выпадом против России. «Главным соперникам» – РФ и КНР – Обама уделил всего несколько слов. О России и Китае хозяин Белого дома сказал в лишь контексте темы борьбы с терроризмом, якобы проводимой его правительством. Причем Обама полагает, что такие «соперники, как Россия и КНР не могут сравниться» с влиянием США в мире.
Ведущий аналитик АПЭК Михаил Нейжмаков считает обращение Барака Обамы «отражением политического настоящего». «[Бил] Клинтон и [Джордж] Буш-младший не упоминали о России в своих прощальных речах. Обама упомянул – значит, его консультанты считают, что такая риторика востребована», - отметил эксперт.
По мнению профессора кафедры внешнеполитической деятельности России РАНХиГС Сергея Фокина, нет ничего удивительного, что уходящий американский президент в своей речи отодвинул Россию на второй план. «Что он может говорить об отношениях с Россией, если он сам все время вредил отношениям россиян и американского народа», – полагает Фокин.
Зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, в свою очередь, объясняет позицию американского президента желанием Обамы остаться в истории. «Он хочет остаться в истории, но не как первый афроамериканец, который, несмотря на цвет своей кожи, возглавил самое крупное государство на Земле. Он хочет войти в историю за счет неких «великих мировых подвигов». Упоминание России приводит к тому, что это его «великое политическое начало» блекнет», - пояснил Климов.
Антироссийская политика Обамы, кризис во внешнеполитической деятельности («кровавый украинский конфликт», «цветные» революции, повлекшие расползание запрещенной в России террористической организации ИГИЛ) – признать это, отметил Андрей Климов, уходящий американский президент, конечно, не мог.
Новый виток истерии
Законопроект, с которым накануне выступила группа членов Конгресса США, содержит новый список санкций против России. Под них могут попасть те, кто решит купить или продать суверенный долг РФ или поучаствовать в приватизации государственных компаний и вложить инвестиции в российские энергопроекты. Санкции при этом будут распространяться как на граждан и постоянных жителей США, так и на граждан и компании, работающие в третьих странах. Этим же законопроектом сенаторы предлагают выделить 25 млн долларов на ведение «разъяснительной работы» со стороны американских властей по поводу «российской агрессии».
Станет ли сенаторская инициатива законом, пока неизвестно. Документ должен пройти все стадии обсуждения и утверждения в американском Конгрессе (его должны принять обе палаты), только после этого его подпишет президент. У Барака Обамы на это остается меньше 10 дней.
Политолог Михаил Нейжмаков уверен, что «призывы сенаторов к расширению санкций Трампу объективно выгодно». «На фоне сенаторов-«ястребов» он будет выигрышно смотреться в глазах Москвы. Необходимость заблокировать принятие такого законопроекта – неплохой предлог, чтобы попробовать добиться от Кремля дополнительных уступок, - считает эксперт. – Как минимум для части этих сенаторов подготовка законопроекта может быть такой же игрой, призванной не добиться введения новых санкций на деле, а дать Вашингтону пространство для маневра».
Несмотря на усугубляющуюся истерию среди американских элит, профессор Сергей Фокин уверен, что с вступлением в должность Дональда Трампа, она закончится и начнется «процесс постепенной отмены санкций». «Произойдет смена не только администрации президента, но и смена правящих элит и в США, и в мире. А это нервирует старую элиту, которая старается удержаться, доказывая, что только они могут править Штатами и всем миром, а не кто-то другой».
Сенатор Андрей Климов полагает, что можно говорить только о сведении на нет «масштабного психоза». «В Америке существуют люди, для которых русофобия – это профессиональная деятельность, - поясняет эксперт. – В 90-е годы они очень переживали, что Россию перестали бояться – ведь за свою деятельность они получали гонорары и политические посты. Когда Россия ушла в тень, все эти люди оказались на обочине. Сегодня они снова повыползали – у них звездный час. Эти люди свою корку хлеба просто так не отдадут».
Вместе с тем, по словам Андрея Климова, есть надежда на то, что «это брожение приобретет маргинальный характер и уйдет с авансцены американской внешней политики». «Надо посмотреть, как поведет себя администрация Трампа, которому сегодня важно провести своих людей на посты. Демократы их поддерживать не собираются, среди республиканцев раскол», - отметил сенатор.
В то же время независимый политолог Сергей Михеев уверен, что истерия американцев не закончится с уходом Барака Обамы. «Как ведет себя Трамп, мы еще не знаем. Мы только надеемся, что у нас есть шанс на то, что отношения нормализуются, - говорит Михеев. – Но, кроме Трампа, есть огромный кусок американского истеблишмента, включая конгрессменов и сенаторов, который настроен резко против России. Резко антироссийски настроен даже истеблишмент Республиканской партии, от которой избрался Трамп. Поэтому надеяться на то, что все сойдет на нет, мне кажется, было бы наивно».
Изменчивая риторика
Эксперты уверены, что ожидать моментального потепления в отношениях России и США с вступлением в должность президента Дональда Трампа вряд ли стоит. Однако его опыт работы в бизнесе дает шанс на то, что рано или поздно это все же произойдет.
В ближайшее же время, как считает профессор Фокин, риторика Трампа изменится, но в силу политической необходимости. «Это будет подыгрыш конгрессу, потому что позиция конгресса не позволит ему сразу произвести задуманное, - объяснил политолог свою позицию. – Но Трамп – бизнесмен, человек с характером, который будет постепенно гнуть свою линию. И ему это удастся. Промышленники уже идут ему навстречу – они первыми угадали поворот будущей политики Штатов».
Сенатор Андрей Климов объясняет непростой процесс смены риторики тем, что Дональд Трамп «при всей своей независимости все же американский президент». «Он представляет американский народ, который поколениями получал мощные дозы русофобской пропаганды, отнюдь не терапевтической. Было бы очень наивным полагать, что все быстро кардинально поменяется», - отметил Климов.
Вместе с тем, политик убежден, что опыт предпринимательской деятельности позволит Дональду Трампу и его окружению переводить отношения с Россией «не в пророссийское русло, а в русло нормального, конструктивного взаимодействия между Россией и США, между российским и американским народом». «Это важно, - уверен Андрей Климов. – Рассчитывать на какие-то скачки не нужно, но шанс появился – это точно».
По мнению политолога Михаила Нейжмакова, смены позитивной риторики по отношению к России на негативную «с точки зрения внешнеполитических интересов это ему пока не нужно». «Роль «злых полицейских» по отношению к Москве пока неплохо сыграли уходящая администрация Обамы, «ястребы» в Сенате и ряд европейских лидеров. Однако это не значит, что переговоры Кремля с новым хозяином Белого дома будут простыми. Тот же вопрос об антироссийских санкциях будет предметом длительного и сложного торга. Тем более что у Трампа нет оснований для спешки», - уверен Нейжмаков.
Фото: www.habersert.com