В преддверии выборов губернатора в Кировской области формируется точка кипения вокруг ОАО «Кировский машзавод 1 Мая». Предприятие, специализирующееся на выпуске железнодорожной техники, в том числе кранов высокой грузоподъемности, могло бы идеально вписаться в концепцию импортозамещения, но в настоящий момент находится в полудееспособном состоянии. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Завод находится в состоянии банкротства уже второй год, за это время были периоды полной остановки производства, смена нескольких внешних управляющих, состава акционеров и кредиторов. Завод обладает огромной территорией и что важнее, единственной в России технологией изготовления дизель-электрических и гидравлических кранов на железнодорожном ходу.
План по выходу завода из кризиса существовал – весной 2016 года основным акционером завода стало ООО «АС Пром», созданное собственниками для работы в особой экономической зоне на Урале «Титановая долина», где в планах стоит – наладить железнодорожную инфраструктуру, что как раз могло бы потребовать помощи кировских специалистов. Осенью прошлого года проект развития предприятия до 2020 года собственник представил в правительство области. Он же в 2016 году выкупил самый большой долг завода перед ВТБ банком, более 200 миллионов рублей, и намеревался гасить другие кредиты, если бы не противостояние с кировским отделением Сбербанка.
Пока же заводом интересуются только силовые ведомства. В ноябре прошлого года адвокат председателя совета директоров «Первомайки» Сергея Голофаева направил запрос в надзорные и правоохранительные органы, описав один из механизмов противодействия выходу их кризиса на заводе. На г-на Голофаева, выступавшего поручителям по кредиту завода, было заведено дело о банкротстве по заявлению местного отделения Сбербанка. Голофаев изъявил желание деньги вернуть и сделал первый взнос в несколько десятков миллионов рублей, а дальше начали происходить вещи, оценку которым и хотелось бы услышать от прокуратуры.
Долг Кировского машзавода 1 Мая у Сбербанка выкупил завод ОАО «Завод «Сельмаш», директор которого Александр Чурин. И тут выплаты долгов завода резко осложнились. О выводе завода из состояния банкротства без выплаты долгов речи быть не может. Кроме того кредитор мог повлиять на выбор внешнего управляющего, который в свою очередь не обязан действовать в интересах собственников, даже если они и хотят сохранить производство.
«Мне, да и всем знающим людям, просто смешно было слышать, как в декабре представитель одного из наших кредиторов – ОАО «Завод «Сельмаш» – г-н Чурин пытался рассказать кировчанам о том, как он собирается выводить «Машинку» из кризиса, загружать какими-то «гражданскими» заказами, как он упорно формирует пакет заказов на первый квартал 2017 года и т.д. Маслобойки, доилки, сепараторы? Это следствие полного непонимания специфики предприятия и его реального места в экономике края и страны. И это он заявляет в то время, когда простаивают мощности «Сельмаша». С каким же менеджментом и маркетингом он собирался заходить на ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»?», – комментирует ситуацию сам Голофаев.
Скепсис в отношении Чурина можно понять, учитывая его взаимоотношения с правоохранительными органами, когда он неоднократно становился фигурантом уголовных дел при банкротстве и выводу активов с госпредприятия «Завод «Сельмаш». Стоит отметить, что Александра Чурина кировское правосудие ни разу так и не покарало, как он сам утверждал на страницах СМИ – из-за отсутствия состава или события преступления. Есть и другая версия успеха: отец Александра Чурина – Анатолий Чурин 30 лет проработал областным чиновником, и как утверждают кировские старожилы, оброс за это время связями практически во всех сферах власти.
Впрочем, не только эти факты говорят о том, что кировскую «Машинку» в ближайшее время ничего хорошего не ждет. Выкупить один из основных долгов завода – еще не значит вывести его на развитие. Экономисты уверяют, что для этого нужны немалые оборотные средства, как для начала производственной деятельности, так и для ликвидации текущих задолженностей, а их-то ОАО «Завод «Сельмаш» в лице директора Александра Чурина на машзавод не предоставил и уже, видимо, не предоставит. И вот почему.
События ближайших дней будут связаны с другой фигурой, внешним управляющим ОАО «Кировский машзавод 1 мая» Сергеем Татариновым, кстати, успевшим поработать и в структурах Александра Чурина. 3 февраля состоится очередное собрание кредиторов завода, где опять вносится вопрос о конкурсном производстве. В декабре прошлого года кредиторы уже отказались поддержать подобное предложение внешнего управляющего. Напомним, что при переходе на конкурсное производство будет определен перечень имущества, которое можно реализовать в счет покрытия долгов, то есть, если предложение Татаринова примут, завод можно начинать распродавать, выводить активы, то есть – пустить с молотка. По сути завод, имеющий 117-летнюю историю, плачевно закончит свое существование. Узнать из первых уст причины такого решения не удалось, на момент написания материала внешний управляющий находился в командировке.
Отметим также, что пока неизвестны результаты проверки Росфинмониторинга по фактам, изложенным юристами «АС Пром» – основного собственника ОАО «Кировский машзавод 1 мая», данные не подлежат разглашению до передачи в суд.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.