В Вашингтоне состоялся национальный молитвенный завтрак — цикл встреч, в котором принимают участие конгрессмены и сенаторы США, представители политических, деловых, общественных и религиозных элит разных стран. Традиционно гостем мероприятия становится президент страны. Дональд Трамп, выступая на завтраке, подчеркнул, что намерен сделать все возможное для защиты религиозных свобод в США.
Официальная российская делегация игнорировала мероприятие с 2014 года, после осложнения отношений между странами на фоне «крымской весны». В этом году на встречу отправилась делегация из 16 человек, в том числе депутаты Госдумы, представители Центробанка, представители общественных организаций. Участник делегации, политолог Андрей Колядин рассказал «ФедералПресс» о своих впечатлениях от встречи.
Андрей Михайлович, в российских медиа и политическом сообществе наблюдается определенный ажиотаж в связи с избранием Дональда Трампа президентом США. Как вы считаете, кардинальная смена политического курса в Америке будет иметь какие-либо последствия для России? В чем конкретно?
Мои встречи с представителями американского истеблишмента и администрации нового президента говорят о том, что они искренне надеются на перезагрузку российско-американских отношений. Соответственно, речь не идет о капитуляции США на условиях России. Речь о выстраивании встречного конструктивного диалога на основе определения зон ответственности каждой из стран на Ближнем Востоке и в Африке, прежде всего в совместной борьбе с общим врагом – терроризмом и ИГИЛ. В решении некоторых наболевших вопросов взаимоотношений двух держав, прекращения войн, приостановки с двух сторон гонки вооружений. То, что высказывали наши визави на встречах, совершенно не противоречит внешней политике России и не предполагает действий, которые не будут одобрены нашим народом.
Позицию нового Госсекретаря США Рекса Тиллерсона называют пророссийской. Как вы считаете, способствует ли это назначение решению вопроса о снятии санкций и общему оздоровлению российско-американских отношений?
Рекс Тиллерсон скорее проамериканский политик, а не пророссийский. Его интересует величие его страны. Но в данный момент интересы наших стран совпадают. Эти интересы в прекращении кровопролитных войн, в выравнивании отношений между Россией и окружающими ее государствами, в невмешательстве американцев в жизнь стран, которые не являются зоной ее геополитических интересов, а главное рациональное ограничение этой зоны. Наши страны должны договориться о принципах сосуществования в мире – без войн и навязывания как российского, так и американского образа жизни странам, которые этого не просят. И это станет основой для нового мирового порядка. Думаю, это выгодно и Рексу Тиллерсону, и Америке, и России.
И есть еще одна идея – конфликты решать в переговорах, а не в войнах... Любых – горячих или холодных. Чем не основа для перезагрузки отношений?
Минфин США поменял порядок осуществления санкций для ФСБ по просьбе «Майкрософт». На ваш взгляд, может ли США не отменять, но видоизменить ряд санкций, сделав их несущественными для двусторонних экономических отношений?
Мы говорили и о санкциях. Собеседники проявляли уверенность в том, что это вполне решаемый вопрос. Он лежит в плоскости приемлемых для каждой из сторон уступок.
Ситуация с ФСБ и «Майкрософтом» – лишь первый дружеский шаг. Другие шаги надо делать на площадке международных переговоров, созданием и использованием общественных площадок по вопросам политики и бизнеса, вроде показавшей себя очень эффективной бизнес-площадки Черномырдин и Гор 90-х годов. Вариантов преодоления ненависти и недоверия много. И их надо использовать. По мере восстановления добрососедских отношений санкции либо уйдут, либо будет найдено решение, как минимизировать их ущерб.
В Европейском союзе избрание Дональда Трампа встретили крайне настороженно. Как приход к власти в США новой команды повлияет не только на европейско-американские отношения, но и на риторику ЕС в отношении России?
Европейский союз и сам стоит на пороге больших перемен. Сотни тысяч мигрантов, заполонивших улицы европейских городов, вспышки терроризма, урегулирование миграционных проблем за счет местных жителей сказывается на самочувствии европейцев. И они начинают проявлять свое недовольство в ходе выборных кампаний, прежде всего поддерживая тех политиков, которые думают о европейцах и их безопасности. Думаю, что если европейские лидеры не найдут в себе силы и не присоединятся к переговорному процессу, который инициируется администрацией Дональда Трампа, то свои коррективы внесет европейский народ. Ибо Трамп требует понятные и рациональные вещи – первична безопасность собственного народа; миграционная политика должна не разрушать собственные страны, а укреплять их; с терроризмом нужно бороться вместе и честно, а не одной рукой кормить терроризм, а другой с ним воевать; ИГИЛ – это преступники... Думаю, что рациональность этих утверждений дает большую площадь для сотрудничества всех стран, в том числе и России.
Говорит ли приглашение депутатов Госдумы на традиционный молитвенный завтрак в США о реальном желании выстроить отношения с Россией или это политическая уловка?
Национальный молитвенный завтрак проходит в США уже 65 лет. И на нем всегда присутствовали представители России. К примеру, Александр Торшин, будучи первым замом руководителя Совета Федерации, был тут шесть раз. Но то, что вокруг этого традиционного и очень правильного мероприятия (в этом году на молитвенном завтраке собралось более 5000 человек из 160 стран мира) происходило столько встреч и столько значимых персон приняли в них участие - конгрессмены, сенаторы, бизнесмены, ответственные лица администрации Д. Трампа, а главное - какие вопросы на них ставились - говорит о серьезности намерений нового президента выстроить добрососедские отношения с нашей страной.
Как администрация Трампа намерена реагировать на российско-украинские отношения? Какова вероятность того, что будет по-прежнему оказываться поддержка Порошенко или США кардинально пересмотрят свою политику и будут способствовать отстранению Порошенко от власти? Каково отношение в США к последним событиям на Донбассе? Возможно ли, что новая американская администрация признает Крым российским, а Донбасс автономным?
Вопрос совершенно некорректен. И любой ответ на него вызовет международный резонанс. Такие темы решаются внутри закрытых переговоров всех заинтересованных стран, находя точки соприкосновения в геополитических интересах сторон. И поверьте мне, что ни на одних открытых переговорах не будет ставиться вопрос об отстранении руководителя суверенного государства от власти. Тем более избранного народом...
Но то, что взаимоотношения с Украиной надо корректировать в позитивную сторону – это однозначно. Войну прекращать тоже. Но в этом должно быть желание и встречные шаги всех сторон. Скажу одно – вопрос о возвращении Крыма не поднимался ни на одной встрече.