В Бурятии сегодня мало кто сомневается о том, кто станет основными претендентами на пост главы республики. На предстоящих в сентябре выборах бывшему заместителю министра транспорта России Алексею Цыденову, назначенному 7 февраля врио главы республики, скорее всего, будет противостоять сенатор Вячеслав Мархаев. Ранее представитель КПРФ наверняка рассчитывал, что ему будет не так сложно противостоять экс-главе республике Вячеславу Наговицыну, но теперь ему предстоит соперничать с абсолютно новым для Бурятии человеком, у которого нет серьезного антирейтинга. Впрочем, политологи не уверены, что коммунистам, рассчитывающим на восстановление «красного пояса» в Сибири, получится повторить успех в Приангарье, где два года назад на выборах губернатора сенсационно победил Сергей Левченко. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Сенатор Вячеслав Мархаев на сегодня – самый узнаваемый из главных претендентов на пост главы Бурятии, он пользуется доверием у значительной части избирателей, особенно – в столице республики – заявил «ФедералПресс» шеф-редактор сайта «Новая Бурятия» Аркадий Зарубин. – В то же время Алексей Цыденов начинает с «чистого листа». Он мало знаком жителям Бурятии, здесь не жил, за его плечами практически нет дел на благо республики».
Сегодня мало кто сомневается в том, что назначение замминистра транспорта РФ Алексея Цыденова врио главы Бурятии серьезно может повлиять на ход избирательной кампании в республике. Впрочем, все также уверены, что член совета федерации Вячеслав Мархаев Мархаев пока остается главным претендентом на пост главы Бурятии.
«Конечно, ушедший досрочно по воле Кремля Вячеслав Наговицына был более удобной мишенью для Мархаева, чем Цыденов, – отмечает Аркадий Зарубин. – Слишком много уязвимых мест было у него, на которых сенатор легко заработал бы электоральные очки».
Действительно, до 7 февраля, когда Вячеслав Наговицын подал в отставку с поста главы республики, многим казалось, что путь бурятских коммунистов к креслу руководителя республики будет довольно прост. У всех на памяти был пример соседней Иркутской области, где в сентябре 2015 года на губернаторских выборах победил представитель КПРФ Сергей Левченко. В более депрессивной Бурятии победа представителя оппозиции казалось делом решенным.
Показательно, что сами бурятские коммунисты восприняли смену главы республики как свидетельство признания того, что партия «Единая Россия» не видит в Вячеславе Наговицыне серьезного претендента, способного противостоять коммунистам. «Назначение на должность врио главы Бурятии человека, направленного из федерального центра, свидетельствует о том, что у местного отделения «Единой России» и в целом у проправительственных кругов не оказалось достойной кандидатуры на ключевой пост региона, – писал сайт КПРФ. – По сложившейся практике, назначенный врио губернатора становится основным кандидатом на выборах главы региона от власти.
В какой-то момент даже показалось, что после ухода Вячеслава Наговицына бурятские коммунисты находятся в эйфории. «Именно боязнь федерального центра перед фигурой лидера коммунистов Бурятии, имеющего колоссальную поддержку в республике, и подтолкнула Кремль сделать ставку на неизвестного человека, который не имеет высокого анти рейтинга, – отмечал сайт коммунистов. – Новому претенденту на пост глав Бурятии будет достаточно сложно противостоять авторитету и популярности Вячеслава Мархаева, что создает предпосылку к возрождению «красного пояса» в Сибири».
«Кампания Цыденова в Бурятии не будет простой, так как регион – крайне сложный, а кроме того, там сильны «левые» настроения, – заявил «ФедералПресс» директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. – КПРФ и СР играют на протестном поле Бурятии довольно давно. Например, в 2007 году при поддержке губернатора Наговицына главой Улан-Удэ планировал стать коммунист Толстоухов, а «единорос» Айдаев шел как оппозиционер. Это говорит о том, что десять лет назад даже губернаторы пытались продвигать своих мэров, не рискуя, через ресурсную поддержку КПРФ. Сегодняшний «крымский консенсус» ситуацию не изменил, коммунисты по-прежнему сильны, а «эсеры» хоть и слабы как федеральная партия, однако при поддержке некоторых местных кланов вполне могут рассчитывать на яркую рейтинговую кампанию».
Впрочем, политологи довольно спокойно отнеслись к шапкозакидательским настроениям в КПРФ. «Шансы бурятских коммунистов повторить «иркутский сценарий» маловероятны, – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов. – Надо учитывать, что Левченко победил не потому что голосовали «за» него, а потому что голосовали «против» Ерощенко. Подобная модель в Бурятии уже невозможна априори. Если же рассматривать под «иркутским сценарием» в Бурятии саму возможную победу представителя КПРФ, то она возможна, но маловероятна».
В последние общественность республики обсуждают два варианта развития событий. По одному, у оппозиции все-таки есть шанс побороться за высокий пост, учитывая неопытность назначенного врио главы региона Алексея Цыденова. Согласно второму варианту, представители оппозиции, планируя строить кампанию на критике Наговицына, одновременно разыгрывая «национальную карту», оказались не готовы к его уходу. Тем более, что у Алексея Цыденова на руках оказывалось несколько козыре – от поддержку президента России до отсутствия поводов для критики.
«Цыденову за очень короткий отрезок времени нужно резко поднять уровень узнаваемости и доверия среди избирателей, нужно получить поддержку глав районов, поселений, руководителей крупных организаций, лидеров общественного мнения, – полагает Аркадий Зарубин. – Что сделать не так уж и просто, учитывая, что половину оставшегося до выборов срока большинство избирателей будут недоступны для агитаторов, посвятят себя отпускам и огородам, заготовке пропитания на зиму, что весьма актуально в ухудшающейся экономической ситуации».
Политологи обратили внимание на то, что Алексей Цыденов уже в первые дни своей работы продемонстрировал четкое понимание имеющихся у него ресурсов и положения дел в регионе. «Как показывает практика, подобные люди на губернаторской должности не совершают каких-то критических ошибок в первый год своей работы, поэтому вряд ли Цыденов придет к выборам с высоким антирейтингом, – отметил Дмитрий Фетисов. – А это серьезно понижает шансы бурятских коммунистов, которые строили свои кампании последние годы на критике Наговицына и превращали его антирейтинг в свой рейтинг. С Цыденовым подобная стратегия у бурятского КПРФ не сработает».
Политолог Илья Гращенков полагает, что будет предпринята попытка договориться с местными «левыми», дабы расчистить дорогу Цыденову. «Однако, как показывает практика, даже за десять лет Наговицын не смог договориться с местными, крайне разношерстными группами влияния, – отметил директор Центра развития региональной политики. – Удастся ли это Цыденову за пол года? Не уверен, а значит, Бурятия вполне может повторить судьбу Иркутской области, где выиграл коммунист Левченко».
«Однако если Цыденову удастся за короткое время продемонстрировать свои выдающиеся лоббистские возможности и завести в республику серьезные инвестиции, – отметил Аркадий Зарубин, если он до выборов избавится от старой буксующей команды и реальными делами докажет свою эффективность, быть ему главой Бурятии».