Top.Mail.Ru
Экономика
СКФО
0

Кавказ не объединился по автомобильному признаку

Пока Ставрополье готовится собирать «китайцев», Чечня начала выпуск отечественного вездехода
Пока Ставрополье готовится собирать «китайцев», Чечня начала выпуск отечественного вездехода

Северный Кавказ пополнится двумя долгожданными предприятиями. Причем, как передает корреспондент «ФедералПресс», изначально планировался единый автомобильный кластер, в который должны были войти Чечня, Кабардино-Балкария и Ставрополье. По задумке, кластер должен был ориентирован на китайскую автомобильную продукцию, но планы поменялись, и в итоге от кластера осталось два отдельных предприятия. Подробности – в материале экспертного канала.

Бумажные планы

Согласно планам, автокластер должен был размещен сразу в трех регионах Северного Кавказа — Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии и Чеченской республике. Соглашение о создании особой экономической зоны «Черкесск-Аргун-Ставрополь» было ратифицировано всеми тремя главами регионов.

Ставропольский край за два года намеревался сформировать свою часть автомобильного кластера. Речь идет о создании производства легковых автомобилей ведущих китайских марок мощностью 200 тысяч автомашин в год. Первая очередь производства на 100 тысяч автомобилей в год образует около 2 тысяч новых рабочих мест. Параллельно будет обеспечено развитие производства комплектующих и узлов для автомашин.

На данный момент планы изменились, и весной должен начать работу автозавод в Михайловске, запуск которого откладывали уже два года. Первоначально его планировали включить в общекавказский автокластер вместе с черкесским Derways и двумя чеченскими заводами – «Юг-авто» и «Чеченавто». В итоге «Чеченавто» так и остается под контролем правительства республики, а «Юг-авто» вообще не построили. Перспективы михайловского предприятия уже конкретны – на профильных сайтах по поиску работы предприятие разместило десятки вакансий, и по информации краевого минпрома первую линию запустят этой весной.

Не хватает планирования

Создание планировавшейся особой экономической зоны – задача была изначально рискованная. Ведь в стране никогда не создавалась особая экономическая зона промышленно-производственного типа охватывающая территорию сразу трех регионов. Вероятно, этот фактор и стал решающим.

Президент Торгово-Промышленной палаты Ставрополья Борис Оболенец еще тогда был настроен скептически. Он считал, что наличие соглашения ни о чем не говорит, и не дает гарантий, что ОЭЗ не остается на бумаге, как, впрочем, и вышло. «Я слышал о создании промышленной зоны «Аргун-Черкесск-Ставрополь», но это не значит, что она появится. Нам не хватает индикативного планирования. Когда-то в думе мы с коллегами пытались разработать такой законопроект, но нас обвинили в ретроградстве. А ведь у нас слабое понимание, для чего и что делается. Обычно правительство как прессе заявляет: создадим, к примеру, технопарк, и благодаря этому появится столько-то рабочих мест и налогов. И какое тут планирование? А в соседнем Краснодарском крае такое планирование есть. Индикативное планирование, это планы и прогнозы, которые составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. А громкие заявления о новых экономических зонах могут быть простой сиюминутной приар-компанией», – заявлял он.

От автоприцепов к арматуре

Министр промышленности Ставрополья Виталий Хоценко на пресс-конференции рассказал о перспективах развития автопрома в регионе. До недавних пор он был представлен только заводом «Автоприцеп-КамАЗ», одним из крупнейших предприятий в стране, с конвейера которого ежегодно сходило 43 тысяч грузовых прицепов. Но два года назад в связи с экономическим кризисом производство было полностью переведено в Набережные Челны – а в Ставрополе освободилось 120 тысяч кв.м. производственных площадей.

К счастью, их удалось снова удалось задействовать: на месте бывшего завода появился первый частный индустриальный парк «Мастер». Проект по его созданию осуществляется в три очереди. Реализация первой уже завершена. В ее рамках АО «КИП «Мастер» провел за счет собственных средств реконструкцию более 17 тысяч квадратных метров производственных площадей. Сегодня здесь действуют 32 резидента с различной отраслевой специализацией и масштабами бизнеса. Уже сформирован проект реализации второй очереди Ставропольского краевого индустриального парка «Мастер», который предполагает подготовку 43 тысяч квадратных метров производственных площадей. На территории парка предусмотрено строительство порядка 127 тысяч производственно-складских и офисных площадей, создание порядка 3,5 тысяч рабочих мест. Технопарк был открыт в апреле 2016 года для реализации инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. За неполный год число рабочих мест здесь выросло в 10 раз – с 40 до 400. По результатам экономической деятельности технопарка ежегодно в краевой и федеральный бюджеты будут поступать около 110 млн рублей. На базе парка осуществляется, в том числе, внедрение инновационных разработок. Например, площадка по производству композитной арматуры. В ее выпуске используются технологии, разработанные учеными Северо-Кавказского федерального университета.

Коммерческая тайна

Соучредителей у «Ставропольавто» первоначально было два – Мухадин Дерев из КЧР и инвестиционная компания Intercar Invest establishment, зарегистрированная в городке Маурен в Княжестве Лихтенштейн. Эту страну называют налоговым раем, и конечных бенефициаров фирмы узнать было невозможно. «Ставропольавто» займет площадь более двухсот гектаров и в первый год выпустит 10 тысяч автомобилей (с перспективой увеличения до 100 тысяч). Только на первом этапе здесь будет создано до двух тысяч рабочих мест и привлечено до 6 млрд инвестиций в основной капитал. Соинвестором проекта выступал Московский индустриальный банк Абубакара Арсамакова. Дерев заявил, что производить в Михайловске намерены более дорогие марки, которые пока не локализованы в нашей стране.

Затем начнется строительство второй очереди автозавода, что позволит увеличить загрузку до 200 тысяч автомобилей в год и создать еще две тысячи рабочих мест. Всего в ближайшие семь лет предприятие должно принести в бюджет Ставрополья не менее 6,3 млрд рублей налоговых отчислений. И это при том, что для предприятия будет действовать льготный налоговый режим: компанию освободят от налога на имущество, а ставка налог на прибыль снижена с 20% до 15,5%.

По словам министра промышленности, энергетики и связи Ставропольского края Виталия Хоценко, в марте 2017 года предприятие запустится в тестовом режиме. До конца года планируется собрать более 10 тысяч автомобилей. «Это будет преимущественно Great Wall и малотоннажные коммерческие автомобили Iveco китайского производителя», — подчеркнул Хоценко. Отмечается, что первая очередь способна собирать порядка 400 автомобилей в сутки, годовая мощность — около 100 тысяч машин. Также, по словам Хоценко, на предприятии в Михайловске намерены локализовать производство итальянских коммерческих грузовиков Iveco. Это одна из крупнейших компаний в мире, выпускающая грузовые авто, а в России ее завод с 1994 года работает в Миассе (за это время здесь произведено почти 7 тысяч автомобилей). При этом в компании отказываются как комментировать информацию, так и говорить о примерной дате открытия и планах.

В патриотическом стиле

Но в социальных сетях неожиданно появились фотографии из цехов предприятия. На них – кузова модели, которую пользователи определили почти сразу, это китайский Foron Sauvana (он же Foton Toplander). Для производителя Foton это был первый автомобиль класса SUV, мировая премьера которого состоялась в ноябре 2014 года на международном автосалоне в Гуанчжоу. От большинства китайских машин его отличает простой дизайн с большим количеством мягких линий. Главные конкуренты нового полноприводного внедорожника – это машины Ford Everest, Toyota Fortuner, Mitsubishi Pajero, Chevrolet Trailblazer и Isuzu mu-X. Правда, даже в сравнении с ними цена «китайца» немаленькая – на местном рынке она составляет около 1,6 млн рублей.

Неслучайно забуксовал проект строительства третьего завода, который должен был войти в автомобилестроительный кластер, – «Юг-авто» в Чечне. Предполагалось, что завод площадью 140 гектаров, расположенный в промзоне Аргуна,  заработает уже в 2015 году, здесь будут выпускать сначала 100 тысяч автомобилей в год, а после открытия второй очереди (в 2019 году) – до 200 тысяч. Здесь предстояло создать не менее 1,4 тысячи рабочих мест, а налоговые платежи составляли бы ежегодно почти 2,6 млрд рублей. Однако о ходе строительства аргунского автозавода ничего не слышно. Предполагалось, что в создаваемый владельцами Derways автомобилестроительный кластер войдет и действующий в Чечне завод «Чеченавто», построенный еще в 2008 году. Однако и на этим планам не суждено было сбыться.

В то же время чеченские планы по производству автомобилей, как выяснилось, никуда не делись. Недавно Рамзан Кадыров объявил, что на «Чеченавто» начали собирать трехместный тактический автовездеход для военных и гражданских целей. Этот багги будет служить для транспортировки личного состава и различных грузов в условиях бездорожья и труднопроходимых участков местности. Кроме того ожидается появление шестиместного вездехода-багги. Об этом сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Как отметил Кадыров, данный вездеход — новое слово в отечественном производстве. Он превосходит зарубежные аналоги по всем тактико-техническим характеристикам.Также Кадыров подчеркнул, что машина является универсальной и может быть приспособлена как под военные цели, так и под гражданские. Глава Чечни охарактеризовал автомобиль, как «мультитул» для военных. Известно, что в планах имеется выпуск и спортивной версии вездехода. Рамзан Кадыров предложил своим подписчикам в Instagram придумать название машинам. Тем, кто одержит победу в конкурсе будет представлен шанс на испытание малого багги в  числе первых, а также на прохождение курсов экстремального вождения с инструкторами.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.