Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Мы начинаем признавать святых». Для чего РПЦ приняла «попсового» Патрика и решила расширять духовные границы

Очередное заседание Священного Синода вызвало в Сети большой резонанс. Вернее, ряд решений, принятый руководством Русской православной церкви. В экспертном сообществе произошедшее объясняют личной позицией патриарха Кирилла, который никогда не отличался консервативными взглядами и всегда тяготел к максимально широкому распространению православия. О важных и неоднозначных решениях Священного Синода — в материале «ФедералПресс».

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вновь дал повод общественности говорить о себе и о последних решениях Священного Синода, прошедшего накануне. Материалы (правда, не в полном объеме) выложены на официальном сайте московской патриархии. Среди многочисленных решений, принятых святыми отцами, внимание притягивают несколько.

В первую очередь, внесение в месяцеслов имен святых, признанных в западноевропейских странах. В списке 15 святых, в том числе священномученик Пофин, епископ Лионский, мученики Епиподий Лионский, Александр Лионский, Албан Британский, Виктор Марсельский, святитель Гонорат, преподобная Женевьева Парижская и другие. Но самым обсуждаемым в Сети стало имя святого Патрикия, ирландского просветителя.

По словам главы синодального отдела патриархии по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимира Легойды, список был сформирован на основе сведений о почитании святых православными, проживающими в западноевропейских епархиях РПЦ. Учитывались также традиции почитания этих святых в других Поместных православных церквях. Это значит, что россиянам, воспринимающим день святого Патрика как повод поучаствовать в костюмированных представлениях, придется пересмотреть свои традиции — теперь это «официальный» церковный праздник, маскарад на котором вряд ли будет уместен. К слову, государственным праздником день святого Патрика является в Ирландии, и там он отмечается с XVII века.

Эксперты склонны говорить о продолжающемся сближении англиканской церкви и православия, о поиске единства РПЦ с западными церквями. И, по словам генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, «некое единство есть». «Святой Патрик — это символ того, что мы начинаем признавать святых, которые сами к православию не относили», - отметил эксперт.

Как пояснил директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, святой Патрик «всегда почитался РПЦ, а значит выделение дня в месяцеслове — это всего лишь формальность». «С другой стороны, учитывая что в западном мире день святого Патрика празднуется широко, особенно в США и Ирландии, очевидно, что РПЦ готова к межкультурному диалогу. Возможно, это демонстрация готовности сотрудничества, после встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска, которая прошла в Гаване в прошлом году», - считает Гращенков.

И все же решение о почитании святого Патрика и других западноевропейских святых, как полагает политолог Павел Салин, оказалось слабо проработанным пиарщиками РПЦ. «Есть попытка РПЦ более активно работать с аудиторией в западноевропейских странах — как той, что уже есть у церкви, так и с потенциальной аудиторией. Данное решение укладывается в логику, которой придерживается московская патриархия с тех пор, как Кирилл стал патриархом, - отметил Салин. - Пиарщики РПЦ не доработали с подготовкой общественного мнения к принятию данного решения. Нужно было учесть, какой резонанс оно может быть вызвать в СМИ. В данном случае речь идет не о принадлежности святого Патрика к западной попсовой культуре, а о его почитании как церковного деятеля».

Другой важной темой, рассмотренной на заседании Священного Синода, стала тема религиозного образования (имеется в виду качество образования в духовных семинариях). По светскому принципу учебные заведения РПЦ были ранжированы на четыре группы. Как выяснилось в результате инспекции духовных академий и семинарий, далеко не везде уровень подготовки соответствует требованиям.

Учебный комитет патриархии сделал вывод, что большинству критериев современного высшего духовного учебного заведения не соответствуют Владимирская, Воронежская, Костромская и Томская духовная семинарии. При этом претензии к Владимирской и Костромской семинариям были и раньше. Велика вероятность того, что эти учебные заведения вскоре могут лишиться статуса самостоятельных: такое предупреждение аутсайдерам Священный Синод вынес еще в 2013 году, и сегодня, судя по всему, имеет все основания для его воплощения в жизнь.

Продолжается сближение Русской православной церкви с силовыми и военизированными структурами. На очереди — Федеральная служба исполнения наказаний Священный Синод решил создать «институт помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими». Документ, регулирующий статус и деятельность священнослужителей при тюрьмах и колониях, разработан и утвержден. А синодальному отделу по тюремному служению поручено проработать вопрос о заключении между епархиями и территориальными органами ФСИН соглашения о сотрудничестве.

Политолог Илья Гращенков считает, что структуры, подобные ФСИН, - «это одна из тех полян, где позиции церкви очень сильны».

Сближение РПЦ и службы исполнения наказаний генеральный директор Института региональной политики Дмитрий Журавлев объясняет тем, что «все православные концессии в большей степени связаны с государством, чем католики или протестанты». «Сотрудничество с Минобороны, с ФСИН и другими структурами — это для церкви естественный процесс. В Минобороны есть целое подразделение, которое занимается военными священниками. Патриархия считает, что в направлении ФСИН есть недоработки. В этом можно увидеть и финансовые аспекты, которые есть всегда, но церковь точно не с тюрем живет. Это не тот случай», - отметил Журавлев.

В целом, стремлению Русской православной церкви выйти за границы сугубо духовного центра эксперты находят объяснение. Политолог Илья Гращенков полагает, что «РПЦ планирует быть не только духовным институтом, но и центром политической общественной жизни, наподобие Ватикана». «РПЦ намерена стать одной из лидирующих общественных и политических сил, - резюмирует Гращенков. - Они намерены принять участие в выборах президента, с той точки зрения, что помогут сформулировать некоторые смыслы для президентской кампании. В этой связи они маркируют те области, которые потенциально могут быть их фокусом интересов: это и международная политика, и взаимодействие с государственными структурами на правах общественной организации, и т.д.».

Неоднозначные решения руководством Русской православной церкви принимаются регулярно. Причем они вызывают критику даже у самих священнослужителей (к таковым, к примеру, относится протоиерей Всеволод Чаплин, который открыто критикует в том числе патриарха Кирилла за его единоличные решения). Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев поясняет, что сегодня в верхушке РПЦ «преобладает коммунистское направление». «Нынешний патриарх — ученик Никодима, а Никодим был руководителем Всемирного совета церквей, коммунистский такой высший орган. Отсюда и поиск общего вместо поиска разного», - отметил Журавлев.

Политолог Павел Салин говорит о том, что патриарх Кирилл «является сторонником экспансии церкви за пределы той сферы влияния, которая традиционно установилась во времена советской власти и в первое постсоветское двадцатилетие». И консерватизм патриарха Алексия II ему просто чужд.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.