Настоящий подарок сделал факультет политологии Московского госуниверситета им. М. Ломоносова всем, кто интересуется политическими процессами, происходящими сегодня в России и за ее пределами. В рамках проекта «Вечерние чтения» в стенах вуза состоялась встреча с профессором и заведующим кафедрой связей с общественностью МГИМО, доктором исторических наук, блестящим политологом Валерием Соловьем. В доступной форме эксперт рассказал слушателям, существует ли в России угроза новой революции и кто может стать ее главными участниками. Соловей поделился своими мыслями о расширении границ страны на Запад. Более того, эксперт назвал сроки, когда Владимир Путин сделает заявление о своем участии в президентских выборах. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Об участии Путина в выборах
Вопреки всеобщей уверенности в том, что главным кандидатом на пост президента страны в 2018 году вновь станет Владимир Путин, Валерий Соловей отметил, что на данный момент «это не предопределено». Даже сам действующий глава государства дал понять, что ничего не понятно. «Это не хитрость, это оценка ситуации», - заметил эксперт.
По мнению Соловья, подтверждение или опровержение версии участия Путина в президентских выборах произойдет совсем скоро. «Многое из того, что нам показывают как предрешенное, на самом деле в Российской Федерации не предрешено, - заявил политолог. – И вы в этом убедитесь в августе-сентябре этого года, а возможно, даже и раньше».
Об оппонентах Путина
Список кандидатов в президенты, также еще не определен. «Он может оказаться для нас совершенно неожиданным», - уверен Валерий Соловей. Если так, то в стране возможно обострение политического кризиса.
Это притом, что реальных оппонентов у Владимира Путина в оппозиционном лагере нет. Соловей полагает, что «шанс обыграть любого кандидата от партии власти, кроме Путина, есть только у Алексея Навального». При этом шанс очень хороший, но Навальному нужно суметь мобилизовать население крупных городов.
О расширении российских границ
Продолжится ли расширение границ России, однозначно сказать нельзя. На самом деле, и крымские события планировались только на этот год, но в 2014-м, отметил Валерий Соловей, «просто сложилась благоприятная ситуация».
Политолог также заметил, что в отношении Донецкой и Луганской народных республик «решение принято: это фактическая интеграция в состав России». На самом деле, присоединение ДНР и ЛНР для нашей страны стало бы настоящим вызовом, по мнению Соловья, «это – колоссальные экономические издержки для России». Вместе с тем, интеграция выгодна Западу, так как это приведет к прекращению войны, а также Киеву.
Другой, как оказалось, животрепещущий для аудитории вопрос, - вероятность объединения России и Белоруссии. Валерий Соловей уверен, что это «не имеет никакого смысла». «Я считаю, это исключено, чтобы Беларусь стала частью РФ. Для России объединение не имеет смысла, а у Беларуси нет сейчас особого желания», - отметил политолог.
О стабильности в России
Ни о какой стабильности в России сегодня можно речи не вести: ни экономической, ни политической стабильности в стране, считает Валерий Соловей, нет. Экономическая закончилась еще в 2014 году, рушится и политическая стабильность. Впрочем, политолог признался, что он – «социальный оптимист», а значит, ситуацию еще можно изменить к лучшему.
В условиях экономического и политического кризиса, по мнению политолога, армия и силовики не пойдут против действующей власти, так как у них нет политической свободы. С другой стороны, маловероятно и то, что они начнут наступление, если столкнутся с сопротивлением со стороны народа – скорее всего, он отступят, считает Валерий Соловей. Сегодня силовики, по сути, имеют в своем распоряжении единственный и главный ресурс – страх людей.
О национальном сепаратизме
Валерий Соловей уверен, что не нужно преувеличивать опасность национального сепаратизма в России (его проявления наблюдаются разве что в части этнических групп на Северном Кавказе), которая является «достаточно гомогенной страной». В России, по мнению политолога, «очень сильны региональные проблемы, которые вызваны отсутствием федерализма». «Существует угроза кризиса федеративных отношений. То, что регионы могут объединиться, чтобы предъявить свои претензии (оставляйте нам то-то, оставляйте нам то-то), - это возможно, и, я считаю, что это разумно. Потому что это очень странная экономическая модель, когда Москва, как пылесос, все поглощает, а потом решает, кому давать и сколько», - отметил Соловей.
Об угрозе революции в России
Любая революция имеет предпосылки, но заранее предсказать ее невозможно. Как отметил Валерий Соловей, «все революции начинаются неожиданно, и ни одна из них не была предсказана». «Революция каждый раз начинается тогда, когда ее перестали ожидать», - уверен эксперт.
Валерий Соловей заметил, что «революция не происходит там, где люди живут очень плохо». В таком положении они вынуждены выживать, а не активничать на политическом поле. Потенциальными возмутителями спокойствия являются представители среднего класса, которые жили более-менее хорошо, а в какой-то момент стали жить хуже. Как, к примеру, произошло в России, когда в период с 2003 по 2013 годы (за исключением недлительного времени кризиса 2008-2009 годов) был подъем, и благополучие значительной части населения заметно повысилось, а в 2014 году все снова рухнуло.
Теоретически, вполне можно говорить о том, что как минимум один из факторов свершения революции почти созрел: люди хотят жить лучше, то есть восстановить справедливость по отношению к себе, и чаша их терпения все больше наполняется. Критической ситуация будет, когда она переполнится.
С другой стороны, пока другой мотивации для революционных выступлений у людей не просматривается. Но в особую группу риска для власти входит молодежь, родившаяся уже в новой России: в сознательном возрасте молодые люди застали, пожалуй, только благополучные для страны годы. Сейчас они, как и все, ощущают на себе кризис, и желание перемен и восстановления справедливости для них вполне может стать мотивом для выступления.
О роли Интернета в подготовке революции
Впрочем, подготовить массы (причем не только молодежи) к масштабным протестам в наши дни совсем не сложно. По словам Валерия Соловея, для этого не нужно, как в свое время сделал Владимир Ленин, создавать новые партии и движения – достаточно обратиться к социальным сетям. «Сегодня не надо никого учить революционному делу, потому что у вас есть Интернет, - отметил Соловей. – Вы в режиме реального времени можете наблюдать, как происходят бунты, волнения, революции. Вы знаете все, что вам надо знать. Плюс вы имеете прекрасное средство коммуникации: через социальные сети очень легко осуществить массовую мобилизацию. Это колоссальная сила, которая появилась у современных революционеров, и это колоссальная проблема для власти».
Именно через Интернет, социальные сети, сообщества и были подготовлены протесты 2011-2012 годов. Сейчас, как считает Валерий Соловей, ситуация в России несколько иная: лидера, который был бы способен повести людей за собой против власти, нет. А, может быть, и критический момент пока еще настал, когда и проявился бы тот самый лидер.
О революционном счастье
Участие в протестах для большинства – это выплеск энергии, а для молодежи, уверен Валерий Соловей, это даже настоящий праздник, в котором можно встретиться с друзьями и таким весьма неординарным образом провести время. В то же время там участвуют и сумасшедшие, которые «важны для революции – они охотно идут под дубинки». «Но соль земли составляют те люди, которые говорят за себя: это мой выбор, я больше не хочу жить так», - отметил Соловей.
Многие ошибочно полагают, что победа в революции неизменно принесет счастье. Валерий Соловей считает, что это совсем не так, но человек получает шанс все изменить. «Революция не означает, что вы построите идеальную систему. Но она дает шанс вам, вашей семье, вашему народу, вашей стране. Используете вы этот шанс или нет, зависит от ряда обстоятельств, которые предсказать невозможно», - говорит политолог.
В целом, по мнению Валерия Соловья, в политическом кризисе зарождается «принципиально новая политическая тенденция». По прогнозу политолога этот период может продлиться порядка двух лет. Чем он закончится (революцией или эволюцией) – неизвестно. «Но, - заметил Соловей, - это то время, в котором будет резко меняться ваша жизнь, и будут открываться новые возможности».