Сегодняшнее заседание по делу бывшего замгубернатора Николая Сандакова напоминало спектакль. Сторона защиты привезла в суд одну из главных медийных персон последнего времени - осужденную за репост Евгению Чудновец, а также общественника Андрея Бабушкина. Чудновец охотно раздавала комментарии журналистам, не выпуская из рук собственноручно сшитого барашка. Обвиняемого во взятке и некогда второго по влиянию человека в области она осыпала комплиментами. После общения с Сандаковым Евгения Чудновец назвала его «сильным политтехнологом и честным человеком». О том, что натолкнуло начинающего правозащитника на столь смелые выводы, читайте в репортаже «ФедералПресс».
Евгению Чудновец журналисты поджидали у дверей Советского районного суда задолго до начала заседания. Она приехала на красном автомобиле вместе с адвокатом Марией Кириловой и гражданским мужем Андреем Мясниковым. Несколько минут они сидели в машине, затем Евгения вышла, приоткрыв пассажирскую дверь. В руках она держала игрушку-барашка и была в хорошем расположении духа. «Как у вас дела?» - спросила одна из журналисток. «У меня — хорошо, а как у вас?», - улыбаясь, ответила девушка. Первое короткое интервью она дала, стоя, прямо на ступенях суда. Рассказала, что уже виделась с обвиняемым в мошенничестве и подстрекательстве Николаем Сандаковым, считает это обвинение несправедливыми прекрасно понимает, что это такое, когда тебя обвиняют незаконно.
Напомним, что воспитательница Евгения Чудновец вышла на свободу 6 марта. Она была осуждена за репост видеозаписи с издевательствами над ребенком в детском лагере. Женщина разместила ее у себя на странице, чтобы привлечь внимание к жестокому обращению с детьми. В прошлом году Чудновец приговорили к шести месяцам лишения свободы по обвинению в распространении детской порнографии. Ранее Курганский областной суд отменил ее приговор и оправдал Чудновец за отсутствием состава преступления.
О деле бывшего вице-губернатора Челябинской области Чудновец узнала от своего адвоката Марии Кириловой, которая работает вместе с защитником Сандакова Сергеем Колосовским. Белого барашка Евгения сшила сама, и как призналась, занимается изготовлением игрушек на заказ. В связи с уголовным преследованием это хобби пришлось забросить, но теперь она снова вернулась к любимому делу.
В зале суда журналистов было меньше, чем можно было ожидать.Тем не менее свободных мест в тесном помещении не осталось. До начала суда Евгения с Андреем Мясниковым сели на скамью рядом с Николаем Сандаковым. Позади расположился правозащитник Андрей Бабушкин, который возмущался тем, что его не хотели пускать в некоторые челябинские СИЗО и изоляторы. В зал вошел судья Александр Зимин, и все расселись по своим местам.
Николай Сандаков и Игорь Войнов
Первым свидетелем обвинения был бывший глава Миасса и председатель Горсобрания Игорь Войнов. Он сообщил, что сейчас занимает пост директора филиала ЮУрГУ в Миассе. Главой он был до сентября 2015 года. Гособвинитель Екатерина Голубенкова поинтересовалась, знает ли он, кто такой Валерий Панов. (Баллотировался в Госдуму в 2011 году при поддержке «Единой России» и проиграл). По словам Войнова, Миасс — сложная территория, где поддержка партии совсем не гарантирует победу на выборах. Войнов рассказал о политтехнологах, задачей которых было составление «паспорта территории», выявление болевых точек и обеспечение победы "партии власти".
«Ставили задачи по выпуску газет, баннеров, агитации, организации встреч. Панов выступал перед трудовыми коллективами. Никакого отношения к выплате заработной платы агитаторам или технологам я не имел, - пояснил Войнов. - Но конечно, люди работали не бесплатно. В трудовых коллективах чай не пили, а просто выступали». Он также не смог назвать источник финансирования кампании Панова, но добавил, что по мерками Миасса, он считался богатым человеком. Войнов сообщил, что вскоре после выборов в Госдуму сменился сити-менеджер Миасса, но он не связывает это с плохо проведенной кампанией. «Могу сказать, что после отмены прямых выборов, главы стали зависимы от областных властей», - заявил Войнов и добавил, что с Сандаковым его связывали нормальные рабочие отношения. Напомним, что после реформы местного самоуправления, отменившей прямые выборы, глав выбирает конкурсная комиссия, половину которой составляют депутаты, половину — представители губернатора. Войнов не смог вспомнить детали президентских выборов 2012 года и роли в них Николая Сандакова: «Интриги нет — в памяти пусто», - отшутился он. Главной задачей выборов, с его слов, было обеспечение явки. Однажды накануне 9 мая он, экс-губернатор Михаил Юревич и Николай Сандаков заехали попить чаю с блокадниками. Деньги на это выделяло Управление соцзащиты, пояснил он. Войнов пожаловался на совмещение должности главы города и руководителя штаба, на что якобы он получил ответ, что партийной работой должен заниматься во внерабочее время.
Следующим свидетелем обвинения стал бывший глава Брединского района Павел Аверьянов. Он сказал, что лично с Сандаковым знаком не был: «Перед нами ставились задачи, проводились совещания по выборам. Задачи ставились, чтобы обратить внимание на болевые точки», - заявил он, также не сумев припомнить, кто оплачивал работу агитаторов и технологов. «Допускаю, что некоторые люди работали бесплатно, но где-то какая-то оплата была, но я этим не занимался, - открестился Аверьянов. - программа «Добрые дела» нам очень помогла, мы получили 80 млн рублей, но она, скорее всего, носила политический контекст».
Николай Сандаков общается с Евгенией Чудновец
Чудновец с мужем Андреем Мясниковым и правозащитником Андреем Бабушкиным (справа)
Судья Зимин объявил десятиминутный перерыв. В это время Николай Сандаков рассказал Евгении Чудновец, что именно он придумал программу «Добрые дела», которой впоследствии так активно стала пользоваться партия. Через пару минут осужденная за репост Чудновец дала второе короткое интервью журналистам: «Вчера мы провели вечер в компании семьи Николая Сандакова, он рассказывал о том, почему его вызывают в суд. Я поняла, что он крутой политтехнолог,и мне есть, чему у него поучиться, чтобы заниматься правозащитой. На меня он произвел впечатление честного человека, инстинктивно я ему доверяю. По делу ничего конкретного пока сказать не могу, потому что сегодня я побывала только на первом слушании. Государственная власть его почему-то преследует, надо разбираться почему. Пока ничего плохого я не услышала, свидетели против Сандакова ничего такого не говорят».
Затем на трибуну вышел бывший глава Ашинского района Виктор Чистяков. Его часовое выступление, кажется, утомило всех, не исключая даже судью Зимина. Чистяков говорил о том, как Сандаков приезжал в район два-три раза в неделю, и вместе они катались на лыжах. Конечно, после решения партийных задач. О существовании неофициального фонда «Единой России» Чистяков не слышал, но признал, что перед выборами им давали деньги на программу «Добрые дела» - ремонт дорог, благоустройство дворов, детских площадок и тд. «Как руководитель штаба я занимался встречами в трудовых коллективах, школах, - рассказал экс-глава. - Но не помню, из каких средств оплачивалась агитационная продукция. Нам ее выдавали в Челябинске. У нас было много культурных и спортивных мероприятий и в то время, все они проходили под эгидой «Единой России». Были чаепития с ветеранами. Руководители предприятии не отказывались своих же работников напоить чаем». Чистяков также признал, что у «Добрых дел» была политическая цель — расположить к себе избирателей и улучшить результаты партии власти. Чистяков сказал, что знает, в тот период Николай Сандаков занимался выборами в ЗАТО — Трехгорном, Снежинске и Озерске. По остальным территориям он сказать затрудняется.
Евгения Чудновец в зале суда
Бывший районный глава признал, что «за бесплатно» на выборах работать никто не будет, а насчет выделяемых денег нужно проверять бухгалтерию. Сандаков заявил, что ашинский штаб ежемесячно получал 100 тысяч рублей на содержание и отчета по этим деньгам не было. Бывший замглавы сослался на забывчивость: «Я такого не помню»,- заявил он.
Прокурор Екатерина Голубенкова зачитала показания Чистякова, данные ранее. Он говорил, что Сандаков мог сместить главу с помощью заниженных рейтингов, но в моногородах с градообразующими предприятиями такая схема не работала. Там большую роль играли предприятия. Тем не менее, Чистяков не смог назвать конкретных фактов снятия глав с помощью рейтинга.
«Вы говорите, что кого поддерживает завод, тот и будет главой, так почему вы сейчас не глава, а заместитель главы?», - не выдержал Николай Сандаков.
«Металлурги сказали, что главой я не буду, но есть место заместителя главы, - не растерявшись ответил Чистяков. Кто попросил металлургов не ставить меня главой, я не знаю».
Заседание завершилось. Адвокат Сандакова Сергей Колосовский напомнил, что ходатайствовал об объединении двух уголовных дел против бывшего вице-губернатора. Облсуд отложил рассмотрение на пятницу, а на завтра — 23 марта, назначено предварительное слушание по второму делу Сандакова в Центральном районном суде. При этом юрист уверен, что домашний арест Сандакову продлят, но дату первого открытого заседания не назначат. Во-первых, облсуд еще не рассмотрел ходатайство. Во-вторых, судья Центрального суда Ирина Шершикова собралась в отпуск. По мнению Колосовского, следственные органы заинтересованы в затягивании дела, однако до вынесения приговора по делу о мошенничестве и подстрекательству еще далеко, заверил он.
Напомним, по версии следствия, Сандаков путем обмана похитил у главы Озерска Евгения Тарасова 1,5 млн рублей, дав обещание посодействовать в его назначении на пост главы Магнитогорска. Дело о мошенничестве рассматривается вместе с делом о подстрекательстве к взлому электронной почты. Следствие полагает, что бывший замгубернатора взломал электронные ящики политолога Александра Подопригоры и журналиста Александра Полозова. Второе дело строится на обвинении Сандакова во взятке от руководителя ЧОП «Питон» Игоря Калугина в виде бесплатного оказания услуг на 1,96 млн рублей по охране его жилого дома. Взамен бывший вице-губернатор должен был поспособствовать заключению госконтракта на охрану высшего должностного лица области на условиях, выгодных для ЧОПа. Добавим, что защита Сандакова считает предъявленные обвинения абсурдными и собирается отстаивать свою точку зрения в суде. Сейчас адвокат Колосовских хочет, чтобы оба дела рассматривал Советский районный суд. Примечательно, что в завершении сегодняшнего процесса судья Александр Зимин по поводу объединения дел философски отметил: «Хорошее иногда случается».
Фото автора
Взятка и мошенничество: дело Николая Сандакова