Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

«Будущее за тем, у кого будет собственный контент»

Защита авторских прав, сложности взаимоотношений с Роскомнадзором и растущие тарифы «Почты России»: более четырехсот представителей СМИ обсудили проблемы региональных изданий с экспертами на очередном медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость». В четвертый раз на площадке Народного фронта в Санкт-Петербурге собрались представители местных интернет-СМИ, печатных изданий и телевидения. По признанию непосредственных участников мероприятия, этот форум – уникальная площадка, на которой региональные журналисты могут встретиться с представителями всех ветвей власти и федеральными коллегами. Благодаря таким дискуссиям становится понятным разрыв между федеральными и региональными СМИ. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Интернет-СМИ

Количество зарегистрированных интернет-СМИ в России ежегодно растет практически в геометрической прогрессии. Как заявил на площадке медиафорума член центрального штаба ОНФ, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Леонид Левин, на сегодняшний день зарегистрировано порядка 11 тысяч электронных СМИ. «Для сравнения, в 1996 году было 300, в 1998-м – порядка 800, и вот такой стократный рост к 2017 году. Только в 2012 году было зарегистрировано 700, а за прошлый – уже больше 1200 интернет-СМИ. Это говорит о том, куда движется тренд и куда движется журналистика в целом», – подчеркнул Левин. По его словам, стремительное развитие интернета даже в самых отдаленных территориях страны позволило практически всем жителям получить доступ к оперативной и актуальной информации, а бум регистрации электронных СМИ наблюдается именно в регионах: «Для примера, только в Новосибирской области зарегистрировано порядка 800 СМИ. Мне кажется, это много. В Пензенской области порядка 300 СМИ».

При этом время диктует свои условия для развития региональных медиа. Главный вызов – бурное развитие социальных сетей и иных информационных ресурсов. «У интернет-СМИ есть свои вызовы – это развитие социальных сетей, мессенджеров, куда уходит аудитория, читая там новости и даже не заходя на сайт издания-первоисточника. У нас огромное количество СМИ, которые не готовят собственный контент и ограничиваются перепечатыванием новостей с других сайтов. Мы в Госдуме рассматриваем законопроект о регистрации средств массовой информации. Документом запрещается создавать интернет-СМИ с одинаковыми названиями, со словами, содержащими призывы к насилию. Кроме того, будет запрещена регистрация СМИ тем, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности, за госизмену», – рассказал Леонид Левин.

В регионах борьба за качественный контент приобретает особое значение. По словам руководителя информационного агентства PenzaNews Павла Полосина, зачастую управлением медиаресурсами занимаются люди, далекие от понимания информационных процессов, отраслевого законодательства и профессиональной этики. «Не все эти сайты занимаются производством качественной информации, ничего общего с этим они не имеют. Приходят люди, которые далеки от СМИ, с бизнес-интересами или политическими амбициями. Это не имеет к журналистике никакого отношения. Возникает много непроверенной, недостоверной информации, которая распространяется всеми возможными способами. Интернет-СМИ стали отказываться от общепринятых этических норм», – заявил Полосин. Он выступил с инициативой создания региональных советов по этике, которые могли бы давать оценку контенту СМИ. «У нас стало очень много свободы. Но кроме свободы есть еще слово ответственность», – подчеркнул руководитель PenzaNews.

Леонид Левин это предложение оценил скептически: «Это вопросы саморегулирования. Если отрасль видит проблемы, она должна сама себя регулировать. Но не через товарищеские суды».

Журналисты РИА «ФедералПресс» выступили с инициативой о создании клуба региональных СМИ, они готовы помогать региональным СМИ оформлять инициативы. Отвечая на вопрос-предложение корреспондента «ФедералПресс» о создании такого клуба при комитете по информационной политике Госдумы, Леонид Левин отметил, что комитет давно привлекает СМИ к экспертизе законопроектов. «Каждого из вас я приглашаю к активной работе с комитетом, мы открыты ко всем предложениям и замечаниям по любому из законопроектов нашего комитета. Вы можете присылать их нам на почту, и они будут учитываться в работе. У нас сегодня экспертсовет состоит из порядка ста человек, и мы стараемся учитывать мнение любого регионального СМИ по любому вопросу, который вас беспокоит, как и ваши предложения по законопроектной деятельности. Если вы видите проблему, которая нуждается в законодательном решении, то обязательно присылайте в форме законодательной инициативы».

Один из самых актуальных и болезненных вопросов деятельности электронных СМИ – взаимодействие с Роскомнадзором. В последние месяцы структура заметно ужесточила правоприменительную практику в медиасфере. По словам заместителя руководителя Роскомнадзора Вадима Субботина, с 2015 года ведомство ведет работу по профилактике формальных нарушений, количество которых за это время снизилось на 20 %. «Мы фиксировали по тысяче нарушений в год – это очень много. Но мы не гонимся за цифрами, мы ушли от палочной системы. И доля формальных нарушений падает. Но есть еще содержательные нарушения. Например, мы выявили тренд на нарушение 4-й статьи закона о СМИ. Если в 2015 году было выявлено 2 тысячи таких нарушений, то в 2016 – 42 тысячи. Мы стали видеть больше нарушений на форумах, в комментариях, редакционных материалах», – заявил Субботин. По его словам, речь идет в первую очередь о публикации экстремистских материалов, пропаганде суицида, нецензурной лексике и разглашении информации о несовершеннолетних.

Как отмечает гендиректор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин, попытки решить проблемы отрасли законодательным путем практически отсутствуют: «Вместо этого мы отчетливо видим политику ужесточения законодательства и ограничения в деятельности СМИ. Делается это не только в политических целях, но и в связи с тем, что законодатели не имеют достаточной компетенции и не понимают того, что происходит в отрасли, а потому выносят решения, базирующиеся на искаженном понимании реалий. В последнее время заметны позитивные сдвиги в этой ситуации в связи с тем, что комитет по информационной политике Госдумы и его руководитель Леонид Леонидович Левин начали активно привлекать СМИ к экспертизе законопроектов. Это положительная практика, но зачастую инициаторами законопроектов все равно становятся политики, компетенция которых вызывает сомнение, или представители отрасли, не отражающие интересы региональных медиа».

Печатные СМИ

Печатные СМИ все чаще сталкиваются со сложностями в распространении издания. Об этом представители региональных медиа заявили на отраслевой площадке, которая также прошла в рамках медиафорума ОНФ. Речь идет в частности о том, что «Почта России» постоянно повышает стоимость своих услуг, не обеспечивая при этом своевременную доставку печатных изданий, из-за чего граждане отказываются от подписки, сокращаются сети киосков, а доступ в другие торговые точки ограничивается из-за низкой рентабельности продаж местных изданий. По мнению участников Медиафорума, малоэффективной оказалась реализация розничных тиражей изданий через почтовые отделения. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в 2016 году падение тиражей в целом по рынку печатных СМИ в денежном выражении составило 6 %, по объему реализованной продукции – 14 %.

«Почта России» утверждает, что реализует какой-то масштабный проект по поддержке российских печатных СМИ с помощью почтовой розницы, что в отделениях организованы зоны для продажи прессы, стойки с выкладкой газет и так далее. По факту – ничего этого нет, а если и выкладывается какая-то пресса, то это сканворды, кулинарные рецепты и тому подобное. Результат соответствующий: у нас в районе 30 почтовых отделений, все вместе продают 50 экземпляров нашей газеты. Поэтому мы у себя в редакции решили: будем развивать свою розницу через магазины шаговой доступности. Конечно, не все владельцы соглашаются, но одного из десяти уговариваем, и практически во всех точках продажи растут», – поделился главный редактор «Народной газеты Северского района» Александр Харченко. Представители региональных и местных печатных СМИ рассказали и о попытках наладить распространение своей продукции в сетевых супермаркетах. Как правило, ретейлеры отказываются принимать местные и региональные газеты, ссылаясь на маленький тираж, и отдают предпочтение федеральным изданиям.

«У нас торговые сети перед газетами закрыли дверь плотно. Хотя мы к ним пытались попасть несколько лет. Но мы им неинтересны, наша смешная цена от 10 до 20 рублей за номер не вселяет в них желание взять нас на свои прекрасные полки с дорогим глянцем. Сетевики говорят: «Если беремся чем-то торговать, то мы должны брать товар во все регионы, местная пресса – не наш продукт», – описала ситуацию главный редактор газеты «Курьер. Среда. Бердск» Галина Коморникова.

Участники площадки предложили привлечь к решению задачи органы власти, прежде всего муниципальные, поскольку именно на них возложена обязанность проводить работу по информированию граждан. Например, один из вариантов – использовать обеспеченность местных жителей точками продажи газет и журналов в качестве одного из критериев оценки деятельности муниципальных властей.

Региональное телевидение

Региональным журналистам, в том числе телевизионным, необходимо говорить о своих проблемах чиновникам. Об этом, открывая работу площадки, посвященной работе телевидения в регионах, заявила сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева. «Сегодня журналистика по-настоящему является четвертой властью. Мы хотим услышать проблемы, которыми вы живете, поскольку медиафорумы позволяют реально изменить законодательство», – подчеркнула она. Тимофеева также привела в качестве примера историю с запретом рекламы на «спутнике» для региональных каналов, когда после одного из медиафорумов удалось поднять эту проблему и внести изменения в законодательство, исправляющие ситуацию.

Модератор площадки, член Центрального штаба ОНФ, эксперт Центра правовой поддержки журналистов Эльвира Аиткулова сказала, что сейчас активно разрабатывается законопроект «О региональных СМИ». «Любая законодательная инициатива начинается с экспертной оценки ситуации, и никто, кроме региональных журналистов, не знает лучше, что происходит на местах», – сказала Аиткулова.

Участники площадки затронули очень болезненную проблему для любого ТВ, и регионального в особенности, касающуюся стремительного наступления Интернета. Редактор веб-версии телеканала «Вся Уфа» Алина Сулейманова представила исследование, касающееся активности региональных каналов в интернете. Так, цифры говорят о том, что более молодая аудитория (младше 20 лет) предпочитает смотреть видеоконтент исключительно в интернете, в том время как более старшее поколение остается верным традиционным форматам. Тенденция такова, что региональные каналы просто обречены стать более активными в Сети, и в первую очередь в соцсетях, если они в принципе заинтересованы в собственном развитии и даже сохранении. «Предлагаю учредить гранты на поддержку активности региональных каналов в соцсетях», – заявила Сулейманова.

Отдельно на площадке была освещена проблема развития федерального закона о «21-й кнопке», официально закрепляющего региональные телеканалы в мультиплексе. В частности, участниками площадки было высказано предложение создать также «22-ю кнопку», имея ввиду введение особого статуса не только для региональных, но и для муниципальных каналов.

Подводя итог обсуждения, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Леонид Левин, выступающий модератором площадки «Интернет-СМИ», подчеркнул: «Будущее за тем, у кого будет собственный контент». 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.