Вопиющее несовершенство навязанной горожанам реформы местного самоуправления, видимым следствием которой стало разделение Челябинска на семь внутригородских районов и избрание 170 вместо прежних 36 депутатов, становится очевидным для экспертов. При том, что до последнего времени о реформе в СМИ было позволено говорить как о покойнике только хорошо или ничего. Между тем согласно последним исследованиям, своего районного депутата знают только 5% челябинцев, а почти 70% оценивают итог преобразования негативно. Болезненная для города реформа МСУ снова вошла в повестку и сегодня обсуждалась на круглом столе с привлечением депутатов и политологов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В сентябре исполнится три года с тех пор, как Челябинск первым среди регионов России реализовал на практике реформу местного самоуправления. Напомним, город поделили на семь внутригородских районов, в каждом из которых создали райсоветы, у которых поначалу даже не было собственных бюджетов. От каждого Совета в Городскую думу делегировали своих представителей. В итоге в областной столице стало не 36, а сразу 170 народных избранников.
Политтехнолог Алексей Ширинкин задал тон дискуссии, организованной Издательским домом «Гранада пресс» в заведении «Aroma de Cuba», назвав реформу МСУ экспериментом». По мнению эксперта, реформа в областной столице внедрялась в интересах усиления вертикали власти. «Главное достоинство этого эксперимента – штат муниципальных депутатов, который оживил создание элиты местного уровня. Это некий формат народного депутата, у которого нет денег, но есть мощный инструмент депутатских запросов. Конечно, есть и минусы. Это и лишние люди, и отмена выборов депутатов Гордумы (теперь их делегируют из райсоветов – прим. авт), и размывание ответственности», – считает эксперт.
Депутат Курчатовского районного совета Дмитрий Довбня рассуждал о зарубежных политических системах и городской агломерации, затем пришел к выводу, что такая реформа городу-миллионнику нужна. Правда, работать в округах, где 10-12 тысяч избирателей, сложно. Разговор зашел о бюджетах. Спикеры вспомнили, что раньше районам выделяли больше денег. «Давайте не будем о деньгах. Весь вопрос том, как они осваивались», – подхватил депутат Челябинской городской Думы Александр Павлюченко.
«Тем более, что слово «осваивались» в последнее время приобретает негативный оттенок, – добавил депутат Дмитрий Довженко.
Директор Издательской Группы «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин начал с критики реформы, но, подводя итоги, все же оценил ее положительно. «Сама по себе задумка интересная, – заявил он. – Если в округе примерно пять тысяч избирателей, то депутат может с каждым посидеть и поговорить. Если же округ расширяется, то возникают проблемы. Сама реформа внедрялась криво-косо, она была сырой и непродуманной. После ее реализации возникли вопросы: кто все эти люди? Многие не понимали, что такое муниципалитет, не имели представления о бухгалтерии. Не было ни бюджетов, ни имущества, которым могли распоряжаться депутаты». Он также отметил, что проблемы с узнаваемостью есть не только у муниципальных депутатов, но и у депутатов Годумы, и заксобрания. «Сама идея мне понравилась, но пришло много некомпетентных людей, которые получили значок депутата и продолжают заниматься своим бизнесом», – резюмировал Филичкин.
Спикеры вспомнилии идеолога реформы МСУ ныне обвиняемого во взятках и мошенничестве Николая Сандакова, занимавшего на тот момент пост заместителя губернатора. Именно с его именем эксперты связывают столь поспешную реализацию реформы, которая и тогда многими воспринималась как сырая. «Я бы не сбрасывал со счетов роль личности во всей этой истории, когда Николай Сандаков отстаивал реформу», - отметил политолог Александр Мельников, добавив, что идеолог лишился своего поста и «основные двигатели» на федеральном уровне так же сменились. Напомним, что реформу местного самоуправления в Челябинске реализовали в рекордно короткие сроки, одним из идеологов этой идеи был вице-губернатор Николай Сандаков, который в тот момент находился на подъеме и пытался максимально быстро провести реформу, получив одобрение в верхних эшелонах власти.
По словам директора Челябинского филиала РАНХиГС Сергея Зырянова, период внедрения реформы совпал со сменой руководства в регионе. Пришел новый губернатор – Борис Дубровский, и необходимо было продемонстрировать его новаторство. По словам Зырянова, нечто подобное пытались провести в 1997 году, но масштабный опрос населения Челябинска показал, что более 80% против разделения города на округа. Когда внедрялась современная реформа МСУ, решение приняли 250 человек.
По мнению депутат Городской Думы Дмитрия Довженко, сейчас перед властями стоит два пути: либо все отменить, либо изучить опыт, понять, что не получилось и исправить недостатки. Изучить реформу МСУ, по мнению городского парламентария, должны в Управлении внутренней политики губернатора. Александр Повлюченко и вовсе предложил изучить реформу МСУ на трех уровнях – местном, городском, федеральном и скомпилировать выводы.
По словам Довженко, среди депутатов оказалось много неподготовленных людей, которые внезапно столкнулись с тем, что нужно ходить на комиссии, работать с заксобранием, а все это отнимает много времени и сил, соответственно начались разговоры об оплате депутатского труда. В то же время нигде в законодательстве не прописано, что депутатом может стать только человек с определенной суммой денег на банковском счете.
Сергей Зырянов, как социолог попытался оценить эффективность реформы МСУ с помощью двух показателей: численности населения и среднедушевой обеспеченности населения из районных бюджетов. Считается, что чем лучше развивается город, тем выше численность населения, однако до реформы МСУ она увеличилась на 34 тысячи человек, а после внедрения реформы – на 26 тысяч. Эксперт также сравнил бюджеты двух районов – Центрального и Тракторозаводского. Бюджет первого составляет 89 млн рублей, а среднедушевая обеспеченность жителя района порядка 600 рублей. В Тракторозаводском районе картина намного печальнее. Бюджет там равен 37 миллионам, а на каждого жителя из муниципальной казны приходится порядка 200 рублей.
«Смысл этой реформы только в изменении формы, а не содержания. Местное самоуправление подразумевает, что население само формирует органы власти и решает свои вопросы, – заявил Зырянов. – Но для этого должно быть развито гражданское общество. Я бы сказал, что по форме произошло возвращение к советским временам. Инициатором реформы стала власть, которой нужно было решать свои задачи. Никаких предпосылок для реформы МСУ в Челябинске не было. Все зависит от содержания, если эта форма будет использоваться федеральными властями, то это не местное самоуправление, а какая-то маскировка».
При этом эксперт отмечает положительные моменты реформы: депутаты стали доступнее для населения, расширилась база «городской политической элиты», стали возникать районные общественные палаты, что может быть сигналом к развитию гражданского общества.
В заключении эксперты пришли к очередному выводу о том, что пока еще рано судить о результатах реформы. По мнению Сергея Зырянова, должно пройти несколько избирательных циклов (следующие выборы – в 2019 году – прим. авт). Сергей Филичкин считает, что лучшими оценщиками реформы станут сами челябинцы, которые будут голосовать за деятельных депутатов и отвергнут бездельников. Спикеры сошлись во мнении, что новый созыв, вероятно, будет профессиональнее нынешнего. По крайней мере, люди будут знать, зачем они идут в депутаты. Ну а пока, не нужно шарахаться из стороны в сторону и отменять реформу МСУ, которая получила форму, но еще не успела наполниться содержанием, подытожил политолог Александр Мельников.
Фото Андрея Ткаченко
Взятка и мошенничество: дело Николая Сандакова