Месяц политические круги Бурятии живут слухами о предстоящем выдвижении единого кандидата от системной оппозиции, который мог бы принять участие в намеченных на сентябрь выборах главы республики. При этом самым вероятным соперником врио главы Бурятии Алексея Цыденова считался первый секретарь Бурятского рескома КПРФ, иркутский сенатор Вячеслав Мархаев. Две недели назад эту информацию подтвердил лидер эсэров Сергей Миронов, сообщивший, что СР, КПРФ и ЛДПР пришли к консенсусу по единым кандидатам в губернаторы семи из 14 регионов, где 10 сентября намечены выборы глав регионов. Однако позже выяснилось, что пока высказывание лидера эсеров не более, чем желание, а прямого распоряжения работать с другими партиями эсеры Бурятии не получали. Впрочем, местные справедливороссы считают, что времени для того, чтобы договориться, более чем достаточно. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Идея выдвинуть единого кандидата от оппозиции сама по себе не плоха, – заявил «ФедералПресс» глава бурятского регионального отделения «Справедливой России» Иринчей Матханов, – а необходимость объединения системной оппозиции – логична».
Руководитель бурских эсеров считает, что любому кандидату от оппозиционной партии будет непросто преодолеть муниципальный фильтр. «При объединении все это будет сделать проще, – сообщил Иринчей Матханов – У нашей партии имеется 78 депутатов, у коммунистов – почти под сто. Какими-то ресурсами обладает ЛДПР».
Идея объединить усилия примерно месяц назад возникла в стане «справедливороссов». Они предложили КПРФ и ЛДПР объединиться в преддверии губернаторских выборов, которые пройдут в 2017 году в 14 регионах страны, и выдвинуть единых кандидатов. Но некоторое время эта мысль оставалась только в качестве идеи.
Однако в последних числах марта лидер «Справедливой России» Сергей Миронов неожиданно выступил с заявлением о том, что его партия договорилась с КПРФ и ЛДПР. Выступая в эфире телеканала «Россия-24», он даже назвал фамилии возможных единых кандидатов в губернаторы от оппозиции. В частности, по его словам, партии готовы поддержать кандидатуры эсеров Александра Буркова на выборах губернатора Светдловской области, в Ярославской области – Анатолия Грешневикова, в Карелии – Ирины Петеляевой. На выборах в Рязанской и Томской областях партии делают ставку на представителей ЛДПР – Александра Шерина и Алексея Диденко. Поддержать кандидатов от КПРФ Вячеслава Мархаева и Сергея Мамаева партии готовы в Бурятии и Рязанской области.
«Названные мною фамилии не случайны, – заявил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. – На переговорах между представителями партий определились явные фавориты». Он уверен, что выдвижение единых кандидатов от трех оппозиционных думских партий позволит провести «конкурентные выборы с серьезными кандидатами, а не игру в поддавки, как зачастую бывало в прошлом».
Идея выдвижения единым кандидатом сенатора от Иркутской области и Вячеслава Мархаева имела под собой серьезную основу. Фигура лидера бурятских коммунистов была едва ли не единственной, которая реально была способна противостоять кандидату от «Единой России». «Бурятских коммунистов очень вдохновляет опыт соседних Иркутска и Новосибирска, – заявил «ФедералПресс» директор Центра региональной политики Илья Гращенков. – Даже на старте кампании, еще без ее проведения, Мархаев имеет хороший рейтинг и довольно низкий антирейтинг. Алексей Цыденов пока имеет схожие показатели, но не стоит забывать, что предвыборная кампания начнется лишь летом».
Однако на поверку оказалось, что поезд двинулся раньше времени. Так, лидер бурятских коммунистов Вячеслав Мархаев отнесся довольно скептически к заявлению Сергея Миронова. По его словам, договоренности на уровне лидеров российских партий еще нет. При этом он не исключил, что его кандидатура обсуждалась в рамках «кулуарных переговоров». «Единый кандидат от оппозиции на пост главы республики Бурятия возможен, – отметил сенатор от Иркутской области. – Но это будет решаться на уровне лидеров партий, а не руководства региональных отделений».
Чуть позже выяснилось, что о договоренностях ничего не знают либеральные демократы. «С нами никто не связывался по этому поводу, – отметил координатор бурятского реготделения ЛДПР Сергей Дорош. – Реготделение готово предложить свои кандидатуры для выдвижения на пост главы республики, и решение вопроса, будет это кто-то из них или же единый кандидат от оппозиционных партий, в ведении центрального аппарата партии».
Выяснилось также, что в Томской области, где в сентябре состоятся выборы губернатора, наблюдается примерно аналогичная картина. Во всяком случае, депутат Госдумы России Алексей Диденко, которого Сергей Миронов называл в числе кандидатов от системной оппозиции, выступил с заявлением, где подчеркнул, что общего консенсуса в этом вопросе не достигнуто. В других регионах страны, как оказалось, многие партийные лидеры, не связанные со «Справедливой Россией», даже назвали планы Сергея Миронова «вбросом», а местным отделениям, по некоторым данным, была дана установка по выдвижению собственных претендентов на кресло регионального руководителя.
«Роль Миронова во внутренней политике в последнее время значительно упала, особенно после того как был снят Константин Ильковский – единственный представитель эсеров в губернаторском корпусе, – сообщил «ФедералПресс» эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. – Естественно это не удовлетворяет амбициям лидера СР и именно он решил возглавить фронду в потенциально конфликтном регионе. КПРФ и ЛДПР вполне могут к ней примкнуть, поскольку в большинстве регионов они вынуждены вести себя пассивно и если в Бурятии им удастся играть более активную роль, то они этим безусловно воспользуются.
Впрочем, стоит отметить, что федеральные политологи все критичнее смотрят на инициативы Сергея Миронова. «Желаемое за действительное справедливороссам выдавать всё сложнее. Даже свою республиканскую ячейку они забыли уведомить о партийной позиции, чего уж говорить об уровне организации межпартийного диалога с их участием, – сообщил «ФедералПресс» политконсультант Константин Бакшеев. – При этом заметно, как Миронов после думской кампании стал чаще отсылаться к взаимодействию с другими традиционными игроками. Складывается ощущение, что лидер СР пытается показать всем, что он остается на равных с КПРФ и ЛДПР, но за чрезмерностью усердия начинает сквозить его неуверенностью еще больше. Одно можно сказать точно, что избирательная кампания в Бурятии будет насыщена обилием «местных фантазий и федеральных слухов». Это обусловлено устоявшимися традициями борьбы внутри республиканских элит, а также высоким восприятием подобного формата у околополитической тусовки Бурятии, включая СМИ. Добавлю, что успех Цыденова в его хладнокровии. Чем меньше он будет допускать откровенного реакционерства, тем быстрее сформируется его собственная повестка и губернаторский почерк».
В бурятском республиканском отделении «Справедливой России» пока смотрят на ситуацию философски. «Выдвижение кандидатов на пост главы республики будет проходить в начале июня, а до этого момента много еще вариантов рассмотреть, – заявил «ФедералПресс» Иринчей Матханов. – 24 апреля у нас должен состояться собраться высший совет партии и я в нем буду участвовать. Но пока я не имею прямого распоряжения работать с другими региональными отделениями партий. Если что-то не срастется, у нас есть свои пассионарные кандидаты. Например, Оксана Бухольцева, которая на выборах в Народный Хурал собрала голосов гораздо больше, чем сама партия».