Бывший глава Марий Эл Леонид Маркелов попал под следствие спустя неделю после отставки. Антикоррупионная повестка в Поволжье сейчас как никогда актуальна, в начале апреля был задержан глава Удмуртии Александр Соловьев, обоих бывших глав регионов подозревают в банальном взяточничестве, правда, суммы взяток сравнимы с ценной постройки детского сада или ремонта дороги. Подробности в материале «ФедералПресс».
Об аресте Маркелова стало известно сегодня утром, чуть позже появилась информация и о самом уголовном деле. «Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета России возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.6 ст.290 УК РФ (получение взятки), ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки), ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) в отношении бывшего главы Республики Марий Эл – Председателя республиканского правительства Леонида Маркелова и других лиц.
По данным следствия, Маркелов, занимая указанную должность, получил через доверенное лицо Наталию Кожанову от учредителя фабрики ОАО «Акашевская» Николая Криваша в качестве взятки более 235 млн рублей за покровительство и содействие при имущественной выплате средств государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного комплекса», - говорится в сообщении СК РФ. Кроме того, известно об обысках в квартирах фигурантов дела, обвинение пока не предъявлено.
«В случае Маркелова свою роль могло сыграть и стремление Кремля перехватить у оппозиции антикоррупционную повестку в преддверии выборов президента. На сценарий развития событий могло повлиять и то, что с февраля текущего года федеральный центр взял курс на масштабное обновление корпуса губернаторов. Еще до ареста Соловьева и Маркелова лишились своих должностей (без предъявления каких-либо обвинений) главы Бурятии, Адыгеи, Пермского края, Карелии, Новгородской и Рязанской областей. Вполне вероятно, что уход Маркелова с поста главы республики не был связан напрямую с подозрениями сотрудников Следственного комитета: к апрелю 2017 г. губернатор уже вошел в список «кандидатов на выбывание». В частности, в февральском рейтинге влияния глав регионов АПЭК руководитель Марий Эл занял 85 место», - рассказал политолог Центра прикладных исследований и программ Николай Пономарев.
В отличие от Соловьева, Маркелов успел уйти в ожидаемую отставку – республика Марий Эл развивалась не лучше других небольших нацреспублик Поволжья, а ее бывший руководитель отличался неуместными высказываниями и конфликтностью.
Маркелов два раза пытался воспрепятствовать назначению руководителей региональных управлений федеральных ведомств. Первый раз глава республики был не согласен с назначением руководителя налоговой службы Марий Эл Кирилла Князева, заявив, что без его согласования в регионе никто назначен не будет. За что заслужил жесткую критику со стороны полпреда Михаила Бабича: «Не может быть принята позиция «мы не хотим такого-то то человека, потому что он не местный, а мы растим местные кадры». Вы местные кадры назначайте на местные должности, а то некоторые местные кадры у вас то в тюрьму попадают, то уголовными делами обрастают. Вот вы за них и отвечайте, а за федеральные кадры будут отвечать соответствующие федеральные министры». В результате Князев был назначен вопреки воле Маркелова. Второй эпизод произошел уже в 2017 году. Новым руководителем регионального отделения Фонда социального страхования России по Марий Эл стал Александр Щитов.
Подобная самонадеянность неподкрепленная реальными социально-экономическими успехами региона не давала повода строить позитивные прогнозы в отношении Маркелова. «По стилю управления Маркелов – воин. У него есть сторонники, противники, и сторонники с противниками воюют. Для него конфликт – это форма управления. А при президентских выборах нужен принципиально другой подход. Президентские выборы – это выборы лидера нации. И здесь конфликт как форма правления неприемлем. Поэтому, даже если бы Маркелов не взял ни копейки – он бы все равно ушел. Другой вопрос, что он мог бы уйти министром, или послом, а мог уйти как и ушел», - отмечает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Напомним, бывшему главе Удмуртии Александру Соловьеву инкриминируется совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). По версии следствия, в 2014–2016 годах Соловьев получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реки Кама и Буй у города Камбарка, взятки в виде денег на общую сумму 139 млн рублей, а также в виде доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн рублей. Как полагает следствие, за это Соловьев должен был обеспечить внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, а также выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси.
«Неприкосновенных нет. Борьба с коррупцией требует новых жертв. Кровь бывших чиновников питает карьеры силовиков. А задержания ответ на запросы общества. В ПФО накопилось большое количество непопулярных проблемных губернаторов. А полпред президента в ПФО Бабич и силовики особо активны», - считает политолог Константин Калачев.
Фото в тексте с сайта http://bezformata.ru
Дело Маркелова