Top.Mail.Ru
Экономика
Тюменская область
1

Эксперты: феномен российской коррупции – в татаро-монгольском иге и приватизации

Коррупция в России имеет четкие исторические корни, уходящие в XIII век. Ее причины и следствия обсуждали в Тюмени участники международной конференции «Обеспечение безопасности бизнеса как фактор противодействия мошенничеству». Основной темой которой стала борьба с коррупцией как социальным явлением. Общая тенденция пока неутешительна. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Коррупция: от Батыя до Пугачева

Сравнение аспектов развития России в сравнении со странами Запада с точки зрения отношения к собственности западном мире дает новую картину отношения граждан к хищениям, утверждает президент российского отделения Объединения сертифицированных специалистов по расследованию хищений ACFE Сергей Мартынов. «Ключевой вопрос – отношение к собственности. Исторически оно у нас другое, нежели в странах Европы, – замечает Мартынов. – Во-первых, Монголо-татарское иго в определенные моменты приводило к уничтожению до трети населения страны, что никак не способствовало развитию права собственности. В 16-18 веках распространены вотчинное право и служебные владения. Собственность принадлежит царю или императору. ≤…≥ И в эпоху социализма частная собственность на средства производства была запрещена. И это тоже оказало влияние на наш менталитет. Отношение к собственности на Западе строилось с точностью до наоборот. Владение землей там было бесспорным. А у нас принцип: это все колхозное, это все – мое. Что и послужило одной из предпосылок к проблеме отношения людей к хищениям».

Долгое время одним из средств контроля общества оставалась религия, которая говорила, что красть грешно. В 20 веке ей на смену пришла идеология. Сегодня и то, и другое в значительной степени утратили свое влияние на человека. «Люди просто воруют, не отягощая себя оправданиями и угрызениями совести», – замечает Мартынов. Взять процесс под контроль можно только с помощью технологий. Однако и здесь существует опасность все настолько зарегулировать, что система будет очень громоздкой и неэффективной. Должна быть комплексная программа для обеспечения безопасности бизнеса и противодействия хищениям, мошенничеству и коррупции.

Мартынову вторит еще один авторитетный спикер, председатель экспертного совета Национального общественного комитета по противодействию коррупции, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Петр Коловангин. Он продолжил историческую тему, напомнив о пагубном влиянии крепостного права на психологию населения. «80 % населения страны были лишены гражданских, политических, материальных и имущественных прав почти на 200 лет. И эта пружина сжималась, – говорит Коловангин. – Сначала были бунты. Восстание Емельяна Пугачева длилось 3 года, его не могли подавить 29 гвардейских полков. Затем наступил 1917 год».

В 2000-е годы масштабы коррупционного оборота в России оценивались в 240–310 миллиардов долларов, и он неумолимо нарастал. «К 2008 году, когда мы наконец приняли антикоррупционный закон, страна уже имела сложившуюся систему теневого управления государством, – говорит профессор Коловангин. – И в политической, и в экономической, и в социальной сфере. Коррупционная рента нарастала и составляла основу доходов жуликов от власти всех мастей. Снизу до верху система скоординирована, скооперирована и на абсолютно непоколебимых законах криминальной круговой поруки функционирует в нашем государстве. Методами уговоров разорвать этот порочный круг обогащения невозможно. Нужны другие методы: принуждения и пресечения. Иначе вся эта «карусель» закончится плохо».

Закрепление коррупционного мышления и поведения как господствующего для общества новой России произошло после того, как на глазах у всего народа произошла кража под видом приватизации, говорит представители президентской академии.

«У нас украли страну. Украли средства производства. Простой пример: завод «Уралмаш», где работало 120 тысяч человек, продали жулику Кахе Бендукидзе по цене партии в 17 экскаваторов, – возмущается эксперт. – Вот так была оценена наша собственность и вот так ее нахально захватили прохиндеи, как писал Лермонтов, жадною толпою стоявшие у трона. А потом они превратились в олигархов и взяли власть в свои лапы».

31 % на коррупцию

Масштаб хищений в общем объеме затрат на ведение бизнеса в современной России, по оценкам ACFE, достигает 31 %. В капитальном строительстве он составляет 46 %я, в инвестпроектах – 41 %, в закупках сырья и материалов – 37 %. «Эти деньги, так или иначе, разворовываются разными способами, – заявил Мартынов. – И это препятствует развитию российского бизнеса и угрожает его перспективам на международном рынке. Себестоимость продукции выходит достаточно высокой, что снижает ее конкурентоспособность».

В рейтинге коррумпированности из 180 стран мира Россия находится на 137-м месте. Причем в 2005 году занимали 90-ю позицию, замечает профессор института государства и права Тюменского госуниверситета Виктор Севрюгин. «Уровень коррупции в стране угрожает ее национальной безопасности. Это несовместимо со статусом России как великой ядерной державы», – говорит он.

Петр Коловангин предлагает применить систему для приведения в движение всех антикоррупционных мер государства. «Мы предлагаем принять законы, по которым в каждой государственной федеральной, региональной муниципальной структуре в обязательном порядке в штатное расписание вводится особые подразделения по профилактике коррупционных преступлений, которые в соответствии с указом президента наделяются особыми полномочиями», – сказал он. Так или иначе, деятельность всех структур необходимо брать под жесткий технический контроль и обеспечить неотвратимость наказания, согласились участники обсуждения.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.