В Нижегородской области назначен новый главный федеральный инспектор. Им стал генерал-майор Александр Мурзин. Нижегородская область – особая территория для полпреда Михаила Бабича, и назначение сюда силовика может говорить о том, что в регионе готовится спецоперация по усилению борьбы с коррупцией и исполнению поручений президента России. Подробности в материале «ФедералПресс».
К поиску нового ГФИ в центре Приволжского округа подходили основательно. Выбор главного федерального инспектора для столицы ПФО, а также перевод Александра Мурзина из органов ФСБ занял почти три месяца. Все это время после ухода Ивана Костанова в январе 2017 года должность оставалась вакантной.
Александр Мурзин – уроженец Нижегородской области, родился в Павлове. Как и положено силовику, его биография известна лишь в общих чертах. Из открытых источников известно, что он окончил Алма-Атинское высшее пограничное командное училище КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского, Военную академию имени М.В. Фрунзе, Академию Генерального штаба РФ, выполнял свой воинский и профессиональный долг на Северном Кавказе: в Дагестане, Ингушетии, Чечне и Южной Осетии.
Выборы, чемпионат мира и политическая турбулентность
Представляя нового ГФИ, Михаил Бабич подчеркнул особую роль Нижегородской области в Приволжском федеральном округе: «Нижегородская область – столичный регион для нашего округа, и в этой связи здесь большая концентрация политических, экономических и социальных задач, которые имеют особый статус и особое значение для всего Приволжского федерального округа. Поэтому мы так тщательно подходили к выбору кандидатуры главного федерального инспектора. Я уверен, вход в обстановку много времени не займет, потому что Александр Михайлович не терял связи с земляками, поэтому первичная, но самая ценная информация – которая идет, что называется, с низов – о ситуации в области у него есть».
Полпред отметил, что в Нижегородской области перед ГФИ стоят серьезные политические задачи, среди которых проведение выборов в 2017 году и избирательной кампании президента в 2018-м.
«Вслед за выборами нужно будет принимать Чемпионат мира по футболу. С этим связан большой объем работы, как в социально-экономическом плане, так и по вопросам безопасности жителей и гостей», – рассказал Михаил Бабич.
Полпред отметил, что кроме того перед ГФИ стоят и традиционные для этой должности задачи: координация работы территориальных органов федеральной власти, надзор за обеспечением прав, свобод и гарантий граждан, вопросы общественной безопасности, вопросы социально-экономического развития региона. Ему предстоит разбираться, по выражению Михаила Бабича, с «политическими турбулентностями»:
«Так что прошу всех – и правительство Нижегородской области, и представителей федеральных органов исполнительной власти и правоохранительного блока – оказать Александру Михайловичу максимальное содействие», – подытожил полпред.
Силовые приемы в ПФО
Как правило, в ПФО силовиков назначают главными федеральными инспекторами в наиболее сложные регионы. Обычно после таких назначений в регионе усиливается контроль за деятельностью органов власти, в том числе и глав регионов, заметно усиливается борьба с коррупцией.
Один из ярких примеров таких назначений – экс-ГФИ в республике Марий Эл Павел Логинов. Бывший военный, проходивший службу в специальных частях центрального подчинения ВМФ, а затем – в Центральном аппарате Главного командования ВМФ, был направлен полпредом в регион для наведения порядка. Очевидно, со своей задачей Логинов справился. Сразу после отставки и ареста губернатора Леонида Маркелова Логинов получил повышение и был назначен начальником департамента по вопросам внутренней политики аппарата полпреда в ПФО.
Другой пример – назначение в мае 2016 года Игоря Цветкова главным федеральным инспектором по Пермскому краю. Цветков был направлен в регион в непростое время – в крае одновременно проходили выборы в Госдуму, Заксобрание и городскую думу Перми. И все это на фоне политического кризиса и нового витка медиа-войны. Цветков, тоже генерал- майор ФСБ, проходивший службу на Северном Кавказе, оказался той самой «железной рукой», которую давно ждали в крае. Он достаточно быстро заработал авторитет жесткого управленца и в короткий срок смог навести порядок в сфере госзакупок, усилил контроль за соблюдением федерального и регионального законодательства, начал активную борьбу с коррупцией.
События последнего времени – снятия и аресты руководителей регионов ПФО – заметно укрепили позиции Михаила Бабича, отмечают эксперты. Назначение нового ГФИ из силового блока – продолжение усиления этих позиций, подчеркивают политологи.
«Это уже устойчивый апробированный тренд, что главными федеральными инспекторами в округе назначаются выходцы из силовых структур: это и представители МВД, и представители ФСБ. И предыдущий ГФИ по Нижегородской области тоже был выходцем из МВД. Соответственно, та пауза, которая возникла между уходом Костанова и назначением нового руководителя, видимо, была связана с тем, что полпред Бабич тщательно подбирал кандидатуры. И по всей видимости, ему важно, чтобы главный федеральный инспектор был представителем ведомства, где четко ставятся, формулируются и выполняются важнейшие государственные задачи», – считает руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов.
«Проблемы сегодня есть: мы видим, что определенного рода круг чиновников лишается доверия и главы государства, и населения, и это связано в первую очередь с вопросами коррупционными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на должности ГФИ приходят люди из силовых ведомств: мы видим от этих назначений, кадровой политики реальные результаты», – отмечает эксперт.