Федеральные власти планируют потратить 63 млрд рублей на строительство безопасных и качественных дорог в десятках российских агломерацией. Региональные исполнители уже приступили к реализации программы «Безопасные и качественные дороги», в том числе в трех уральских столицах – Екатеринбурге, Тюмени и Челябинске. Пока на пути к идеальным магистралям местных чиновников и дорожников возникают многочисленные препятствия: погода, ФАС, новые технологии и даже дальнобойщики. Подробности — в материале «ФедералПресс».
«Мы несем потери, соизмеримые с военными действиями», – охарактеризовал огромное количество ДТП вице-губернатор Свердловской области Сергей Зырянов. Чтобы исправить ситуацию, федеральные власти запустили проект стоимостью 63 млрд рублей, в котором участвует 38 городских агломераций. В четверг, 20 апреля, ход реализации программы был рассмотрен в Екатеринбурге в рамках конференции «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы». Уже в следующем году в нормативное состояние должно прийти 50 % дорог (сейчас – 44 %), а число очагов концентрации ДТП планируется снизить вдвое.
Исходная ситуация в уральских агломерациях сильно отличается. Так, в Екатеринбурге протяженность дорог в агломерации составляет 1,3 тысячи километров, в Челябинске – 2,1 тысячи в Тюмени – 3,1 тысячи. В то же время в Тюмени лучшее среди трех агломераций состояние дорог: уже сейчас в нормативном состоянии находится более 70 %, в то время как в Екатеринбурге и Челябинске показатель даже ниже среднероссийского.
В южноуральской столице власти нашли больше двухсот очагов ДТП, что в десять раз превышает екатеринбургский показатель. Замруководителя Росавтодора Игорь Астахов заверил, что при подсчете использовалась одна и та же методика. При этом на федеральных дорогах очагов мало: под Екатеринбургом их два (на дороге из Перми и подъезде от М5), в Челябинске – четыре, в Тюмени – два. В ближайшее время их должны ликвидировать.
По словам замначальника отдела дорожной инспекции свердловского управления ГИБДД Александра Юнусова, в прошлом году в ДТП погибли 215 человек. Больше половины жертв приходится на аварии, связанные с плохим состоянием дорог. Наиболее распространенные причины – стертая разметка, некачественное содержание дорог зимой и неровное покрытие. После реализации проекта доля таких ДТП должна снизиться до 20 %.
В этом году на ремонт екатеринбургских дорог уйдет 2,6 млрд рублей, челябинских – два миллиарда, тюменских – 1,8 миллиарда. Федеральные дотации составляют от трети до половины этой суммы. Соглашения о субсидиях уже подписаны, но на стадии подписания контрактов возникли задержки. Они были связаны как с малым сроком, заложенным в план реализации проекта, так и с целым рядом непредвиденных обстоятельств. «Практически было невозможно заключить контракты за месяц после подписания соглашений», – признал Астахов, отметив, что дотации можно было оформлять и не дожидаясь крайнего срока.
В Свердловской области контракты заключены лишь по шести объектам из 83 включенных в план-график, недалеко ушли и тюменцы. Лишь в Челябинске подписали контракты на 150 объектов из 153. «Это заставляет задуматься, как подрядчики и заказчики будут решать проблему», – сказал Астахов. Впрочем, представители регионов заверили, что до конца весны все контракты будут заключены, так что работы завершат в срок.
Одна из причин затягивания торгов – претензии со стороны антимонопольщиков. Министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик прямо заявил: «Отраслевое министерство более компетентно, чем контролирующий орган». Начальник управления автодорог «Урал» Алексей Борисов привел в пример тяжбу о малых искусственных сооружениях. «Их наличие дает возможность выбирать между конкурсом и аукционом», – сказал он. В итоге владельцам дороги удалось выиграть суд, отстояв свою трактовку термина.
Как сказал Игорь Астахов корреспонденту «ФедералПресс», антимонопольные споры – обычное явление даже для западных стран, где тендерные процедуры отрабатывались в течение десятилетий. В России число подобных тяжб могут снизить лишь изменения в законодательстве, считает чиновник. Сейчас Росавтодор уже систематизирует информацию об оспаривании торгов, но о конкретных идеях Астахов говорить воздержался.
Еще одной проблемой стали сбои в единой информационной системе закупок: на них жаловались представители Тюменской и Челябинской областей. Неполадки, связанные с новой системой кодов, не давали вносить изменения в планы-графики почти до конца марта, заявил замначальника главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков. В Челябинске вопрос решили в феврале, сообщил Дмитрий Микулик.
Чистяков также предложил перенести с 1 мая на 1 июня срок, когда программа должна быть актуализирована по итогам обследования дорог. «Еще в понедельник у нас шел снег», – объяснил он. Игорь Астахов не согласился с таким предложением: вместо этого он предложил заранее заключать контракты на следующий год. Чиновник полагает, что смещение крайнего срока может вызвать затягивание работ в южных регионах России. «У нас очень разная страна, кое-где в апреле уже ведутся работы», – напомнил он.
Немало вопросов вызвала и работа системы «Эталон», куда заносятся все сведения о выполнении проекта. Так, в Свердловской области сейчас отличается число объектов, внесенных в программу в различных списках. С середины мая учет в «Эталоне» будет вестись именно по объектам, поэтому у уральцев могут возникнуть трудности. Алексей Борисов, в свою очередь, пожаловался на технические сбои при подключении.
К слову, регионы, которые не выполнят программу в этом году, рискуют лишиться федеральных средств в следующем. «Надбавка в миллиард рублей заставляет задуматься, чтобы деньги не потерять», – подчеркнул Игорь Астахов. Желающих получить их немало: заместитель руководителя Росавтодора не исключает, что в список агломераций попадут некоторые из тех, где нет полумиллионного населения. Исключение уже сделали для Калининграда и Улан-Удэ.
Замглавы Росавтодора заступился за региональные дороги, объяснив их низкое качество нехваткой денег. «На федеральные и региональные дороги стандарты одни и те же, но уровень финансирования совершенно разный. На федеральные идет 100 % от норматива на содержание, а на региональные нет. Бывает, что выделяют 33 копейки там, где нужен рубль», – сказал он. «Жалуются, что у строителей асфальт сходит вместе со снегом. Да, но это не от желания поскорее заработать на новом ремонте, а от безысходности. Подрядчик мог бы качественно отремонтировать пятьдесят километров, но приходится размазывать эти деньги на сто, чтобы остальные пятьдесят не стояли в ямах», – объяснил Астахов.
Чиновник обрушился и на недобросовестных дальнобойщиков, обвинив их в порче дорог. Астахов надеется, что со временем региональные власти начнут строить автоматические пункты весового контроля. Он напомнил, что сборы транспортного налога и акцизов составляют 520 млрд рублей, а расходы на дороги – 1,5 триллиона. «Вкладывать деньги в дороги и тут же их разрушать – тоже решение, но абсурдное», – подытожил он.