Активисты Общероссийского народного фронта проверили работу новой ливневой канализации в Юго-западном районе Ставрополя. Как передает корреспондент «ФедералПресс», история с канализацией, которая проходит по территории объекта культурного наследия федерального значения «Татарское городище» тянется давно, но пока счастливого завершения сложной ситуации не видно. В материале экспертного канала о том, что администрация частично укрепила русло реки, но большая часть заповедника не защищена от сточных вод.
Работа сделана
Еще в прошлом году в Ставрополе прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об охране культурного наследия при проведении мероприятий, направленных на строительство сети дождевой канализации. Без всякой защиты канализация проходила по территории объекта культурного наследия федерального значения «Татарское городище». Это крупнейший археологический центр Предкавказья. Здесь проходят экскурсионные тропы, расположены гроты, могильники, древние дороги, скалы, живописные камни, родники, имеются водопады и редкие растения. Эксперты высказали опасение, что ливневая канализация в Юго-западном районе Ставрополя может повредить заповедную территорию «Татарского городища» и размыть почву. А чтобы спасти памятник от разрушения оползнями, нужно продолжить укрепление русла новой ливневой канализации в микрорайоне Белый город.
При этом первый заместитель руководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Иван Скорняков выполненной работой доволен. «В том году была построена ливневая канализация в 130-ом квартале города. Сейчас мы русло реки Сухадола привели в порядок, укрепили, уложили громады, сделали наброску камней, чтобы погасить тот поток воды, который будет идти после сбора всех дождевых вод. Работа проводилась сложная, условия стесненные, сложный рельеф, да и мешали погодные условия. Администрация выполнила работу с учетом рекомендаций экологов, общественников и краеведов. Работы шли около года, общая стоимость ливневой канализации составила 71 млн рублей, а работы именно на этом участке, а здесь укреплено 150 метров, обошлись в 7 млн рублей. Мы постоянно сотрудничали с музеем, здесь находились и геологи и археологи. Следить будем регулярно, гарантия до трех лет», - рассказал Скорняков.
Потерянные водопады
Известный в регионе геолог Григорий Пинчук также занял сторону мэрии. Теперь он секретарь экологического общественного совета при главе администрации города. «Посмотрите, на участке не срублено ни одно дерево, мы провели два экологических совета, все замечания наши учтены. И важно, что здесь стоят очистные сооружения, которые будут очищать воду из ливневой канализации, а это важно, ведь речь идет не только о спасении памятника, о спасении ручья, но вода отсюда, петляя по лесу, вливается в наше единственное водохранилище. Четыре ручья, включая этот, загрязняют его больше, чем Невинномысский канал. Это и есть одно из решений защиты Сенгилеевского водохранилища. Сейчас идет исправление ошибок, а точнее – экологических преступлений со стороны администрации города Дмитрия Кузьмина (уже много лет находится в международном розыске – ФП), которые дали «добро» на развитие города в южную сторону», – говорит об изменениях к лучшему Пинчук.
Правда, эколог забывает упомянуть, что Ставрополь уже из-за укрепления лишился одного из любимых горожанами мест отдыха – водопадов «Пагода» и «Стеклянные бусы». Обычно, проходя в глубь леса, слышишь нарастающий шум воды. Это подает свой голос водопад, названный за необычную форму «Пагода». Он состоял из девяти нависающих друг над другом каменных уступов, скрывающихся в потоках серебристой влаги. Зимой в морозные дни здесь все застывало, ручей замолкал, а водопад превращался в еще более причудливый ледопад. Ледяная лестница напоминала зимний дворец, украшенный гирляндами прозрачных сосулек и натеков. Спускаясь ниже, можно было увидеть водопад «Стеклянные бусы». Многочисленные родники и водопады были одной из ценных достопримечательностей заповедника. «Татарское городище» оставалось одним из немногих мест Ставропольской горы, где родники еще сохранили природные особенности и свойства. Поэтому их охрана – одна из важных задач не только города и общественников, но и государства.
Укрепили малую часть
Пинчук успокаивает, мол, один водопад пропал, другой появится. Такие слова слышать от эколога как минимум странно. Удивляется спокойствию секретаря экологического общественного совета при главе администрации города и эксперт Общероссийского народного фронта, эколог, директор Ставропольского ботанического сада Владимир Кожевников, который работой остался недоволен. «Укрепление русла канализации на протяжении 150 метров обошлось бюджету в 7 миллионов рублей. Длина русла, проходящего по городищу, 900 метров, и укрепление нужно продлить минимум на 750 метров. А яр же идет дальше. Раньше сюда условно шли 100 кубометров в секунду, когда был неорганизованный водосброс, а сегодня уже, к примеру, двести кубометров в секунду. И цифра эта не конечная. Но укрепили берег только в начале памятника. Дальше участок будет подвергаться намного большей эрозии, поэтому я уверен, да и вижу, что процесс размывания идет вовсю. Для того, чтобы в этом убедиться, если кто не верит, надо просто поставить колышки с нумерацией, сфотографировать их относительно рельефа, деревьев, и прийти через пару ливней, посмотреть, что с ними стало. И угол падения будет другой. Есть надежда, что пройдет несколько десятилетий, и смогут вырасти растения, которые бы корнями удержали грунт. Администрация же говорит, что виноваты прежние власти, так пусть все сделают до конца, давайте исправлять, гремите в колокола. А теперь изменили размеры городища, выделив от реки в обе стороны 15 метров, теперь это земля городского лесничества. Поэтому мы не снимаем вопрос с контроля и, в случае размытия почвы, будем рекомендовать администрации продолжить укрепительные работы», - подчеркнул директор Ставропольского ботанического сада.
Шелковый путь в новом тысячелетии
Татарское городище – это крупнейший археологический памятник Предкавказья, чудом сохранившийся среди реликтового леса в окрестностях Ставрополя. Директор Ставропольского музея им. Прозрителева и Праве Николай Охонько напоминает, что большая его часть входит сейчас в черту Ставрополя. «Это древний центр Предкавказья, предшественник Ставрополя. А если это был центр, то здесь находились военные, правитель. Мы говорим о Сарматском периоде — 4 век до нашей эры по 11 век нашей эры. В эти полторы тысячи лет городище имело укрепления, которые развивались. Были налажены прямые торговые связи с античной Грецией. Греки привозили сюда украшения, парадную керамику, амфоры с вином, маслом и нефтью. А мы поставляли им наемников — наши ребята охраняли правопорядок в Афинах, воевали в греческой армии. Бойцы они были хорошие», – рассказывает Охонько.
Именно здесь проходила одна из северных трасс Великого шелкового пути. В период существования Хазарского каганата Татарское городище было одним из его центров.
Рубикон близок
Пережившее века городище сейчас оказалось почти на рубиконе уничтожения: все ближе подбираются новые дома, свалки, а современные варвары растаскивают древние камни, есть и «черные» копатели, городище не охраняется. Мы отъезжаем от памятника на несколько километров, и видимо просто ужасающую картину: в яру сброшено невообразимое количество шин от легковых автомобилей. Тут же идет их уборка. Начальник Ставропольского лесничества Сергей Зенченко говорит, что за день свалка будет убрана. «У нас работают автомобили высокой проходимости, вывозим резину и перегружаем на КАМаЗы, они везут на мусороперерабатывающий центр в Верхне-Русском. Им спасибо, они эту резину принимают бесплатно. Недавно мусороперерабатывающие заводы перестали принимать резину по три рубля за колесо, теперь они берут за три тысячи рублей за тонну и выше. Это беда, конечно, для природы», – вздыхает главный лесничий региона.