Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Идея – наша, продукты – ваши: кемеровский бизнес пришел в Новосибирск с оригинальной моделью

Новосибирский рынок продуктового ретейла принял в свои ряды нового игрока – кемеровскую сеть магазинов фермерских продуктов «Калина-Малина». Для кемеровчан – это третий выход за пределы Кузбасса после Томской области и Красноярского края. Корреспондент «ФедералПресс» выяснял, насколько появление нового участника изменит рынок новосибирского продуктового ретейла и вспоминал предыдущие опыты кемеровских бизнесменов на новосибирской земле.

«Рынок только насыщается»

Первая точка «Калины-Малины» в Новосибирске открылась по франшизе на прошлой неделе. Правообладатель – Евгений Рубаненко, ранее занимавшийся автомобильным дилерством. Общая сумма инвестиций, по данным портала ksonline.ru, составила – 1,5 млн рублей. В головном офисе «Калина-Малина» собираются открывать еще пять магазинов в Новосибирске, по одному в каждом оживленном районе города. Как рассказали в компании, при открытии нового магазина исходят из удачного месторасположения, людского трафика и достаточному наличию парковочных мест.

Ассортимент магазина представляют фермерские продукты: сыры, мясомолочная продукция, кондитерские изделия. Причем, по словам руководителя отдела маркетинга и рекламы «Калина-Малина» Андрея Шавнева, с первого дня открытия в Новосибирске решено было делать ставку на продукцию только от новосибирских фермеров. «Новосибирск – один из крупнейших городов Сибири и мы долго готовились к выходу в этот регион. Для нас важно не просто открыть магазин, важно, чтобы он был готов с точки зрения именно фермеров. Мы искали в Новосибирской области подходящих нам фермеров, чтобы с первого дня основные группы товаров были именно от местных поставщиков. Сейчас у нас 14 фермеров, какое-то время их продукт был представлен в магазинах сети в Кемеровской и Томской области, мы могли получить отзывы клиентов о продуктах и они были позитивные», – объясняет господин Шавнев. Что до возможного представления в магазине продукции из Кемерова или Томска, то это, по словам сотрудников «Калины-Малины», исключено из-за больших затрат на логистику.

Удивительно, но появление «Калины-Малины» в Новосибирске не вызвало никакого ажиотажа со стороны потенциальных конкурентов. Часть игроков, специализирующихся на мясомолочной продукции отказались давать какие-либо комментарии, сославшись, что им нечего сказать. Схожим был ответ и от руководителя магазина сети магазинов фермерских продуктов «Фермер-Центр» Галины Хребтовой. «Знаете, я не вижу никакой конкуренции. Рынок только насыщается и места хватит всем. До момента, когда в каждом районе города будет по несколько торговых точек, пройдет очень много времени. Даже тот факт, что мы раньше приступили к работе с фермерами – ни о чем не говорит только из-за начала развития этого сегмента», – поясняет госпожа Хребтова. Правда, тут же она добавляет, что кемеровчанам придется много работать, чтобы вникнуть в новосибирские реалии. «Здесь другие расстояния до районов области, нежели чем в Кузбассе. Психология у фермеров отличается от района к району. Качество не у всех на хорошем уровне и это, кстати, основное наше требование, под которое фермерам приходится подстраиваться. Не знаю как в Кемеровской области, но здесь торговые сети диктуют условия производителям», – говорит руководитель «Фермер-центра».

«…и резко перестроились»

Выход «Калины-Малины» на новосибирский рынок в целом похож на уже имеющиеся прецеденты в истории кемеровского бизнеса, когда крупный игрок, фактически, лидер в своем сегменте, пытается зайти в другой регион, где встречает серьезную конкуренцию. Совсем недавно, пару лет назад, в Новосибирск приходила кемеровская сеть общепита ResStar с форматом традиционного кафе. «Я помню, как это было – полный провал с треском, потому что подобных заведений здесь предостаточно. Тогда, ResStar, видимо, изучил рынок и резко перестроился под него, создав аналог Dudnik – местной сети недорогих кондитерских, которые в свою очередь – аналог другой новосибирской сети Kuzina. Сменив бренд, теперь они называются «Кофебулка», ResStar предлагает более скромный ассортимент на небольшой площади заведения. И вроде работают, про закрытие и речи не идет», – отмечает новосибирский аналитик общепита, ресторанный обозреватель портала НГС Станислав Соколов.

Причины для такой неудачи, как в случае с ResStar, возможно идет от недостатка информации и отсутствия аналитических и маркетинговых исследований по тому рынку, на котором планируется экспансия. Такое мнение недавно в интервью «ФедералПресс» высказывал Виктор Севостьянов, председатель вновь образованного совета по развитию предпринимательства в Кемерове. «Знаете, в Новосибирск рынок не свободнее нашего и кажется, что должно хватить места, но это ложное ощущение. Мы опять-таки пытаемся зайти на чужие рынки с тем, что там в достатке. Если заходишь на рынок, то должен проанализировать, какова емкость этого рынка. Если эта емкость не позволяет местным нормально конкурировать, то зачем ты там нужен? И чего ты туда идешь? Ради удовлетворения собственных амбиций?» – возмущался господин Севостьянов.

Но есть и более удачные примеры кемеровского «вторжения» в Новосибирск. Один из главных операторов стрит-фуда в Сибири – компания «Марка «Подорожник» – занимает третье место в своем сегменте в Новосибирске по количество открытых торговых точек, уступая шаурме от «Дяди Денера» и блинам от «Русских блинов». «И хотя на первый взгляд, продукт от «Подорожника», по сравнению с шаурмой и блинами, выглядел так себе – все-таки упакованные сэндвичи больше подходят для отделов готовой еды в супермаркетах, кемеровские бизнесмены смогли пойти против течения и переломить ситуацию под себя. Отчасти это было связано, что рынок стрит-фуда в двухтысячные только зарождался и пример провала «Подорожника» в Санкт-Петербурге – показательный, потому что там уже был готовый рынок, и модель не пошла», – объясняет успех «Подорожника» Станислав Соколов. К словам эксперта можно добавить и комментарии от владельцев бренда на прошлогодней апрельской пресс-конференции в ТАСС, где Татьяна Фомина, основатель компании, заметила, что «Подорожник» не отвоевывает у кого-то аудиторию, предпочитая создавать свою на основе наблюдений за потребительским спросом и предпочтениями клиентов. «В скором будущем планируем не только увеличения числа наших точек на 50 %, но и постепенный отказ от привычных киосков в пользу павильонов и уютных кафе. Время киосков и нам нужно перестраиваться», – констатировал генеральный директор ООО «Марка Подорожник» Вячеслав Музафаров.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.