Top.Mail.Ru
Общество
Кемеровская область
0

Стрельба без предупреждения: кузбасские чиновники разрешат охоту рядом с заповедником

В Кемеровской области разгорается скандал. Дирекция государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» выступает против аукциона на передачу земель под охотничью деятельность, проводимого областным департаментом по охране объектов животного мира. Причина несогласия – наличие охранной зоны заповедника в аукционном участке. Корреспондент «ФедералПресс» разбирался в правоте спорящих сторон.

По закону – 500 метров

Информация об аукционе появилась на torgi.gov.ru в середине мая. В ней говорится о территориальном положении участка – Крапивинский район Кемеровской области и бассейн реки Тайдон. Так же известна площадь участка и начальная цена аукциона – 142 тыс га и 52 тыс рублей соответственно. Срок аренды – 49 лет. Прием заявок продлится до 15 июня, сам аукцион состоится 22 июня в Кемерове.

Однако о том, что такой аукцион будет проведен, дирекции заповедника «Кузнецкий Алатау» стало известно еще в январе, после опубликовании информации о подготовке документации на официальном сайте областного департамента по охране объектов животного мира. Как утверждают в пресс-центре заповедника, «с «Кузнецким Алатау» никто не связывался и не информировал». И хотя земельный участок, выставленный на аукцион, не относится к территории самого заповедника, а затрагивает так называемую «охранную зону», буферный участок между заповедником и остальной территорией области, экологи бьют тревогу. «Беспокоимся в первую очередь из-за краснокнижных животных – достаточное количество видов обитает в заповеднике и в охранной зоне. Любое грубое вмешательство может снизить популяцию отдельных видов и нарушить существующую экосистему заповедника», – объясняет специалист по экологическому просвещению «Кузнецкого Алатау» Алексей Самуленков.

Основной спор заповедника с департаментом вышел как раз по охранной зоне. В отдельных местах она, со слов представителей «Кузнецкого Алатау», достигает 15 километров, при этом в самом департаменте считают, что это «слишком много». В действительности, как уверены местные эксперты, столь большая охранная зона вокруг заповедника ничем не обоснованна. «По федеральному закону обязательная охранная зона вокруг заповедника устанавливается в пределах 500 метров и находится в ведении областных властей, а не федеральных. Областная власть должна гарантировать охранный режим на этой территории, но и все равно она – не собственность заповедника», – объясняет доктор биологических наук, профессор КемГУ Николай Скалон.

В самом департаменте на вопрос корреспондента «ФедералПресс» рассказали, что аукциону «предшествовала долгая и кропотливая работа, и все делалось по согласию с федеральным Министерством природных ресурсов и экологии».

Быть в контакте

В дирекции заповедника не верят в законность действий департамента. Потому и была организована петиция в защиту охранной зоны «Кузнецкого Алатау» и направлены письма губернатору области, председателю правительства РФ и в профильное министерство. Впрочем, ответов не последовало. Как объяснил Алексей Самуленков, дирекция «Кузнецкого Алатау» будет добиваться отмены аукциона и присоединения охранной зоны в Крапивинском районе к территории заповедника. Пока же поступают заявки на участие в аукционе – слишком лакомым выглядит предлагаемый участок под охотничьи угодья. «Там река очень богата хариусом и тайменем, в лесах – медведь, лось, косуля. Место очень интересное. Из всех участков, что департамент планирует выставлять, Крапивинский район – самый перспективный», – говорит председатель кемеровской городской общественной организации охотников и рыболовов «Диана» Геннадий Тогулев. Другие опрошенные охотники соглашаются с Тогулевым относительно привлекательности участка для охоты, но добавляют, что начисто отсутствует инфраструктура, даже в виде подъездной дороги, и для нее потребуются «солидные финансовые вливания». Источник «ФедералПресс», близкий к руководству департамента, утверждает, что цена на аукционе как раз продиктована желанием областных властей быстрее найти инвестора и реализовать проект, который будет успешен: «благо все кузбасские охотники туда поедут».

В других сибирских заповедниках на ситуацию в Кемеровской области смотрят неоднозначно. Директор «Алтайского биосферного заповедника» Игорь Калмыков считает, что кузбасские чиновники превышают свои служебные полномочия по части отчуждения охранной зоны, при этом добавляя, что на Алтае никакой охранной зоны «никогда не было и конфликтов с краевой властью тоже не имели». «За первые годы своей работы мы смогли договориться с представителями всех муниципалитетов и районов, правоохранительными органами и общественными организациями, и никаких проблем с тех пор не было», – объясняет Калмыков.

Отсутствие диалога, выливающееся в «глухой телефон», и неверие в действия областных властей – и есть причина конфликта, уверен Николай Скалон. Как представитель общественного совета при департаменте по охране объектов животного мира, Николай Васильевич обсуждал вопрос по охотничьим угодьям с руководством ведомства. «В принципе, во многих охранных зонах разных заповедниках происходит охотничья деятельность. В том числе, это широко распространенная мировая практика. Если охотники соблюдают закон и не будут ломать, уничтожать, то ничего страшного не произойдет. А если что-то случится, то есть законодательство, позволяющее взять охотников за разные места и соответствующим образом наказать, отобрать лицензию. На мой взгляд, никакой катастрофы быть не может. Более того, если зайдут грамотные охотники, которые будут заниматься охраной, а она должна быть при охоте, то по договору, который подписывают, на их плечи упадет биотехния, подкормка животных и другие охранные мероприятия. И если все будет делаться по закону, то там хуже не станет, станет – лучше. Не думаю, что сегодня у заповедника есть такие возможности», – резюмирует Скалон.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.