Top.Mail.Ru
Политика
Россия
1

Вигаудас Ушацкас: «Ни один кризис не имеет военного решения»

Посол Европейского Союза в Российской Федерации Вигаудас Ушацкас согласился ответить на вопросы «ФедералПресс».

– В какой мере официальные органы ЕС и вы лично разделяете ту озабоченность безопасностью своих восточных границ, которую неоднократно высказывали официальные лица государств Прибалтики?

– Должен признать, что действия России в последние годы (в том числе незаконная аннексия Крыма, дестабилизация восточной Украины, нарушение воздушного пространства стран-членов ЕС, насильственный увоз граждан ЕС с территории ЕС) и воинственная риторика отдельных российских политиков воспринимаются как угроза безопасности моими земляками в Литве, а также гражданами других стран Балтии. Принимая во внимание трагические для жителей стран Балтии события XX века, неудивительно, что они с обеспокоенностью следят за действиями России и опасаются повторения истории. С другой стороны, мои российские собеседники часто называют такие опасения беспочвенными, так как Литва, Латвия и Эстония являются членами и Европейского Союза, и крупнейшего военного блока – НАТО, вторжение в которые было бы безумием.

Однако неосмотрительно было бы оставлять без внимания существующий риск эскалации. В ситуации, когда стороны могут исходить из ошибочного представления о действиях и намерениях друг друга, когда в регионе наращивается военное присутствие, а контакты на уровне военных сведены к минимуму, возможность взаимного недопонимания или, не дай бог, инцидента остается высокой. Поэтому крайне важно, чтобы стороны устанавливали и совершенствовали каналы коммуникации и предпринимали действия, содействующие взаимопониманию и укрепляющие знание настоящих фактов и планов, в том числе, например, что касается безопасности полетов над Балтийским морем. Недостаток прозрачности и ясности о характере военных учений, таких как «Запад-2017», которые часто упоминаются как «наступательные», создает дополнительные опасения, чего тоже следует избегать.

– Руководители России не раз заявляли протест против расширения НАТО на восток. Как вы считаете, могут ли ЕС и страны, входящие в ЕС, учесть эту позицию России и остановить активность НАТО у российских границ?

– НАТО – главный партнер Европейского Союза в сфере безопасности и обороны. Обе организации разделяют общие ценности и стратегические интересы. НАТО и ЕС сотрудничают по широкому кругу вопросов (урегулирование кризисов, развитие обороноспособности стран-членов, укрепление потенциала стран-партнеров, преодоление киберугроз, морская безопасность), а в июле 2016 года было принято решение расширить сотрудничество между ЕС и НАТО в семи ключевых областях и укрепить политический диалог между двумя организациями. Вопросы обеспечения безопасности в Европе и государствах, расположенных в регионе европейского соседства, остаются главным приоритетом сотрудничества ЕС – НАТО.

Что касается отношений между Россией и НАТО, то стороны располагают необходимым двусторонним механизмом для обсуждения и снятия возможных обеспокоенностей. Ни Россия, ни НАТО не обращались к ЕС (или странам – членам ЕС) с просьбой выступить в качестве посредника в их двусторонних переговорах.

– Как вы считаете, достаточные ли усилия предпринимают страны ЕС для оказания гуманитарной помощи жителям Донбасса и Сирии?

– Гражданам как Украины, так и Сирии прежде всего необходим мир. Необходимо, чтобы на территории их страны прекратились боевые действия и кровопролитие. Международное сообщество должно настаивать на политическом урегулировании кризиса на Востоке Украины, на полном выполнении минских соглашений, на полном и повсеместном соблюдении режима прекращения боевых действий в Сирии и на поддержке проведения межсирийских переговоров при посредничестве ООН. Ни один кризис не имеет военного решения.

Что касается Украины, Европейский Союз поддерживает Украину в обеспечении стабильного, процветающего и демократического будущего для всех ее граждан. ЕС неуклонно придерживается принципов территориальной целостности и суверенитета страны и рассматривает полную реализацию минских соглашений как основу надежного политического разрешения конфликта на востоке страны. Работая над поиском политического решения, ЕС активизировал свое содействие ОБСЕ (помимо взносов своих стран-членов, ЕС выделил 30 млн евро, чтобы поддержать возможности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ выполнять ее мандат, а также предоставил транспортные средства, медицинские комплекты и обучение) и поддержал политическое взаимодействие, в том числе переговоры в «нормандском формате» (Франция, Германия, Украина, Россия) и в рамках Трехсторонней контактной группы (ОБСЕ, Украина, Россия).

ЕС одним из первых откликнулся на гуманитарный кризис на Украине. Вместе со средствами, предоставленными Украине странами – членами ЕС напрямую, Европейский Союз в целом направил более 399 млн евро в виде гуманитарной помощи и помощи в восстановлении пострадавшим в результате конфликта. Помощь предназначается лицам, проживающим в неподконтрольных правительству областях и по обе стороны от линии соприкосновения, а также внутренне перемещенным лицам и беженцам как на территории Украины, так и на территории соседних государств (России и Белоруссии). В феврале этого года Европейская Комиссия объявила о выделении Европейским Союзом дополнительных 18 млн евро на оказание гуманитарной помощи Украине.

В этой связи должен обратить внимание, что в восточной части Украины наблюдается сужение пространства для оказания гуманитарной помощи. Обязательство регистрироваться, введенное де-факто «властями» самопровозглашенных «республик» для гуманитарных организаций, затрудняет процесс доставки гуманитарной помощи. В ноябре 2016 года де-факто «власти» в Донецке запретили деятельность последней полностью действовавшей там международной некоммерческой организации, которая предоставляла необходимую гуманитарную помощь десяткам тысяч жителей. Международный комитет Красного Креста – единственная организация, которой позволено работать в Донецке и Луганске. Хочу еще раз отметить, что необходимо обеспечить гуманитарный доступ для бесперебойной доставки помощи всем нуждающимся. Все стороны конфликта должны соблюдать Международное гуманитарное право и гуманитарные принципы.

Если говорить о Сирии, то с начала кризиса Европейский Союз и страны-члены выделили совместно более 9,4 млрд евро для оказания гуманитарной помощи. Средства идут на предоставление жизненно необходимой помощи (питьевая вода, пища, защита детей, объекты санитарии и гигиены; предметы первой необходимости) сирийцам внутри Сирии, а также на предоставление помощи беженцам из Сирии и принимающим их общинам в Ливане, Иордании, Ираке, Турции и Египте. В то же время главной задачей ЕС является содействие поиску политического решения конфликта в Сирии. Мы приветствуем все дипломатические усилия международного сообщества, которые направлены на завершение конфликта, как, например, переговоры в Астане, и оказываем решительную поддержку переговорам под эгидой ООН в Женеве. Как вы знаете, в тесной координации с ООН ЕС ведет работу с региональными акторами в рамках Региональной инициативы о будущем Сирии, которую предложила верховный представитель ЕС Федерика Могерини в конце 2016 года. Помимо выработки общей позиции по постконфликтным механизмам, инициатива направлена на оценку масштаба работы по примирению и восстановлению после того, как в стране начнется устойчивый процесс политического перехода.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.