Top.Mail.Ru
Общество
Россия
0

«Штрафы для УК – декоративный гвоздь в крышку их гроба». Госдума РФ потребовала прозрачности от управляющих компаний

С 1 июня 2017 года в каждом регионе начнут действовать собственные новые нормативы потребления. Поводом для изменений принципов оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды стали итоги проверки Минстроя субъектов РФ, когда были обнаружены серьезные превышения нормативов сразу в нескольких регионах. Соответственно с 1 июня изменятся и размеры квартплаты для россиян. До конца года планируются и другие новшества в сфере ЖКХ, в том числе ужесточение контроля и наказания проштрафившимся управляющим компаниям. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Обновленные платежные квитанции за услуги ЖКХ жители России должны будут получать уже с 1 июля текущего года. Как сообщает «Российская газета», такая мера должна решить проблему «непрозрачных» квитанций, когда жильцы платят за перерасход ресурсов. Фактически УК лишились своего права распределять между жителями дома превышение нормативов потребления тепла, воды и электричества.

Речь идет о тех случаях, когда жильцы вынуждены платить за перерасход ресурсов, которые идут на содержание лифтов, лестниц, подъездов, подвалов, чердаков и придомовых территорий.

«Это позволит создать защиту жильцов от злоупотреблений УК. Ранее в сфере ЖКХ имели место случаи злоупотреблений, как-то отпуск представителями управляющих компаний ресурсов сторонним лицам и организациям с возложением их оплаты на жителей, что иной раз проходило незамеченным в виду незначительного роста платы ЖКУ из-за массовости населения многоквартирного дома», – рассказал экспертному каналу председатель региональной общественной организации «Тюменский жилищный комитет» Юрий Рябцев.

Напомним, что ранее Минстрой во многих регионах обнаружил серьезные завышения нормативов – до 1000 %! По мнению экспертов, основными причинами этого послужили некомпетентность работников управляющих компаний, большой физический износ жилищного фонда, наличие значительного числа должников по оплате ЖКХ и коррупция в сфере управления УК.

«Примером может служить набирающая динамику в этом году программа реновации пятиэтажного жилого фонда Москвы. Ветхость жилого фонда и обеспечивающих его функционирование инженерно-технических систем (водо-, газо-, теплоснабжение, канализация) обуславливает необходимость частых капитальных, профилактических и даже аварийных ремонтов. Данные ремонты хоть и производятся за счет городского бюджета, однако формируют негативный фон в среде ЖКХ при контроле и мониторинге в строительно-монтажных работ со стороны управляющих компаний», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент Кафедры теории и практики таможенного дела Московского финансово-юридического университета (МФЮА) Александр Арский.

Негативная ситуация сложилась, к примеру, и в Зауралье, отмечают местные эксперты.

«В Кургане масса жалоб на завышение ОДН, по крайней мере в несколько раз. Это вызвано желанием УО возместить расходы по оплате ресурсопоставляющим организациям. Если эти расходы есть, то кто-то должен их оплачивать. Решить проблему можно только путем строго учета потребления ресурсов. Сейчас такого учета нет, что позволяет манипулировать нормативами и т.д., – рассказал экспертному каналу председатель правления КОО «Общественный контроль ЖКХ», председатель общественного совета при ГЖИ Иван Камшилов. – При установке ОПУ мы заявляли, что сначала нужно установить ИПУ и наладить их контроль. Этого сделано не было. Это дало возможность недобросовестным собственникам и нанимателям не оплачивать потребляемые ресурсы, а ресурсопоставляющим организациям путем манипуляций с ОДН взыскивать эти расходы с добросовестных собственников».

Как считают финансовые аналитики, решение проблемы с завышением нормативов должно быть комплексным и одним лишь переходом на новые методы оплаты общедомовых нужд и в целом ЖКУ решить ее невозможно.

«В этом отношении важное значение имеет постановление Правительства РФ, которое изменило систему ценообразования коммунальных услуг. Принятое решение направлено на развитие института концессии в ЖКХ. Предусматривается, что с 2018 года расчетная предпринимательская прибыль не будет устанавливаться для регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами, которые являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями; осуществляют регулируемую деятельность исключительно в соответствии с договорами аренды, заключенными на срок менее трех лет», – рассказала экспертному каналу доктор экономических наук, профессор, госсоветник РФ второго класса Людмила Пронина.

По словам заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса, нездоровая ситуация с колоссальным завышением нормативов в регионах оперативно взята на контроль.

«Сейчас проблема локализована, однако мы продолжаем внимательно смотреть на то, как регионы реализуют новую норму. Всем жилищным инспекциям дано поручение ужесточить контроль за начислением платы за ЖКХ, особенно в части начисления за общедомовые нужды», – цитирует «Российская газета» слова замглавы Минстроя Андрея Чибиса.

В итоге ведомство ужесточило контроль за оплату ЖКХ. Новые нормативы формируются с помощью расчетного метода, когда берутся за основу подсчеты по реальным расходам какого-то конкретного дома и аналогично происходит начисление платежей другим гражданам. Депутаты Госдумы РФ уже предложили ввести систему штрафов для УК за завышенное начисление.

«Такая система штрафов уже была разработана, но в основном за неправильное начисление индивидуальных платежей, теперь же предлагается ввести и для общедомовых нужд. В результате чего собственник получит компенсацию в размере половины суммы от превышения», – прокомментировал первый заместитель председателя комитета ГД Александр Сидякин.

Однако, по мнению экспертов, процесс перехода на новые квитанции может затянуться, так как еще не были внесены поправки, касающиеся порядка расчета коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, в жилищное законодательство. Соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме.

«Так называемые штрафы для УК – еще один декоративный гвоздь в крышку их гроба. Они уже адские убытки несут из-за ОДН с начала года. И не могут выставлять выше норматива. За что их еще штрафовать?», – оценил ситуацию наш источник в одной из сбытовых компаний.

Напомним, что ранее комитет Госдумы не одобрил законопроект об установке счетчиков за счет ресурсоснабжающих организаций. «Собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета собственники также обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию). Вместе с тем такие дополнительные жилищные расходы, в особенности в условиях явной недофинансированности социальной сферы, для целого ряда категорий граждан стали существенными», – сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Отметим, что Минстрой предложил также из списка общедомовых расходов для оплаты ЖКУ вывести водоотведение, сославшись на проблематичность подсчета расхода воды на хозяйственные нужды конкретного дома, поскольку каждый использует воду для своих целей. Экспертный канал напоминает, что оплата ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, была с 1 января 2017 года включена в состав платы за содержание жилого помещения. А ранее общедомовые расходы включались в оплату коммунальных услуг.

«Невозможно измерить реальный объем водоотведения, необходимого для содержания общего имущества», – подчеркнул на встрече с журналистами в конце мая министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Депутаты Государственной Думы РФ в свою очередь предложили также изменить правила расчета платежей за коммунальные услуги для людей, у которых не установлены счетчики. Соответствующие поправки в закон подготовила и внесла в Госдуму группа депутатов нижней палаты парламента.

«Государство проводит коренную реформу жилищно-коммунальной сферы: переход от «дармовой советской» к рыночной с целью снижения расхода бюджетных средств согласно теории монетаризма. При этом государство обеспечивает новым игрокам сферы ЖКХ (управляющим компаниям) в силу лоббирования и личной заинтересованности чиновников беззатратный вход на рынок ЖКХ и установление господства за счет неоправданного обременения жителей домов. Считаю, что раз государство выступило инициатором новых правил потребления ресурсов и расчетов, значит оно обязано принимать участие в финансировании расходов УК и жителей на приобретение и установку приборов учета, как-то в форме субсидирования, льготного кредитования и прочих. Однако, оно избегает ответственности и расходов», – высказал свою позицию в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» общественный деятель Юрий Рябцев.

Напомним, что сейчас потребители, у которых не установлены приборы учета потребления энергоресурсов, платят по нормативу за воду, электричество, газ, тепловую энергию и водоотведение, который определяет регион. Причем платят по повышенному тарифу.

«Расчетный метод основывается на неких данных. К примеру, при расчете норматива на воду используется количество процедур водопользования, ванн и раковин в квартире - по специальной формуле делается приблизительный расчет, - отметил эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Игорь Кокин, сообщает издание «Переток.РУ». – Для больших городов аналоговый метод оптимален, но есть много нетипичных домов или населенных пунктов, где норматив можно установить только с помощью расчетного метода».

Как считают разработчики законопроекта, при аналоговом способе расчета стоимости ЖКУ жильцы будут платить за коммуналку меньше, чем в настоящий момент. По мнению ряда экономических экспертов, на пользу граждан, относящихся к категории бедных, сыграет именно расчетный метод.

«Эффективность деятельности УК буде улучшаться за счет применения расчетного метода , при котором новые нормативы будут устанавливаться следующим образом- когда берутся за основу подсчеты по реальным расходам какого-то конкретного дома и аналогично происходит начисление платежей другим гражданам. Нельзя утверждать , что этот метод является оптимальным и важно далее совершенствовать нормативное регулирование в данной сфере. В отношении граждан это приведет к снижению их расходов на оплату ЖКХ за перерасход ресурсов, которые идут на содержание лифтов, лестниц, подъездов, подвалов, чердаков и придомовых территорий. Особенно это важно в отношении граждан , относящихся к категории бедных (по данным Росстата в 2017 году – 20 млн человек)», – подчеркнула в комментарии «ФедералПресс» Людмила Пронина.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.