Top.Mail.Ru
Финансы
Москва
0

Конец адаптации. Рост вместо рецессии – миф или реальность?

Банк России заявил о снижении финансовых рисков на фоне глобального замедления экономического роста
При сохранении благоприятных внешних условий можно ожидать, что восстановление экономики и укрепление финансового сектора продолжатся

В конце прошлой недели Центробанк опубликовал аналитический отчет под названием «Обзор финансовой стабильности». Как отмечают представители ЦБ, российская экономика начала восстанавливаться, адаптировавшись к внешним условиям, а риски в финансовом секторе в целом снизились. Однако, по мнению экспертов, единичный факт положительного ВВП, к тому же на фоне измененной методологии расчетов макропоказателей, началом восстановления назвать сложно. Подробности – в новой публикации «ФедералПресс».

Все хорошо, все хорошо!

Как отмечается в итоговом обзоре Центробанка России за 4 квартал 2016 года – 1 квартал 2017 года, в банковском секторе наблюдается улучшение ситуации. При этом прибыль банков продолжает увеличиваться, а кредитное качество корпоративного портфеля остается стабильным.

По данным ЦБ, квартальный финансовый результат вырос со 109 млрд рублей в 1 квартале 2016 года до 341 млрд рублей в 1 квартале 2017 года, а доля прибыльных кредитных организаций по состоянию на 1 апреля 2017 года составила 75 %.

Одним из основных факторов роста прибыли отечественных кредитных организаций аналитики Центробанка называют уменьшение расходов на создание резервов на возможные потери по ссудам, которое происходило как в системнозначимых кредитных организациях, так и в прочих банках. Кроме того, по данным ЦБ, растет чистый процентный доход банковского сектора, который в 1 квартале 2017 года достиг 677 млрд рублей, превысив средний уровень за последние три года.

«Повышение уровня процентных ставок в США и еврозоне не должно оказать существенного негативного влияния на процентную маржу российских банков в связи с тем, что значительная часть кредитов в иностранной валюте предоставлена ими по плавающим ставкам, а требования и обязательства в иностранной валюте достаточно сбалансированы по срокам», – уточняется в аналитическом обзоре ЦБ.

Ранее «ФедералПресс» сообщал, что в январе – апреле 2017 года российские банки заработали 553 млрд рублей прибыли, что в 3,3 раза выше аналогичного показателя за четыре месяца прошлого года. При этом вклады физических лиц за четыре месяца этого года выросли на 0,3 %, в то время как депозиты и средства юридических лиц с начала года уменьшились на 2,7 %. Причем в апреле 2017 года вклады физлиц в российских банках увеличились на 1,3 % – до 24,273 трлн рублей, причем доля вкладов в иностранной валюте составила 22,5 % (в марте 2017 года – 22,2 %).

«В условиях профицита ликвидности возникают предпосылки к снижению рисков ликвидности банковского сектора. Сегмент ипотечного кредитования сохраняет высокие темпы роста, однако данная тенденция не несет системных рисков, поскольку банки придерживаются высоких стандартов андеррайтинга, а качество кредитного портфеля продолжает повышаться», – говорится в аналитическом обзоре ЦБ.

Кроме того, регулятор обращает внимание на то, что в условиях действия мер Банка России и переоценки банками рисков по валютным ссудам наблюдается снижение долларизации портфеля кредитов нефинансовым организациям. «Под действием указанных выше факторов портфель кредитов в иностранной валюте нефинансовым организациям за период с 1 октября 2016 года по 1 апреля 2017 года сократился на 8,2 %», – сообщает ЦБ.

Причем аналитики Центробанка отмечают, что сокращение кредитования в иностранной валюте происходит «преимущественно в отношении компаний, ориентированных на внутренний рынок и не обладающих достаточным объемом валютной выручки для обслуживания долга».

Кредитные риски

Как подчеркивают аналитики Центробанка, кредитное качество корпоративного портфеля российского банковского сектора остается стабильным. «С исключением банков, находящихся на санации, доля ссуд IV и V категорий качества за последние шесть месяцев выросла лишь на 0,2 процентных пункта – до 8,6 %. В сегменте кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства качество кредитного портфеля также стабилизируется. Доля ссуд IV и V категорий качества снизилась на 1,2 процентных пункта – до 20,0 % (с исключением санируемых банков)», – говорится в тематическом обзоре ЦБ.

Однако доля просроченной задолженности нефинансовых организаций за период с 1 октября 2016 года по 1 апреля 2017 года, по данным ЦБ, увеличилась на 0,3 процентных пункта – до 7,1 %. При этом доля ссуд IV и V категорий качества за указанный период увеличилась на 0,6 процентных пункта – до 11,1 %, что «преимущественно было вызвано ухудшением кредитного качества портфелей банков, проходящих процедуру санации».

Как уточняют представители Банка России, основным инструментом банков по управлению кредитным риском по-прежнему является реструктуризация кредитов, преимущественно в иностранной валюте, компаниям, не имеющим достаточного объема валютной выручки для обслуживания долга (строительные компании и компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом).

Между тем, накануне «Ведомости» сообщили о том, что более 40 % кредитов в портфеле Внешэкономбанка по данным на 1 мая 2017 года – проблемные. Согласно документам, полученным от источника в ВЭБе, Внешэкономбанк выдал 155 кредитов на общую сумму 2,2 трлн рублей (не учитывая его дочерние Связь-банк и банк «Глобэкс»). При этом в «красной категории» предоставленных заемных средств – кредиты на сумму 685,6 млрд рублей, из которых зарезервированы лишь 110 млрд рублей. Напомним, что в прошлом году ВЭБ создал резервов на общую сумму 510,4 млрд рублей, что привело к убытку в 111,9 млрд рублей, причем первую прибыль банк рассчитывает получить лишь в 2018 году.

«Это достаточно уникальная история, обусловленная тем, что ВЭБ финансировал специальные проекты. Заявления регулятора о том, что для оздоровления банковской системы необходимо еще несколько лет мы связываем с тем, что все еще сохраняется большое число небольших банков, имеющих слабую систему риск-менеджмента и высокую долю кредитования бизнеса связанных сторон. Сейчас на 400 небольших банков, приходится менее 2 % в совокупных активах банковской системы, а топ-10 контролируют суммарно более 60 %», – пояснил в комментарии «ФедералПресс» главный аналитик Аналитического управления Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Как отметила в комментарии «ФедералПресс» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, «черная дыра» в ВЭБе давно ни для кого не секрет, и эту проблему невозможно решить санациями или «прощением» задолженностей в силу слишком масштабных размеров банка.

«Токсичных активов и плохих кредитов за прошедшие годы санации банковского сектора России накопилось достаточное количество, с ними ведется работа согласно регламенту, это требует времени и финансовой составляющей. Никаких серьезных осложнений внутри банковского сектора в моменте не проявляется – все идет своим чередом, – считает Анна Бодрова. – Рынку действительно нужно еще полтора – два года для завершения процессов санации и избавления от недобросовестных участников. Дальше, вполне возможно, придет черед следующего этапа – консолидации».

«Процент «плохих кредитов» в ВЭБе не может служить объективным критерием, так как ВЭБ играет специфическую роль «института развития». Что касается обычных кредитных учреждений, истинный масштаб просроченных кредитов становится понятным только постфактум, обычно – спустя год – два после начала сильного торможения экономики», – убежден советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

В свою очередь аналитики Банка России заявляют о восстановлении кредитной активности в сегменте необеспеченного потребительского кредитования, которое отражается в росте выдач заемных средств.

«Кредитное качество продолжает улучшаться благодаря поддержанию банками консервативных стандартов андеррайтинга. В дальнейшем можно ожидать сохранения тенденции снижения доли «плохих» ссуд: при текущем уровне кредитной активности банков к 1 января 2018 года показатель достигнет уровня 16 % (против 16,6 % на 1 апреля 2017 года)», – уточняется в обзоре ЦБ.

При этом на фоне замедления инфляции и снижения ставок по депозитам физических лиц происходит снижение эффективной ставки (ПСК) по необеспеченным потребительским кредитам. По данным ЦБ РФ за IV квартал 2016 года, кредитные организации не предоставляли потребительские кредиты с ПСК более 45 % годовых, на потребительские кредиты с ПСК от 35 % до 45 % пришлось 1,4 % всех предоставленных потребительских кредитов.

«В условиях более низкой стоимости привлеченных средств тот же уровень ПСК отражает более высокий уровень кредитного риска заемщика. В связи с этим сохранение предыдущей шкалы коэффициентов риска означало бы ослабление регулятивных требований (более низкие коэффициенты риска для более рискованных кредитов), поэтому Банк России установил новую шкалу коэффициентов риска по потребительским кредитам для целей расчета нормативов достаточности капитала банков», – отмечается в аналитическом обзоре ЦБ.

Причем сегмент ипотечного кредитования продолжает сохранять высокие темпы роста, однако, по мнению аналитиков Центробанка, «данная тенденция не несет системных рисков, поскольку банки сохраняют высокие стандарты андеррайтинга, а качество кредитного портфеля продолжает улучшаться».

«В течение 2017 года уровень необслуживаемых ссуд будет находиться в интервале 2,5–3 % (при 2,5 % на 1 апреля 2017 года). В развитых странах на ипотечные кредиты приходится около 80 % задолженности физических лиц по всем кредитам, поэтому опережающий рост ипотечных кредитов по сравнению с необеспеченными потребительскими кредитами является естественным процессом развития финансового рынка», – уточняется в обзоре ЦБ.

При этом в ЦБ подчеркивают, что улучшение кредитного качества портфеля ссуд привело к устойчивому восстановлению рентабельности капитала розничных банков, которая достигла 7,8 % на 1 апреля 2017 года (против 4,1 % годом ранее). «Это создает предпосылки к возврату показателей достаточности капитала розничных банков в среднесрочной перспективе к значениям 2013 года», – считают аналитики Центробанка.

Глобальные вызовы экономики

В Центробанке уверены, что при сохранении благоприятных внешних условий можно ожидать, что восстановление экономики и укрепление финансового сектора продолжатся. «В этой ситуации возможно усиление притока иностранного капитала, в таком случае могут потребоваться меры макропруденциальной политики по предотвращению образования «пузырей» на отдельных рынках. В то же время нельзя исключать эскалацию рисков, связанных с возможным снижением цен на нефть и замедлением глобального экономического роста», – говорится в обзоре ЦБ.

«Макроэкономическая статистика действительно отражает улучшение ситуации в российской экономике. Темпы спада ВВП замедлились до околонулевого уровня. В 1 квартале 2017 года отмечен рост промышленного производства на 0,1 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Продолжается рост производства сельхозпродукции. Инвестиции в основной выросли на 2,3 %, тогда как последние три года происходило сокращение инвестиционной активности. Инфляция демонстрирует устойчивое замедление. Улучшение в экономике позитивно отражается и на банковском секторе. Ориентируясь на низкую инфляцию банки снижают ставки по депозитам. Это снижает процентные расходы и позитивно отражается на прибыли и капитализации банков», – пояснил в комментарии «ФедералПресс» главный аналитик Аналитического управления Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Как отмечают финансовые эксперты, ценой сокращения расходов (причем сокращение происходило на всех уровнях: федеральном, субъектов федерации, бизнеса и домохозяйств) российская экономика адаптировалась к жизни в новых экономических условиях.

«Начиная с 4 квартала 2016 года российская экономика перешла к небольшому, восстановительному росту. С этого момента можно ответственно утверждать, что процесс адаптации завершен. Особенностью финансового сектора является то, что его текущее положение является отражением прошлого финансового положения заемщиков. Это и создает основные трудности в анализе истинного положения дел в секторе, – отметил в комментарии «ФедералПресс» советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. – Большая часть рисков финансового сектора уже материализовалась, под них созданы резервы, и эти риски уже учтены рынком. Скелеты в шкафу, скорее всего, могут обнаружиться в относительно небольших банках. Но на общую картину это уже не окажет большого влияния».

«Данные по основным опережающим индикаторам говорят о том, что деловая активность восстанавливается. Об этом свидетельствует рост грузооборота на железных дорогах, потребление электроэнергии после поправки на температурный фон, оперативные данные по рынку труда. Снижение рисков в финансовом секторе происходит в результате постепенного роста доходов в номинальном и реальном выражении населения для розничного портфеля и стабилизации рентабельности в корпоративном сегменте», – уточнил в комментарии «ФедералПресс» главный экономист компании «ВТБ Капитал» Александр Исаков.

По мнению эксперта Сергея Хестанова, дальнейшее развитие российского финансового сектора в основном будет определяться общей динамикой российской экономики. «На ближайшие годы ее ждет вялый рост, который будет носить в основном восстановительный характер», – убежден эксперт.

«При общем снижении рисков в банковской системе и в экономике сохраняется ряд проблемных зон. Так, продолжается сокращение реальных располагаемых доходов населения, снижается оборот розничной торговли и некоторый спад в строительном секторе», – отмечает Дмитрий Монастыршин.

«Действительно, в экономике России наметились определенные позитивные тенденции. Однако не все показатели восстанавливаются одновременно. Так, для возобновления роста реальных доходов населения необходимо время, а это, в свою очередь позитивно скажется на ситуации с кредитами и приведет к дальнейшему снижению рисков в финансовом секторе, – пояснил в комментарии «ФедералПресс» аналитик группы компаний «ФИНАМ» Богдан Зварич. – Что же касается внешних шоковов, то, безусловно, сохраняются риски ухудшения ситуации в мировой экономике, что скажется и на ситуации в России. Также пока нельзя исключать возможного снижения цен на нефть, что приведет к нестабильности на валютном рынке, а значит скажется на инфляции, тем самым способствуя росту ставок в стране, а значит и замедлению экономики».

С ними солидарна и старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, которая также считает, что «единичный факт положительного ВВП, к тому же на фоне измененной методологии расчетов макропоказателей, началом восстановления назвать сложно».

«ЦБ и российские власти оценивают как восстановление все, что выше нуля. В чем-то это правильно, ведь в цифрах присутствует позитив. Однако стоит понимать, что выход из изматывающих стрессов рецессии – это еще не рост. Это скорее стабилизация, потому что о полноценном росте и восстановлении экономической системы будем говорить тогда, когда сложится тенденция», – подчеркнула в комментарии «ФедералПресс» Анна Бодрова.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.