Нижегородское правительство и московский Торговый дом «Русская тройка», который собирался строить в районе Мещерского озера масштабный многофункциональный комплекс «Корстон», предъявили взаимные судебные иски относительно компенсации затрат на городскую инфраструктуру. Застройщик пытается взыскать с властей почти 84 млн рублей неосновательного обогащения, так как выделенный под проект земельный участок так и не использовал. Это обстоятельство, по мнению юристов, суд может учесть при вынесении решения. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Правительство Нижегородской области обратилось в арбитражный суд региона с иском о взыскании 1,053 млн рублей с ЗАО Торговый дом «Русская тройка» (г. Москва) – застройщика-инвестора гостиничных торгово-развлекательных комплексов «Корстон» в Казани и Серпухове, который планировал реализовать проект в Нижнем Новгороде. Напомним, что инвестиционное соглашение правительство и компания заключили в 2007 году, тогда речь шла о строительстве в районе Мещерского озера 25-этажного 5-звездочного гостиничного комплекса с ориентировочным объемом инвестиций 4,35 млрд рублей. Впоследствии проект приобрел новые масштабы, а срок его реализации продлен до 31 декабря 2016 года. Однако «Русская тройка» так и не приступила к строительству.
В областном министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений «ФедералПресс» уточнили, что 12 октября прошлого года компания обратилась в министерство с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка под строительство комплекса, что было сделано с 23 декабря. Учитывая это обстоятельство, правительство направило инвестору претензию о взыскании задолженности по оплате компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, возникшую до расторжения договора аренды.
В свою очередь ЗАО Торговый дом «Русская тройка» к конце мая подало в арбитражный суд иск о взыскании с нижегородского правительства 83,939 млн рублей необоснованного обогащения – как раз за счет оплаченной компенсации затрат. В группе компаний «Корстон» отмечают, что инфраструктуру инвестор не использовал, так как не приступил к строительству, не получив на него разрешение. Сумма заявленных «Русской тройкой» требований сложилась с момента заключения инвестсоглашения с правительством. Собеседник «ФедералПресс» в ГК «Корстон» добавил также, что вопрос о возможной реализации проекта на другой площадке в Нижнем Новгороде пока остается открытым.
Директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева считает, что, с точки зрения экономики, проект был проблемным из-за завышения торгово-развлекательных и гостиничных зон. «Когда заходят инвесторы из других регионов, они иногда не чувствуют картину города. Мещера, конечно, недешевый спальный район, публика живет там хорошая, но такой объем торговли и развлечений был рассчитан явно не на Мещеру, а в принципе на жителей города. И тот момент, что Мещера – спальный район с достаточно трудной доступностью, развитие этого проекта было очень сложно, потому что проехать туда свободно, даже если обеспечена парковка, очень тяжело», – говорит Романчева. Кроме того, отмечает она, за прошедшие год на Мещере построился суперрегионал «Столицы Нижний» «Седьмое небо», с пуском станции метро «Стрелка» он получит вторую жизнь, а «Корстон» вряд ли получил бы такое сообщение. Невелик, по мнению Романчевой, и коэффициент заполнения нижегородских гостиниц.
Отметим, что ранее власти выражали опасения относительно сроков завершения строительство трех гостиниц к чемпионату мира по футболу 2018 года, одна из них, IBIS Stadium 3*, – в районе Мещерского озера, которое, кстати, стало одним из мест, которые к ЧМ планируется благоустроить в рамках приоритетного проекта «Комфортная городская среда».
Комментируя взаимные иски правительства и инвестора, директор консалтинговой фирмы «Прецедент» Елена Никоненкова отмечает, что компенсация расходов на инфраструктуру является обычной практикой при реализации инвестсоглашений. По ее словам, неполучение ЗАО Торговый дом «Русская тройка» разрешения на строительство не является основанием для освобождения от финансовой ответственности за использование инфраструктуры города, если иное не предусмотрено инвестсоглашением.
Управляющий партнер юридической компании «Маслов и партнеры» Александр Маслов указывает, что, как показывает практика рассмотрения подобных споров, суды выясняют, было ли использование земельного участка, на котором должен быть реализован инвестпроект, выдавалось ли разрешение на строительство, происходило ли пользование существующей инфраструктурой, и есть ли у властей какие-либо затраты на улучшение инфраструктуры (снос, расселение, инженерно-техническое обустройство земельного участка, строительство инженерных сетей и объектов). «Если пользование инфраструктурой не происходило, то все ранее уплаченные взносы в рамках инвестиционного соглашения обычно взыскиваются судами с правительства в пользу инвестора, который не получил каких-либо благ за внесенные инвестиции, поскольку уплата взносов без встречного предоставления по закону квалифицируется как неосновательное обогащение и подлежит возврату», – отмечает Маслов.
Юристы не исключают, что рассмотрение исков может быть объединено в одно производство, поскольку имеется спор по одному и тому же правоотношению, совпадают стороны, и доказательства по данным делам будет предоставляться одни и те же. Если дела по каким-либо причинам не будут объединены, судья, рассматривающий одно из них, вероятнее всего, будет дожидаться решения другого, говорят юристы.
Добавим, что осенью прошлого года правительство Нижегородской области пыталось взыскать с «Русской тройки» 277,965 млн рублей неустойки за нарушение срока получения разрешения на строительство торгово-развлекательного комплекса. Однако суд посчитал, что правительство не предоставило доказательств правомерности начисления неустойки, и отклонил его исковые требования. Судебное решение власти не оспорили.
Фото: gelio.livejournal.com.