Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
2

Лакомый кусочек? Волгоградская школа сошла с рельсов

РЖД планирует отказаться от интерната в городе, а на территорию уже посягаются застройщики

Группа родителей и представителей педагогического коллектива железнодорожного интерната в Волгограде протестует против ликвидации образовательного учреждения или его передачи из ведомственного подчинения в муниципальное. В последнем случае неизбежно изменится профиль и образовательные стандарты. Недовольные такой перспективой планируют жаловаться во все возможные инстанции. Аналогичная ситуация может развернуться и в других городах, где РЖД имеет собственные сузы. Факты и предположения изучил «ФедералПресс».

Через год, максимум два, одна из старейших и самых уважаемых школ Волгограда – железнодорожный интернат – уйдет из юрисдикции РЖД и станет обычной городской школой. Речь идет о железнодорожной (частное учреждение, принадлежит РЖД) школе-интернате № 7 на улице Кубанская в Центральном районе города.

Отметим, вариант полного закрытия учреждений, которые в компании фактически признали непрофильными активами, на данном этапе исключен. По крайней мере, об этом можно судить по заявлениям высокопоставленных железнодорожников в других регионах. Вместе с тем, по информации «ФедералПресс» от источника в мэрии Волгограда, интернат № 7 имеет большие шансы быть ликвидированным, а его территорию в таком случае переведут на другие нужны – вероятнее всего, под жилищную застройку.

Несколько дней назад тревогу забила группа родителей и педагогов. Они сообщили, что в интернате прошла встреча руководства школы и родителей с высокопоставленным представителем РЖД. Выяснилась, что главным героем встречи был начальник отдела обеспечения деятельности негосударственных образовательных учреждений департамента управления персоналом РЖД Александр Збарский. Участники встречи рассказали корреспонденту «ФедералПресс», что итоговый смысл сказанного Збарским остался для них непонятен. Он сообщил, что РЖД откажется от содержания учебного заведения, но при этом уверял, что останется и школа и интернат (постоянное проживание для детей железнодорожников, которые много времени проходят в разъездах). «Как это будет, какие сроки – ничего не сказал, – поделился один из представителей родителей. – Вообще не ясно, или он сам не полностью в теме или приехал смотреть нашу реакцию».

Как стало известно «ФедералПресс», ОАО «РЖД» планирует резкое сокращение системы образовательных учреждений, принадлежащих компании. 16 мая вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов подписал письмо в адрес начальников всех железных дорог (филиалов РЖД) «Об оптимизации образовательных учреждений ОАО «РЖД» в 2018-2019 гг.» (копия есть у «ФедералПресс», подлинность документа признал высокопоставленный источник в компании). В нем сообщается, что комитет по стратегическому планированию совета директоров РЖД утвердил концепцию «реформирования системы дошкольного и общего образования РЖД». Согласно проекту, «предусмотрена реорганизация 118 образовательных учреждений и ликвидация четырех филиалов школ-интернатов». При этом начальникам дорог предписано проработать вопрос передачи имущественного комплекса реорганизуемых учреждений в муниципальную собственность, а также сформировать перечень высвобождающегося имущества. Кроме того, в документе отмечено, что должен быть проработан вопрос «перевода обучающихся и работников на создаваемые на базе имущества компании или действующие муниципальные образовательные учреждения».

«Уделите особое внимание обеспечению гарантий получения общего образования для воспитанников, постоянно проживающих в школах интернатах», – призывает начальников железных дорог вице-президент РЖД по управлению персоналом и социальным вопросам Шаханов. Кроме того, он требует предоставить планы-графики «прекращения деятельности реорганизуемых учреждений» и изъятия собственности, а также перехода педколлективов, учащихся и воспитанников в муниципальные образовательные учреждения.

Именно вопрос сохранения профиля больше всего беспокоит и учителей, и родителей. Мать одного из учащихся Вероника Мандрыкина заявила, что хотя они представляют «городских», но понимает, «какой трагедией» станет отказ РЖД от интерната. «Я не была на встрече, но то, что мне рассказали, очень печалит. Всем посоветовала писать в максимальное число инстанций», - отметила Мандрыкина.

На популярной платформе для петиций создано обращение к президенту России Владимиру Путину, которое уже подписали больше 1000 человек, большинство из которых выпускники школы-интерната. В обращении в частности отмечается: «Мы уверены, что оптимизация нашей школы нанесет удар по авторитету компании, покажет, что компания, имеющая прибыль благодаря, прежде всего, труду рядовых сотрудников, не заботится о детях этих сотрудников. А график работы многих сотрудников в ОАО «РЖД» имеет разъездной, сменный и вахтовый характер работы, ненормированный рабочий день, что предполагает ночные смены, поэтому для них школа-интернат является гарантированной возможностью обеспечить безопасность детей, качественное воспитание и образование. В муниципальных школах обучаются в две смены, и группы продленного дня имеются не во всех школах, к тому же там не ведется такая насыщенная воспитательная работа. Если же школу-интернат переведут в муниципальную систему образования, а впоследствии закроют, то сотрудники компании «РЖД» потеряют приоритет при наборе детей в данную школу, т.к. будет действовать закон приоритета набора по прописке».

«ФедералПресс» уточнил параметры приема в интернат на следующий год и редакции пояснили, что он ведется в обычном режиме. Предпочтение отдается детям железнодорожников, есть места и для «городских». На прямой вопрос об информации с возможным выходом РЖД из учредителей интерната, в приемной комиссии пояснили, что «такие сведения есть, но это только года через два».

В преподавательском коллективе от открытых выступлений по ситуации пока воздерживаются, однако один педагог, пожелавший остаться неназванным, пояснил, что в коллективе создалась «сложная, тягостная атмосфера». «Без ведомственной поддержки не будет таких программ, скорее всего, сократят зарплаты и вообще содержание школы, а воспитателей так просто уволят», – констатирует собеседник.

«В муниципальной системе образования школа-интернат будет закрыта», – уверены авторы петиции к президенту. На балансе интерната целый комплекс зданий, включая большое общежитие, столовую и так далее. По мнению источника в городской власти, территория школы РЖД (почти в центре) давно считается «лакомым кусочком» для потенциальных застройщиков.

На запрос «ФедералПресс» в филиале Приволжской железной дороги не ответили. Официальный представитель филиала сперва пояснил, что «не уполномочен комментировать такие вопросы», и пообещал связаться с руководством, а затем перестал отвечать на звонки.

Отметим, что по сведениям саратовских СМИ, аналогичная ситуация сложилась и там. Возможному закрытию (или как минимум перепрофилированию) может подвергнуться железнодорожный лицей № 6 в поселке Октябрьский. Там также было проведено собрание, на котором все тот же Александр Збарский утверждал, что «речи о закрытии или ликвидации не идет» и «интернат тоже будет сохранен», однако на конкретные вопросы не ответил.
Напомним, что всего несколько дней назад РЖД торжественно открыли в Волгограде модернизированную детскую железную дорогу. Ранее губернатор Андрей Бочаров и начальник Приволжской железной дороги Сергей Альметьев заявляли о расширении партнерства региона и РЖД.

«Тот факт, что РЖД отказывается от интернатов как от непрофилей, конечно, достойно осуждения. Подобные действия повергают в прах заявления, что наши крупные компании – это социально-ориентированный бизнес», – считает завкафедрой социологии Волгоградского госуниверситета, член Клуба экспертов Нижнего Поволжья Александр Стризое.

По его словам, открытие детской железной дороги на 1,5 км (когда-то она была 5 км) – это «скорее показушное мероприятие». «Освоены деньги, но реальная железная дорога там не существует, это имитация», – добавил эксперт. Стризое также отметил, что, несмотря на то, что РЖД, вероятнее всего, уже приняли окончательное решение, но под давлением властей и общественности могут как минимум отстрочить его выполнение. «Конечно, родители и общественность должны протестовать. За пределами корпорации положение школы будет хуже», – уверен Александр Стризое.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.