Top.Mail.Ru
Промышленность
Волгоградская область
0

«Юридическое бегство». Волгоградский «Красный Октябрь» меняет прописку

Но сам рискует остаться без имущества

Руководство волгоградского металлургического комбината (ВМК) «Красный Октябрь» заявило о планах перерегистрации в качестве налогового резидента в Челябинской области, где предприятие контролирует Златоустовский электрометаллургический завод. На «Красном Октябре» объясняют свое решение тем, что в регионе лучше инвестиционный климат. Вместе с тем, некоторые источники полагают, что планы ухода из волгоградской юрисдикции могут быть мотивированы желанием ВМК избежать крупных расходов на природоохранные мероприятия в преддверии чемпионата мира по футболу 2018. Одновременно в производстве волгоградского арбитража состоялось знаковое решение, которое, при некотором развитии событий, может стать основанием для оспаривания основных сделок по приобретению ВМК своего имущества. В ситуации разбирался «ФедералПресс».

15 июня в Волгограде состоится комитет кредиторов АО «Волгоградский металлургический завод (ВМЗ) «Красный Октябрь», который может запустить вспять процесс банкротства завода, в результате которого получил большую часть своих активов АО «Волгоградский металлургический комбинат» (ВМК). Из комитета кредиторов решением арбитражного суда Волгоградской области исключены компании, подконтрольные Дмитрию Герасименко – единственному акционеру ВМК. Напомним, Герасименко в 2011-2013 годы работал исполнительным директором ВМЗ (признан банкротом в 2012, процесс начат в 2009), а в 2012-2014 гендиректором ВМК.

При этом на днях ВМК заявил, что переводит основные финансовые и налоговые потоки из Волгоградской в Челябинскую область – по месту работы подконтрольного Златоустовского электрометаллургического завода (ЗЭМЗ). Председатель совета директоров АО «ВМК «Красный Октябрь» Эдуард Мазуров заявил в СМИ, что комбинат будет перерегистрирован в Златоусте в связи с более «благоприятным инвестиционным климатом» в Челябинской области.

«В настоящее время ЗАО «СтилТрейдКомпани» присоединяется к АО «ЗЭМЗ» с целью объединения имущества двух юридических лиц в один производственный комплекс. Данная задача была поставлена губернатором Челябинской области Борисом Дубровским и исполняется на основании решения собственника. На базе АО «ЗЭМЗ» будет работать управляющая компания по руководству всей группой предприятий «Красный Октябрь». Сейчас она зарегистрирована в Москве, но будет перерегистрирована в Златоусте», – сказал Мазуров. Он, по информации редакции, с февраля этого года является гендиректором «ЗЭМЗ», а ранее возглавлял юридическую службу ВМК. При этом в апреле 2016 года Эдуард Мазуров был в числе задержанных топ-менеджеров ВМК.

Напомним, МВД тогда активизировало расследование уголовного дела по хищению не позднее 2009 году кредита ВТБ в размере 65 млн долларов, который получило ЗАО «Русспецсталь». Дмитрий Герасименко по этому делу был заочно арестован, однако, находясь заграницей, настаивает на своей невиновности. По сообщению защиты бизнесмена, инкриминируемые деяния совершались задолго до того, как Герасименко стал участвовать в работе ВМК. Однако, существует и другое уголовное дело против топ-менеджмента ВМЗ, которое может быть направлено против Дмитрия Герасименко. По сведениям ГУ МВД по Волгоградской области, бывшие конкурсные управляющие завода Алексей Тарасов и Павел Пименов, нарушая законные интересы самого предприятия и его кредиторов, совершали действия, в результате которых на сторону по заниженной стоимости ушел 161 объект недвижимости. Ущерб от этих сделок оценивается в 6,2 млрд рублей, а выгодоприобретателем были структуры, подконтрольные все тому же Герасименко, который также имел статус подозреваемого. О прекращении или приостановке этого дела ВМД не сообщало.

В Златоусте Челябинской области менеджмент «Красного Октября», впрочем, заработал скорее добрую славу. Волгоградские металлурги появились в Челябинской области в 2014 году, когда «Златоустовским металлургическим заводом» (ЗМЗ, обанкрочен, его правопреемник – ЗЭМЗ) находился в критической ситуации. Предприятие, выйдя из-под контроля «Мечела», который управлял ЗМЗ четыре года, но получив более масштабные проблемы, бросил завод, оказалось в системном кризисе. На ЗМЗ были отмечены задержки зарплаты, планировались массовые сокращения. Тогда же – в январе 2014 – Челябинскую область возглавил Борис Дубровский, сменивший отстраненного Михаила Юревича. Решение проблем в Златоусте (ЗМЗ – градообразующее предприятие) фактически было первым поручением Владимира Путина новому главе региона. Первая поездка Дубровского в статусе врио губернатора была именно на ЗМЗ. После его вмешательства управление и перешло к ВМК «Красный Октябрь», а ситуация стала меняться в лучшую сторону, оставаясь на контроле губернатора. Интересно, что эксперты отмечали, что ВМК «Красный Октябрь» странным выбором в качестве управляющей компании для ЗМЗ. На волгоградском предприятии имелись собственные финансовые трудности. Так, в 2016 году «Альфа-банк» даже инициировал против комбината процедуру банкротства, она завершилась мировым соглашением. Кроме того, только за 2016 год ВМК в рамках арбитражных процессов выступил истцом в 41 деле на 2,3 млрд рублей, а ответчиком по 100 искам на общую сумму 27,5 млрд рублей.

Тем не менее, в Златоусте ВМК удалось купировать острые проблемы предприятия. Эксперт металлургической отрасли Леонид Хазанов, комментируя слияние двух заводов, отметил: «В том, что идет процесс юридического объединения двух предприятий, нет ничего экстраординарного. «Красный Октябрь» и ЗЭМЗ давно работают в тесной связке и для оптимизации управления им логично провести не только консолидацию бизнеса, но и его регистрацию в каком-то одном из двух регионов локализации производства – либо в Волгоградской, либо в Челябинской области. Разумеется, географическая структура финансовых потоков и налоговых платежей изменится: в Волгоградской области они сократятся, в Челябинской – возрастут. Однако на загрузке мощностей двух заводов и их инвестиционных программах перерегистрация никак не скажется». По словам эксперта, в настоящее время оба предприятия модернизируют свои производства. Так, ЗЭМЗ строит два комплекса: электросталеплавильный, который сможет производить до 280 тыс. тонн стали в год, и кузнечно-прессовый, способный обрабатывать заготовки диаметром от 250 до 800 мм, длиной до 10 метра и массой до 20 тонн.

Добавим, что на Южном Урале за это время появились другие проблемные активы, также связанные с металлургией. Очередной «горячей точкой» в начале этого года стал Верхний Уфалей, где лихорадит градообразующее предприятие «Уфалейникель». И это обещает стать очередным испытанием для губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Вероятно, положительный опыт взаимодействия с волгоградским металлургическим комбинатом будет привлечен в другие проблемные проекты на территории региона.

В Волгограде официальные лица пока никак не комментируют скорую потерю налогового резидента (в случае перерегистрации на месте производства останутся только платежи НФДЛ). Эксперты в оценках расходятся. Гендиректор ЗАО «Финансовый брокер «Август», кандидат экономических наук Карэн Туманянц рассуждает так: «Симптом понятный, область по-прежнему не воспринимается, как комфортный регион для ведения бизнеса. Индивидуально наша администрация вроде неплохо умеет дружить с отдельными предприятиями, но, на самом деле, даже такую работу в штучном режиме они воспринимают неправильно. Постановка вопроса идет однозначная: мы готовы идти навстречу, если вы берете встречные обязательства – там, увеличение числа рабочих мест, налоговых отчислений. В современных условиях предпринимателю трудно брать на себя такие обязательства, так что власти надо смотреть проще – если предприятие что-то производит и что-то платит, то уже хорошо, а пытаясь выдавливать какие-то дополнительные обязательства, можем лишиться и того, что имели. Времена, когда можно что-то диктовать бизнесу, стучать кулаком, они уже прошли».

Член ревизионной комиссии реготделение ОНФ Константин Глушенок, ранее работавший на руководящих постах на ВМЗ «Красный Октябрь», напротив, уверен, что в вопросе взаимоотношений с ВМК областные и федеральные власти «несмотря на проблемы, всегда шли навстречу». По его мнению, «юридическое бегство» может быть продиктовано желанием ВМК «совершать любые художества без опасности ответить за них по полной программе». «Мы дышим всем этим кошмаром, который выбрасывает в атмосферу «Красный Октябрь», он находится в юрисдикции региональных управлений Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры и так далее. По моему мнению, решение уйти от местной регистрации означает, что никто не собирается заниматься реконструкцией, устанавливать газоочистку (о том, что такая система закуплена и готова к монтажу ВМК заявляет начиная с 2014 года) в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Наверное, они просто хотят законсервировать ситуацию, может быть, просто отказавшись от работы на время чемпионата. Вторая версия в том, что решили просто совсем, извините, раздербанить производство и потом уже что-то делать с земельным участком – тоже проще делать, будучи зарегистрированным уже не здесь».

Приобретение комбинатов активов банкротного ВМЗ во многом стало возможно благодаря контролю за процедурой. У завода около 60 кредиторов, но крупнейшим (требования на сумму около 4,2 млрд рублей) до последнего времени были структуры, подконтрольные Дмитрию Герасименко. Однако Арбитражный суд Волгоградской области 11 мая по заявлению ФНС России отменил решение о процессуальном правопреемстве кредитора ЗАО «Север» на ЗАО «МеталлургРесурс». Основным кредитором вновь стало ЗАО «Север» (гендиректором ранее был Дмитрий Герасименко). Однако, поскольку эта компания уже исключена из реестра юрлиц, то 30 мая суд постановил исключить из числа кредиторов ВМЗ и его. Соответствующее определение подлежит немедленному исполнению (несмотря на возможность оспорить его).

На 15 июня назначено собрание кредиторов в новом составе, где будет поставлен вопрос об избрании нового конкурсного управляющего. После вычеркивания из реестра «МеталлургРесурса», самым весомым кредитором становится группа ВТБ, в первую очередь «ВТБ Банк (Австрия) АГ» (VTB Bank (Austria) AG). Весомый вклад имеют также налоговая инспекция и группа поставщиков металла. Как рассказали «ФедералПресс» представители одного из крупных кредиторов, ведутся переговоры о возможном «разматывании всего банкротства» – отмене нескольких ключевых сделок.

«Да, состоявшиеся события могут стать основанием для оспаривания состоявшихся торгов. Однако это не является безусловным основанием. Кредиторы должны будут доказать, что их права нарушены в результате состоявшихся торгов и что торги были бы проведены существенно иначе, если бы мажоритарный кредитор не участвовал в голосовании, – поясняет партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. – Если это доказано не будет, то в признании недействительными торгов должно быть отказано. Кроме того, также надо принять сроки исковой давности по оспариванию, точнее момент, с которого исковая давность начала исчисляться. В соответствии с Гражданским кодексом торги являются оспоримой сделкой – срок исковой давности составляет год. Но если только были допущены такие нарушения, при которых можно вести речь о ничтожности сделки, то исковая давность составляет три года».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.