Партия «Яблоко», которая в последние годы отметилась целым рядом внутренних склок и скандалов, вновь оказалась в крайне неприятном положении. На этот раз раскол произошел в Свердловской области, где осенью пройдут выборы губернатора. О том, почему подобные события для «Яблока» превратились в тенденцию, – в материале «ФедералПресс».
На предвыборной конференции отделения партии в Свердловской области некоторые его члены не согласились с планами региональной ячейки о безальтернативном выдвижении кандидатом в губернаторы главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Некоторые из них посчитали, что партия предает идеалы демократии, не организуя внутреннее голосование, в котором Ройзман бы соревновался с молодым и амбициозным кандидатом. Другие недовольны самим претендентом.
Руководитель свердловского «Яблока» Юрий Переверзев оказался в числе одиннадцати делегатов, кто заявил о намерении выйти из партии, так как кандидатура Ройзмана навязана свыше. Правозащитник Вячеслав Башков о мэре Екатеринбурга сказал так: «Он выступал за визовый режим со странами Средней Азии, ловил наркозависимых и сажал их под замок либо в ГБН [фонд «Город без наркотиков» – ФедералПресс], либо в тюрьму. Несмотря на осуждение некоторых своих подельников из ГБН, Ройзман не раскаялся в своих поступках». Башков назвал его «кандидатом с фашистскими убеждениями».
Впрочем, скандал на конференции в преддверии выборов можно с легкостью назвать очередным, без подобных демаршей редко обходятся слеты «яблочников». В конце 2016 года масштабный скандал разгорелся в московском отделении «Яблока» между его председателем Сергеем Митрохиным и молодым политиком Максимом Кацем. Последний в своем блоге написал, что московское «Яблоко» под предводительством Митрохина – это «бескомпромиссные городские оппозиционеры», которые ничего не могут добиться. Причем борьбу они ведут бессмысленными методами: «Ввели платные парковки – безобразие, где дедушка-ветеран припаркует «Запорожец». Нет платных парковок – безобразие, опять пробки огромные, как больная мать-одиночка с тремя детьми до поликлиники доедет. По каждому из таких поводов можно еще организовать пикет или митинг».
Действительно, Митрохин прославился как неэффективный популист, который с упорством выходит на пикеты, где его точно задержат, и обличает «нарушителей» без всяких доказательств. По словам основателя партии Григория Явлинского, политик устал и исчерпал себя. Однако Митрохин не тонет. Как, впрочем, и многие другие партийцы.
Например, после трехлетнего отсутствия в 2016 году в партию вернулась нижегородская общественница Анна Черепанова. От членства в «Яблоке» она отказалась по надуманным причинам, которые правильнее было бы назвать истерикой: однопартийцы отказались перенести заседание бюро отделения из-за ее болезни. А член федерального бюро партии Максим Петлин вернулся в «Яблоко» после реального тюремного срока за вымогательство в особо крупном размере. К слову, это не единственный уголовник в рядах политического движения. Петербургский адвокат Олег Баронов был осужден за секс с мальчиком.
И если рыба гниет с головы, то в «Яблоке» разложение уже подбирается к хвосту, или, если использовать фруктовые метафоры, к сердцевине. На фоне набирающих популярность новых оппозиционных движений некогда относительно влиятельная партия бьется в предсмертной агонии. Политики еще пытаются по примеру других общественников и правозащитников вскрывать нарушения и бороться с коррупцией. Но это выглядит, словно ребенок в песочнице лепит куличики и выдает их за настоящую еду. Только вот есть то, чем пытается накормить «Яблоко», больше никто не хочет.
Фото с сайта партии