Независимые члены совета директоров АФК «Система» накануне обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой «содействовать в урегулировании конфликта» с «Роснефтью». В своем письме они обвинили «Роснефть» в «стремлении распространить свое влияние на экономику и бизнес-климат в России, не считаясь с методами и последствиями своих действий». Совет директоров назвал «необоснованным и иррациональным» иск на 170 млрд рублей, и выразил свое опасение за инвестиционный климат в стране. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил: «Владимир Путин не будет вмешиваться в спор».
Ситуация с этим письмом больше напоминает сетования людей (причем не только и не столько российских) на полицию. Наверное, в каждой стране мира найдется категория жителей, которые на дух не переносят людей в форме и всегда подчеркнуто выступают против «правил», «запретов» и «системы». Однако громкие слова про независимость заканчиваются ровно в тот момент, когда у свободной личности крадут кошелек. Тогда вместо «Руки прочь от граждан!» звучит крик «Помогите! Зовите полицию!».
Письмо же российскому президенту относительно корпоративного спора вообще беспрецедентно. Этот крик с тонущего корабля показывает не только градус отчаяния АФК «Система», которая уже успела оценить судебные аргументы «Роснефти». Призывы о спасении душ раздаются от тех, кто годами и десятилетиями учил нас правосудию и правоприменению.
Спросите любого юриста, который занимается корпоративными спорами и медиацией – практика Туманного Альбиона в этой сфере во многом считается эталонной. Судейство высшей пробы, по словам англичан, во многом опирается на многовековые традиции и верховенство частной собственности. То, чего, по мнению многих зарубежных специалистов, так не хватает в России.
Сколько юристов, бизнесменов, чиновников через губу высокомерно вещало с трибун о том, что России следует наладить… Далее следует список, что именно нужно улучшить – и он практически бесконечен: судебную систему, налоговую систему, плюрализм в политике, инвестиционный климат… Даже в нарушении прав личности обвиняли бедную Россию – и все потому, что жители страны не желают видеть пропаганду гомосексуализма.
Однако что мы видим на практике? Нормальную, вменяемую позицию исполнительной власти, отправившей подписантов по нужному адресу – в суд. «Спор реализуется в судебной плоскости, и, конечно, президент никоим образом не может вмешиваться в этот процесс», – ответил Кремль, выступая в этой ситуации Капитаном Очевидностью.
Однако зарубежных директоров «Системы» высокоморальные аспекты закона, скорее всего, не волнуют. Если внимательно изучить биографию тех, кто поставил подписи под письмом Владимиру Путину, становится ясно – совсем не им стоит публично волноваться за сохранность российского инвестиционного климата.
Среди независимых директоров АФК «Система», обратившихся к президенту РФ: Роджер Маннингс, Патрик Кланвильям и Питер Мандельсон. Примечательное, что двое из них имеют непосредственное отношение к давнему конкуренту «Роснефти» – «ЛУКойлу».
Рождер Маннингс – глава комитета по аудиту, финансам и рискам «Системы», и параллельно он – независимый же директор и глава комитета по кадрам и инвестициям «Лукойла». А Патрик Кланвильям, он же Патрик Джеймс Мид – не только английский лорд (ни много ни мало), но и глава совета директоров нефтесервисной Eurasia Drilling Company (EDC). Эта компания не просто тесно связана с «Лукойлом» – до 2004 года она фактически была «Лукойлом». История эта имеет общий почерк с АФК «Система», славящейся своим финансовым подходом и юридическими хитросплетениями.
«Буровая компания «Евразия» имеет полностью русские корни. Созданная как сервисное подразделение «ЛУКойла» («ЛУКойл-бурение»), позднее компания была продана за 130 млн долларов некоей Eurasia Drilling Company Ltd (EDC) с Каймановых островов, после чего и сменила свое название. Однако след «Лукойла» прослеживается в ней до сих пор – через 3 % акций, подконтрольных Вагиту Алекперову.
На этом приключения сервисного актива не закончились. В январе 2015 года Schlumberger заявила о своем желании приобрести пакет в 45 % акций EDC за 1,7 млрд долларов, однако переговоры застопорились на правительственном уровне и Schlumberger отказалась от сделки. После этого менеджмент и другие крупные акционеры EDC инициировали выкуп миноритарных акционеров. Первоначальное предложение составляло 10 долларов за акцию (8 октября 2015 года), затем оно было повышено до 11,75 долларов за акцию (13 ноября 2015 года).
Часть миноритарных акционеров согласилась на условия крупных акционеров, однако другая часть посчитала предложенную цену заниженной (на фоне сделки с Schlumberger она оценивалась в 22 доллара за бумагу) и обратилась в суд Каймановых островов (где зарегистрирована EDC) с иском, надеясь на более высокую оценку акций. Миноритарии искали поддержку у независимых директоров – в том числе, и у Кланвильяма – однако опоры в их лице так и не нашли.
Однако не только кипучая закулисная деятельность EDC заслуживает внимания. Персона самого Патрика Джеймса Мида не менее одиозна – в британских и российских СМИ он известен под кодовым именем «Розовый Лорд». СМИ любят описывать его похождения – писали, к примеру, как на одной из вечеринок он отстрелил себе палец. В другой раз «попытался въехать в здание госструктуры на настоящем розовом танке». В сфере бизнеса он известен журналистам как гастролер и ревизор, рыскающий по миру в поисках добычных активов.
Но подвиги господина Мида меркнут на фоне славы, бегущей впереди господина Мандельсона. В 1998 году Мандельсон покинул пост министра торговли и промышленности из-за факта получения беспроцентного кредита на 337 тысяч фунтов от миллионера Джеффри Робинсона на покупку жилья в Ноттинг-хилле. В 2001 году всплыл еще один скандал – с предоставлением гражданства индийскому бизнесмену, чья деятельность была связана с одним из курируемых Мандельсоном проектов, строительством Millennium Dome. Однако горький опыт не остановил Мандельсона – в нулевых он представлял Великобританию в Еврокомиссии. Но и тут не бросил прежних привычек. В 2004 г. стало известно, что Мандельсон гостил на яхте у алюминиевого олигарха Олега Дерипаски близ острова Корфу, а спустя несколько месяцев пролоббировал ликвидацию 15-процентной пошлины на алюминий. Разразился новый скандал. История, прозванная «Битва при Корфу» или «Яхт-гейт» – давнишняя, 2008-го года, в России оставшаяся незамеченной. Чего не скажешь о Великобритании, где в процессе расследования в The Sunday Times был опубликован рассказ британского министра финансов Джорджа Осборна о том, как Дерипаска не раз оказывал Мандельсону «некие услуги».
«Можно вспомнить также его неоднозначное участие в программе модернизации Украины в качестве члена правительственного Агентства по модернизации. И многое, многое другое, пахнущее не менее дурно, – отмечает известный публицист Никита Кричевский, – В чем секрет непотопляемости этого яркого представителя британского истеблишмента? Считается, что Мандельсон – один из самых известных британских геев, не в этом ли? Правда, причем здесь Россия непонятно.
Хотел бы обратиться к российским «капитанам бизнеса». Господа, тщательно подбирайте иностранные кандидатуры в свои Советы директоров. А не то, не ровен час, их публичные обращения сослужат вам плохую службу, бэкграунд в одночасье не рассеивается. К тому же, по неосторожности можно попасть под розовый танк». Или голубой…
Спор «Роснефти» и АФК «Система»