Пять претендентов на пост губернатора Калининградской области в эти дни собирают подписи депутатов, которые надо предоставить в избирком не позднее 21 июля. Финансовые издержки, связанные с муниципальным фильтром, как и прочие затраты в рамках избирательной кампании, должны оплачиваться исключительно из средств избирательного фонда. О том, за чей счет он формируется, – в материале «ФедералПресс».
С 9 по 29 июня пять человек подали заявления в избирательную комиссию Калининградской области о выдвижении в качестве кандидатов в губернаторы и получили разрешение на открытие специального избирательного счета. С этого момента все затраты на участие в избирательной гонке должны оплачиваться исключительно из этих средств, пояснила пресс-секретарь облизбиркома Анастасия Буймова.
«Предельная сумма избирательного фонда составляет 20 миллионов рублей. При этом собственные средства кандидата не могут превышать 10 процентов от предельной суммы, то есть не более двух миллионов рублей, а средства выдвинувшей кандидата партии не должны превышать 50 процентов предельной суммы, или 10 миллионов рублей», – уточнила пресс-секретарь избирательной комиссии.
Деньги на счет кандидата, согласно избирательному законодательству, могут также поступать от спонсоров кампании. Так, рядовые граждане могут пожертвовать не более 1 % от вышеуказанной суммы, для юридических лиц этот порог составляет 10 %. «Закон не ограничивает кандидата в выборе источников финансирования – это может быть один источник, например, собственные средства кандидата, или только средства партии, а можно использовать все вышеуказанные источники», – добавила Анастасия Буймова.
О том, как обычно аккумулируются средства в избирательном фонде кандидатов, «ФедералПресс» рассказал политконсультант Анатолий Ромашко, который в качестве политтехнолога имеет большой опыт участия в выборах как федерального, так и регионального уровня. В частности, он объяснил, откуда берутся добровольные пожертвования в поддержку того или иного кандидата:
«Сразу скажу, добровольные пожертвования от граждан – это, как правило, деньги, которые надо провести в избирательный фонд. Их раздают близким по духу участникам кампании, например, агитаторам, которые заносят средства на счет. Обычно это не личные деньги граждан – кандидаты, в губернаторы и не только, редко пользуются такой популярностью, такой народной любовью. Хотя бывает, что люди жертвуют свои сбережения, но такие кандидаты редко побеждают. Чаще в качестве добровольных пожертвований выступают деньги спонсоров избирательной кампании. Это предприятия, близкие по духу или ожидающие каких-то выгод от будущего губернатора, если речь идет о главе области, который, как они надеются, предоставит им какие-то преференции. Юридические лица перечисляют деньги на избирательный счет со счета компании. Есть большой перечень требований, предъявляемых юридическим лицам, например, они должны существовать не менее года, доля иностранного капитала не должна превышать 30 процентов».
Значительную часть средств обычно предоставляет политическое объединение, выдвинувшее кандидата, особенно когда речь идет о крупной партии. Например, у «Единой России», как рассказал Анатолий Ромашко, есть специальный фонд, в котором средства аккумулируются заранее или присылаются из федерального центра, а затем они перечисляются на счет кандидата. Что касается небольших партий со скромными бюджетами, то закон устанавливает только верхнюю планку, требований к минимальной сумме избирательного фонда нет.
«20 миллионов рублей – необязательное условие. Это не избирательный залог, который существовал в свое время: вместо сбора подписей, например, или выдвижения от партии индивидуальному кандидату можно было внести определенный взнос. Если самовыдвиженец набирал не менее четырех процентов голосов, то избирательный залог ему возвращался, если нет, то залог поступал в пользу государства. Сейчас, будь у кандидата хоть 10 тысяч рублей, он вносит их на избирательный счет», – отметил Анатолий Ромашко.
Закон не предъявляет требований к насыщенности избирательной кампании: как пояснила пресс-секретарь избиркома Анастасия Буймова, кандидат может напечатать два плаката или 202. По сути, активность агитационный работы зависит от того, сколько денег может и хочет потратить тот или иной кандидат. О том, что при необходимости можно сэкономить, говорит и Анатолий Ромашко. Например, встречу с избирателями можно провести в арендованном зале, а можно и на улице. «Если у кандидата на счету только 500 тысяч рублей, то он на них и работает. Например, ездит на своей машине, заправляется бензином из своего кармана. Хотя здесь тоже возникают сложности – юридических тонкостей очень много. Их несоблюдение может привести к нарушению избирательного законодательства и, соответственно, отмене регистрации через суд», – подчеркнул политконсультант.
По его словам, первые суммы, как правило, из собственных средств, поступают в избирательный фонд в день открытия специального счета. «Потому что дальнейшие юридические действия без проплаты со счета невозможны», – объяснил Анатолий Ромашко. Первые траты связаны с прохождением так называемого муниципального фильтра. Напомним, кандидатам необходимо собрать подписи 37 депутатов представительных органов и (или) глав муниципальных образований (всего их в области 453 человека), а также 30 подписей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов (372 человека). При этом подписи требуют нотариального заверения. Не только услуги нотариуса, но даже распечатка бланков для сбора подписей должны оплачиваться из средств избирательного фонда.
Подписи депутатов в избирком все претенденты на губернаторское кресло должны сдать в избирком с 11 по 21 июля. И в течение 10 дней после подачи документов определится окончательный состав кандидатов в губернаторы. После официальной регистрации у кандидатов появится необходимость существенно пополнить свой счет для проведения активной агитационной кампании. Пока затраты можно ограничить необходимым минимумом.
Выборы губернатора Янтарного края