В Адыгее продолжается процесс ротации в региональном руководстве, начавшийся с января этого года. Вслед за и.о. главы республики Муратом Кумпиловым и главой администрации Муратом Тхакушиновым назначен новый руководитель ФСБ. Им стал Виктор Шаменков, который ранее занимал должность первого замначальника УФСБ РФ по Республике Татарстан. О новом назначенце практически ничего не известно. Тем не менее, «ФедералПресс» попытался приоткрыть завесу таинственности с его фигуры, а заодно узнать – какие цели может преследовать кадровая перестановка.
Под грифом «секретно»
Виктор Шаменков довольно непубличная фигура. В интернете отсутствует его биография, а упоминания в СМИ крайне скудны. Данных о его деятельности в поволжской республике в открытом доступе почти нет. Исключением может являться публикация о его прошлогоднем участии в совместном заседание антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Республике Татарстан 13 августа 2016. Кстати, помимо высокого поста в УФСБ тогда он также занимал должность заместителя руководителя регионального оперативного штаба. По результатам правоохранительным органам совместно с органами исполнительной власти и местного самоуправления было поручено провести комплекс мероприятий, направленных на своевременное выявление, предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка, преступлений экстремистского и террористического характера.
Отметим, что в числе прочего татарстанские контрразведчики вместе с правоохранителями других ведомств в последние годы активно занимались противодействию религиозного экстремизма. Так, 11 октября 2017-го в Татарстане сотрудники МВД задержали сторонника ИГИЛ*, который планировал теракт на одном из казанских заводов. А в марте этого года был вынесен приговор участникам крупного регионального террористического сообщества «Чистопольский джамаат». Согласно материалам дела, группировка с 2010-го по 2013-й годы устроила в республике ряд диверсий, а также планировала теракт на Казанском вокзале в Москве.
Не известно, с какого времени господин Шаменков работал в республике. Однако в СМИ упоминалась информация, что начальник 3-го отдела управления по защите конституционного строя 2-й службы ФСБ РФ полковник Виктор Владимирович Шаменков проводил следственные действия в отношении ультраправого националиста Ильи Горячева (подозреваемого в организации заказных убийств), связанного с неонацистской группировкой БОРН. Кроме того, в интернете имя Шаменкова упоминалось в связи с судом над полковником Владимиром Квачковым.
Трудно сказать, является ли сотрудник УЗКС ФСБ Шаменков и нынешний глава ФСБ республики одним и тем же человеком или это только тезки. Однако в силу редкости фамилии первый вариант не кажется маловероятным.
Особая специфика
На новом месте работы Виктору Шаменкову опыт по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, полученный в Татарстане, будет как нельзя кстати. Ведь в последние годы в Адыгее активизировались исламские фундаменталисты. Только в марте этого года спецслужбы задержали в регионе главаря законспирированной ячейки ИГИЛ* (организация запрещена в РФ), которая действовала на территории республики и соседней Кубани.
В 2017 году ряды боевиков «Исламского государства»* пополнили двое жителей Адыгеи. Такую информацию распространила пресс-служба регионального УФСБ России. Всего, по данным ФСБ, за последние два года на подконтрольную террористической группировке территорию выехали 24 жителя республики. По фактам участия в их деятельности было возбуждено боле десятка уголовных дел. А в апреле 2016 года за попытку примкнуть к террористам был арестован 42-летний житель города Адыгейска.
Впрочем, криминогенная ситуация в регионе значительно лучше, чем во многих других республиках Северного Кавказа. Громких терактов здесь давно не было, а проявления исламского фундаментализма скорее являются эксцессами, чем нормой. Поэтому не исключено, что назначение, в первую очередь, связано с плановой ротацией. Такого мнения придерживается главред интернет-издания «ЗА Краснодар» Вячеслав Потапов. По его словам, у возглавлявшего ранее региональных чекистов Олега Селезнева скоро истекает второй срок в качестве руководителя республиканского ведомства. Поэтому и было принято такое кадровое решение.
«Олег Селезнев – достаточно толковый офицер с большим опытом, ранее работавший первым заместителем начальника УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Сейчас он переходит на новую работу. Отмечу, что в его бытность главой регионального УФСБ в работе некоторых подчиненных был допущен ряд эксцессов, которые можно трактовать как противоправные действия. Однако каких-то громких скандалов там не было», – делится Вячеслав Потапов.
В то же время Вячеслав Потапов считает не правильным связывать назначение Виктора Шаменкова с приходом на должность главы республики Мурата Кумпилова. Эксперт акцентирует, что политик ранее уже проработал определенный срок на посту главы правительства региона. И говорить о кардинальной смене власти в республике некорректно, как и связывать два события в целом.
По словам журналиста, ссылающегося на источники, знакомые с ситуацией, сам Виктор Шаменков – человек достаточно жесткий. Но он является «государственником», для которого интересы страны важнее личных. Это, безусловно, хороший знак, считает эксперт.
«Что касается местной специфики республики, то для работы ФСБ регион достаточно сложный. Здесь и национальные особенности, и религиозный фактор, и недавнее появление ИГИЛ* на Кавказе, и целый ряд других вещей. Поэтому, безусловно, опыт работы в другом национальном регионе со схожими этническими и конфессиональными проблемами будет полезен новому главе ФСБ», – отмечет Вячеслав Потапов.
«На ФСБ России лежит ключевая ответственность по обеспечению безопасности жителей Республики Адыгея, – комментирует заместитель главы организации «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края Аскер Сохт. – До настоящего времени, несмотря на все кризисы, конфликты, войны в близлежащих государствах и ужасающие террористические акты в ряде регионов России последних десятилетий – в Адыгее царит мир. Последнее время наблюдается рост террористической активности. Поэтому мы возлагаем надежды на силовые структуры, что они защитят страну, регион и каждого из нас».
*Организация, деятельность которой запрещена в РФ
Фото пресс-службы правительства РА