Top.Mail.Ru
Происшествия
Кемеровская область
0

«Неизвестно, что нарушили шахтеры». Причины аварии на угольном предприятии-банкроте в Кузбассе

Natasha Plukhina/Wikimedia
Natasha Plukhina/Wikimedia

В Анжеро-Судженске на шахте «Анжерская-Южная» продолжаются горно-спасательные работы. Под завалами по-прежнему находится машинист проходческого комбайна, бывший в эпицентре выброса метана и угля в ночь с понедельника на вторник. Это первая авария на кузбасской шахте в нынешнем году. Корреспондент «ФедералПресс» разбирался в причинах произошедшего инцидента.

Недобурили

На подземном участке шахты, глубиной в 425 метров, в 23.40 по местному времени случился выброс метана и угля. В тот момент, под землей находилось 79 шахтеров, и надо сказать, что им очень сильно повезло, потому что обошлось без возгорания, что привело бы к огромным человеческим потерям. 78 шахтеров смогли выбраться из конвейерного штрека самостоятельно, судьба еще одного, машиниста комбайна, остается неизвестной – с ним была потеряна связь.

На место аварии спустя пару часов прибыли два отделения военизированного горноспасательного отряда (ВГСО) по Кемеровской области. Всего, по сообщению главного областного управления МЧС РФ, в аварийно-восстановительных и поисковых работах задействованы 56 человек и 10 единиц техники. К 16.00 по местному времени поиски не дали результата.

С самого утра на месте аварии развернут оперативный штаб во главе с и.о.губернатора Кемеровской области Владимиром Черновым. Областная пресс-служба пока отказывается от комментариев относительно того, будет ли выделена материальная помощь семье пострадавшего шахтера, ответив на устный запрос корреспондента «ФедералПресс», что «пусть сначала найдут».

О точных причинах произошедшей аварии можно будет говорить только по окончанию расследования, хотя со слов Владимира Чернова, как его процитировал официальный сайт администрации Кемеровской области, за 42 минуты до аварии в конвейерном штреке произошло «резкое увеличение концентрации газа метана, согласно датчикам контроля». А вот причиной для «увеличения концентрации газа метана» могло стать несоблюдение техники безопасности – так высказался Виктор Бунин, председатель территориальной организации Росуглепрофа. «Выбросы всегда бывают, потому шахте присваивают статус – угрожающая или опасная. «Анжерская-Южная» второго типа. Для предупреждения выбросов, бригаде необходимо выявлять очаги давления газа путем бурения веера скважин на угольных пластах. Неизвестно, что все-таки нарушили шахтеры: бурили скважины недостаточной глубины или они располагались на большом расстоянии друг от друга», – рассуждал Бунин.

Под несчастливой звездой

Нынешний владелец шахты, компания ООО «Опытно-экспериментальный участок Блок №2 шахты «Анжерская-Южная» уже несколько лет находится в перманентном банкротстве, впрочем, так и не доведенном до логического завершения. По решению арбитражного суда Кемеровской области, в отношении шахты введена процедура наблюдение и назначено конкурсное производство. Дабы сохранить добычу угля и рабочие места почти для 880 шахтеров и работников административной части, компания-владелец заключила договор подряда с ООО «Блок №3 шахта «Анжерская-Южная», учрежденная как анжерскими, так и московскими предпринимателями, и базирующаяся в Новосибирске.

Для предыдущих владельцев «Анжерской-Южной», владение угольным активом приносило одни убытки. Шахта была введена в эксплуатацию в 2005 году липецким металлургическим заводом «Свободный сокол», который потратив значительное количество инвестиций, спустя восемь лет был признан банкротом. На самой шахте тогда, четыре года назад, были огромные долги по заработной плате. Они были ликвидированы по личному распоряжению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, распорядившегося использовать специальный областной резервный фонд для погашения задолженности в 35 миллионов рублей.

Реструктуризацией и выкупом части долгов «Анжерской-Южной» занялся банк «Российский кредит», отсрочив банкротство на два года. В 2015 году неожиданно для многих, Центробанк РФ отозвал лицензию у «Российского кредита», снова поставив ООО «ОЭУ Блок №2 шахта «Анжерская-Южная» на грань банкротства – к угольному предприятию в очередной раз обратились бывшие кредиторы. Но, опять же удивительный факт, многие иски были признаны несостоятельными арбитражным судом. В частности, ООО «Новосибирский завод горно-шахтного оборудования», как сообщили в приемной директора, так и не смог отсудить 4,27 миллионов рублей за поставку оборудования. «Кузбассовцы так и не рассчитались с нами, и сейчас нет никакой надежды, что даже в случае банкротства к нам поступят деньги – о нас просто забыли», – рассказал собеседник «ФедералПресс».

Вопрос, «как заплатить по счетам?», не волнует ни руководство «Блок №2», ни непосредственного добытчика угля, «Блок №3». «Их больше занимает количество добытого угля, потому что, в том числе, от этого зависит работа и зарплата шахтеров. 800 человек без работы – это не самое приятное, потому и смогли перевести всех работников с одного предприятия на другое, оставив на «Блок №2» только административный персонал, кто работает в наземной части. А что взрывы? Как я сказал, они бывают всегда, это неизбежная часть опасной шахтерской профессии», – посетовал Бунин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.