В Хакасии приступило к работе новое республиканское правительство. Предыдущее было отправлено в отставку главой региона Виктором Зиминым, чтобы «встряхнуться и начать работу в совершенно ином ключе». Предполагаемая реформа правительство должна была сократить более ста госслужащих и уменьшить количество органов исполнительной власти – с 32 до 23. В причинах отставки правительства и успешности проведенных изменений разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Коррупция как причина
О том, что прежнее правительство лишено доверия и всех министров ожидает скорая отставка, Виктор Зимин объявил 27 апреля на сессии Верховного Совета республики Хакасия. Одной из причин для такого шага стала, по мнению Зимина, нерасторопность республиканских министров. «Несанкционированная свалка – я виноват. Угля нет на муниципальной котельной – опять я. А где работа других ответственных лиц – отраслевых министерств, силовых структур, глав муниципальных образований?», – вопрошал глава региона перед депутатами, согласно сообщению пресс-службы.
Заявлению и последующей отставке правительства предшествовала встреча с президентом России Владимиром Путиным в Кремле, где Виктор Зимин рапортовал о состоянии дел в республике, и, по утверждению абаканских СМИ, заручился поддержкой первого лица страны на реформу исполнительной власти в регионе. «Причиной для реформирования правительство стали коррупционные скандалы в конце прошлого года. После того как количество скандалов достигло пика, спасти ситуацию могли или отставка главы республики или сопоставимый шаг, например, отставка правительства», – рассказал абаканский политолог Михаил Верхотуров.
Из Москвы причины для реформирования правительства видятся немного другими. Одна из них,– это предельность в работе прежнего кабинета министров. «Возможно, Зимин понял, что министры устали, и решил провести управленческую революцию, кардинально обновив правительство. При этом надо учитывать, что у Зимина подходит к концу срок полномочий, и если ближе к дате выборов новый состав правительства не сможет показать определенных результатов, то инициатива со сменой правительства может обернуться против Зимина. При этом даже в такой ситуации у главы Хакасии остается возможность попытаться списать все возможные просчеты еще на прошлый состав правительства», – размышлял политический консультант, директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов.
Нельзя сказать, что обновленный состав правительства кардинально отличается от предыдущего. Конечно, есть необычные фигуры вроде Бориса Кичеева, бывшего доцента кафедры уголовного права и криминологии института истории и права Хакасского госуниверситета, назначенного на должность министра юстиции и общественной безопасности, и гендиректора аэропорта «Абакан» Александра Попова, которому Зимин предложил возглавить министерство дорожного хозяйства и транспорта. Однако, как объяснил Евгений Мамаев, член фракции «Единой России» в горсовете Абакана, «по большому счету, не стоит ожидать принципиальных изменений». «Было заявлено о смене правительства на 90% и формировании команды на конкурсной основе – говорилось, что поступило более 160 резюме. Однако в основной массе на ведущие должности пришли люди, ранее работавшие в этой же системе на вторых и ниже позициях. С тем же менталитетом и с теми же методами работы. Новых лиц практически нет. Поэтому вряд ли можно ожидать прорывных решений», – обрисовал картину депутат.
«Попала под раздачу»
Прорывное решение прорывному – рознь. Так, в начале третьей декады июля Виктор Зимин впервые в истории республики провел «прямую линию» с жителями Хакасии, при этом, пообещав, что подобные мероприятия будут проводиться ежеквартально. Данный шаг, как и недавняя встреча главы региона с большинством редакторов местных изданий, – в рамках новой политики открытости Зимина, которую проводит обновленная пресс-служба и управление внутренней политики. «В рамках новой информационной политики, Зимин появился в соцсетях, что, на мой взгляд, правильная идея. Особая ставка делается на Instagram, где аккаунт главы республики набрал много подписчиков и регулярно появляются обновление. Да, пока на первых порах приходится констатировать, что есть оишбки со стороны команды, помогающей вести аккаунт - не один и не два человека жаловались на баны за неудобные вопросы», – уточнил Верхотуров.
По данным политолога, обновление правительства было сделано не на 90%, как заявлял Зимин, а на 50. Несмотря на то, что перестановки затронули не всех министров, под раздачу попали и те, кто казался защищенным от подобных действий. Министр культуры Светлана Окольникова была на своем посту десять лет и заслужила определенный авторитет и уважение. Однако Виктор Зимин посчитал, что культура также требует свежей крови и поменял Окольникову на музыковеда местной филармонии Татьяну Чаптыкову. Причем, по имеющейся информации, замена была незапланированной – Зимин похожже держал в уме нужное количество перестановок и Окольникова стало жертвой из разряда «ничего личного, только бизнес».
Однако новые назначения не имеют никакой силы без четкой стратегии развития региона. Здесь, по словам местных экспертов не поможет даже сокращение министерства госзакупок и передача разных функций от одних ведомств к другим, как, например, комитет по туризму из министерства спорта перешел в министерство культуры.
«Для нормальной работы и развития системы нужны ресурсы, в первую очередь финансовые. А с этим последние годы в республике явные проблемы. Госдолг продолжает расти, темпы падения инвестиций в Хакасии многократно превышают таковые по Сибири и России. По итогам 2016 года падение инвестиций составило 20%, а в этом еще 38%. Сборы по налогу на имущество юридических лиц за 8 лет выросли на 45,2%, что также является худшим показателем по СФО при среднем росте 154%, – эмоционально отмечал Мамаев. – По сути, мы находимся на аппарате искусственного жизнеобеспечения в виде кредитов. Как только возникают задержки с получением новой порции, республику начинает штормить – появляются задержки в выплате зарплат, пособий, закупке медикаментов, оплаты контрактов. Смена правительства вряд ли поможет принципиально изменить ситуацию. Думаю, немаловажная цель перезагрузки правительства была в снижение рисков возбуждения новых уголовных дел. И если говорить об этой цели, то смена прошла вполне удачно».