Власти Севастополя объявили бой нелегальной торговле. По официальным данным, в регионе заключена только третья часть договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Официально, ларьков должно быть полторы тысячи, а по факту более 4 тыс. точек. Сегодня в законодательном собрании состоялся круглый стол на эту тему, а чиновники гоняли торговцев на одной из площадей. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В существующей схеме расположения нестационарных торговых объектов (НТО), которая действует в Севастополе с 2015 года, значится 1490 торговых точки. Однако, «по ощущениям, их не менее 4 тысяч», – признался в беседе с «ФедералПресс» начальник управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников. С начала года власти выявили порядка 300 незаконных ларьков, однако до сих пор, ни один не снесен.
«До недавнего времени, процедуры у нас были серьезно зарегламентированы: одно подразделение занималось выявлением, второе – документами, кто-то документы готовил, другие – занималось демонтажем. Нам пришлось вносить изменения в ряд постановлений правительства, чтобы процедуры выявления и признания объекта незаконным существенно сократить», – сказал Кирпичников.
С сегодняшнего дня вся ответственность ложится на главное управление потребительского рынка и лицензирования. Более того, сокращается время с момента выявления незаконного НТО до вынесения решения о демонтаже до 14 дней, «а не месяцами как было ранее». После признания ларька незаконным, все сведения передаются в муниципалитеты, у которых весной появились полномочия по демонтажу. «Однако, к сожалению, ни одного договора еще не заключено», – констатировал чиновник.
Председатель комитета по экономике Татьяна Лобач на заседании заявила, что появилось много новых точек, не включенных в официальную схему. В качестве примера она привела Балаклаву. «Их не стало меньше, они растут как грибы: стали появляться в тех местах, где раньше сносились. На набережной Назукина, например, появилось шесть новых объектов», – рассказала она.
Буквально на прошлом заседании правительства врио губернатора Дмитрий Овсянников потребовал от подчиненных разработать новый механизм борьбы с нелегальной торговлей. «Мы должны создать эффективный механизм борьбы с незаконным размещением торговых объектов на территории Севастополя. Особенно это касается центральной части города, где много нестационарных конструкций. К работе в этом направлении необходимо подключить муниципалитеты, наделить их соответствующими полномочиями, чтобы следить за размещением торговых точек в каждом из районов города. Если необходимо – увеличьте размеры штрафов для недобросовестных предпринимателей», – сказал Овсянников.
По сведения, озвученным Кирпичниковым на круглом столе в заксобрании, лишь треть (531) из почти полутора тысяч официальных ларьков легализована. С апреля этого года без торгов и аукционов могут заключать договоры предприниматели, у которых на руках остались «украинские» паспорта привязки (действительные до 18 марта 2014 года, – прим. ред.). За три месяца управление получило 406 таких заявок. Кроме того, власти готовы предоставить компенсационные места тем торговцам, которые больше не могут работать на прежних точках – это, прежде всего, в исторических местах (площадки близ музея Панорама и на Сапун-горе). «Мы разворачиваем серьезную информационную работу, не скажу слово – понуждение, но обращение к предпринимателям, чтобы они заключали договоры», – сказал чиновник.
Снести все шалманы
В полдень у чиновников был назначен внеплановый рейд на площадь 50-летия СССР. Вот уже несколько десятилетий власти с разной степенью успешности борются здесь с нелегальной торговлей. Однако, по словам местных жителей, «в этой схватке, всякий раз побеждают стихийщики». «Месяц-другой после каждого приезда чиновников здесь нормально, а потом опять бардак, только бабушек гоняют, а надо все эти шалманы снести», – советует старожил.
Комиссия за время рейда насчитала на площади более 60 незаконных ларьков, а по бумагам должен быть лишь один объект – газетный киоск. Информация об этой проверке хоть и держалась в секрете, но «утекла». Так что к приезду делегации продавцы подготовились: большинство реализаторов предпочли временно закрыть и покинуть свои точки. Оставшиеся, в общей сложности около десяти, получили протоколы об административных правонарушениях, штрафы от 3 до 5 тыс. рублей, а также долго разъяснялись с чиновниками и правоохранительными органами.
«У нас с Кирпичниковым договоренность», – бравировали продавцы, отвечая на вопрос на каком основании торгуют. «Отлично», – отвечал начальник потребительского рынка. – Звоните ему. Только Кирпичников – это я».
После чего реализаторы начинали рассказ о «администраторе ярмарки» – Александре, которому они платят за возможность работать, мол у него и есть все разрешения на торговлю. Однако дозвониться ему не могли, а власти сообщили журналистам, что не обладают информацией, «кто здесь физически администрирует вот это все».
«Здесь процветает коррупция – все идет мимо бюджета, а это гигантские деньги! Город не получает ни копейки, они платят некому Александру. Мы будем наводить здесь порядок. Если кто-то подумал, что мы разово приехали – ничего подобного! Наша задача, со всей этой «солянкой» разобраться и вместе с департаментами городского хозяйства, транспорта определить, как должна выглядеть эта площадь», – заявил он.
Это есть нельзя
Главный специалист-эксперт межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека Радий Закирьянов сообщил, что в Севастополе было проведено 17 проверок и выписано штрафов на 700 тыс. рублей, «выявлено 90 % нарушений в хранении продукции и сырья, содержания помещений, соблюдения правил личной гигиены». По его данным, за июнь-июль проведено еще пять межведомственных рейдов.
Заместитель начальника полиции УМВД России по Севастополю Андрей Кузнецов рассказал, что за первое полугодие выявлено более 800 фактов «торговли с земли», что в два раза больше чем за весь прошлый год. Он заявил, что нерешенным остается вопрос хранения сельскохозяйственной продукции. «Те штрафы, которые накладываются по 500 рублей до 1 тыс. рублей – это неэффективная мера. Когда стоит фура арбузов, он заплатит штраф в 1 тыся. рублей и стоит дальше. Наши сотрудники не могут постоянно находиться у каждой торговой точки», – заявил он.
Неделю назад власти определили площадку под хранение не скоропортящихся продуктов и, по мнению чиновников, «это должно существенно отрезвить предпринимателей, занимающихся несанкционированной торговлей». Однако, по данным полиции, помещений «холодильного характера» для временного хранения изъятых товаров – нет. Более того, ни один из «бахчевых развалов» пока не получил разрешения на продажу арбузов и дынь. «Изъять товар мы не можем, потому что хранить его негде», – уточнили в МВД. Кирпичников пообещал «до конца недели сформировать перечень ярмарочных мест по бахчевым культурам».
Председатель заксобрания Екатерина Алтабаева рассказала, что депутатский корпус поддержит внесение изменений в региональное законодательство по усовершенствованию работы по борьбе с незаконной торговле, а депутат Татьяна Лобач и вовсе предложила взывать сограждан не покупать у нелегалов «с земли». «Я не могу представить, кто в сорокоградусную жару покупает с пола рыбу и мидии? Если на набережной не уберут, я сама напишу краской на картонке: «Это есть нельзя. Опасно для жизни», – заключила она.