До недавнего времени осетинская компания «Дорстройсервис» была крупнейшим дорожным подрядчиком в Волгоградской области. Компания выполнила ремонт почти 140 км трассы М-6, а также ключевые объекты в Волгограде, в том числе Первую продольную, которую в этом году инспекция ОНФ признала единственной качественной дорогой в областном центре. Однако месяц назад региональный комитет транспорта и дорожного хозяйства разорвал контракт на реконструкцию к ЧМ-2018 шоссе Авиаторов почти за 2,5 млрд рублей. Кроме того, власти области требуют с подрядчика неустойку, в то время как сами дорожники, напротив, считают, что это им остались должны. В итоге «Дорстройсервис» приостановил работу не только в Волгограде, а по всем проектам. Компания рассчитывает «восстановить свои права» в судебном порядке. Как менее чем за год пройти от личной благодарности министра транспорта России и губернатора до списка недобросовестных, почему в Волгоградской области не задерживаются местные профессионалы-дорожники и при каких условиях «Дорстройсервис» может вернуться в регион – в материале «ФедералПресс», который сопоставил заявления компании с мнением властей и официальными данными.
Компания «Дорстройсервис» заявляет, что ключевая текущая задача – «максимально выровнять ситуацию» по расчетам с контрагентами (поставщиками материалов, спецодежды и оборудования) и собственными рабочими. После того, как комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в одностороннем порядке расторг контракт на реконструкцию шоссе Авиаторов, компания не может единовременно рассчитаться по всем своим обязательствам. «Субподрядчик не получает, потому что мы денег не получили», – отмечает уже бывший гендиректор Георгий Казбеков (по данным «ФедералПресс», остается учредителем компании).
В руководстве компании обещают, что делают все возможное для первоочередных расчетов, однако признают, что «без суда уже не обойдется». Речь идет о разбирательстве с волгоградским облкомдортрансом. Так, «Дорстройсервис» обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием отменить как неправомерное решение о расторжении контракта. По мнению дорожников, заказчик остался им должен, правда, конкретную сумму они публично не озвучивают. По косвенным данным известно, что сумма составляет примерно 480 млн рублей. При этом, как пояснили в компании, на 210 млн рублей проведена экспертиза и соответствующие документы направлены заказчику и в суд.
Георгий Казбеков уверен, что без суда уже не обойтись
По неправильным лекалам
Североосетинский «Дорстройсервис» начал работать в Волгоградской области в 2011 году. Компания начинала как субподрядчик, затем стала генеральным подрядчиком на нескольких объектах по федеральным трассам. К 2014-му именно осетинские дорожники стали основным подрядчиком у ФКУ «Упрдор Волгоград-Москва». За несколько лет «Дорстройсервис» выиграл почти 40 конкурсов на госконтракты, больше половины из них, а в объемах и вовсе около 70 % компания выполняла в Волгоградской области. По официальным данным, в 2015 году компания получила больше 1,6 млрд рублей выручки. Данные за 2016-й еще не опубликованы, но у компании точно был рост. В области было создано обособленное подразделение, в Волгограде была производственная база с асфальтовым заводом и небольшой офис. Из примерно 2 тыс. сотрудников компании периода ее рассвета, больше 1,2 тыс. работало в Волгоградской области. Из них, в свою очередь, свыше половины – это местные кадры, профессионализм которых особо отмечают в «Дорстройсервисе». «Приходилось возвращать людей из Ростовской области, из Московской области», – поделился Георгий Казбеков.
Казбеков не без гордости вспоминает: «Каждый год на наши участки приезжали высокопоставленные лица области и федеральные чиновники, руководство Росавтодора, давали высокую оценку, награждали наших сотрудников грамотами». Он особо отметил, что на открытии нового 10-километрового участка М-6 около Михайловки в прошлом году объект принимали губернатор Андрей Бочаров, руководитель Росавтодора Роман Старовойт, председатель профильного комитета Госдумы Евгений Москвичев и министр транспорта Максим Соколов.
С 2015 года, уже сделав имя в регионе и за его пределами (компания была лидером рынка в Северной Осетии, выполняла подряды в Краснодарском крае, в том числе в предолимпийском Сочи), «Дорстройсервис» зашел и на работы в Волгограде. По заказу «Комдорстроя» компания ремонтировала проспект Жукова и улицу Историческую, а также первую продольную магистраль. Последний объект является самым заметным изменением вообще всего облика Волгограда за последние годы. Многие представители властей и их сторонники в спорах о развитии региона постоянно делают упор на то, что «ну дороги же делаются», неизменно приводя в пример проспект Ленина и московскую трассу (первая Продольная и М-6, соответственно). Однако в июне текущего года эти же власти расторгли договор по шоссе Авиаторов, а саму компанию внесли в реестр недобросовестных.
«Это очень сложный объект, за последние 25-30 лет в Волгоградской области подобного не делали. Здорово, что он попал в программу чемпионата мира, иначе бы на него, скорее всего, не нашлось бы средств, а тут нужна европейская дорога, это ворота города, – поясняет Георгий Казбеков. – Единственное, все говорили, что были недоработки проекта, связанные, в первую очередь, с многочисленными коммуникациями, перенос которых не был предусмотрен в проектной документации».
По словам Казбекова, на 10-километровом участке было вынесено больше 200 видов коммуникаций, причем эта работа выполнена бывшим подрядчиком на 90 %. В целом, согласно данным контрольно-счетной палаты (КСП) Волгоградской области, строительная готовность объекта на момент расторжения контракта составила 67 % (Казбеков заявляет о 69-70 %, – прим. «ФедералПресс»), а вот заказчиком приняты акты только на 44,8 %. В том же отчете КСП указано, что «основная причина несоблюдения графика – переустройство обнаруженных при реконструкции объекта многочисленных инженерных коммуникаций в зоне сложившейся промышленной и жилой застройки. Выполнение работ сопряжено с длительным процессом согласования с владельцами». Напомним, что жители Гумрака, недовольные работами, действительно устраивали серию протестных акций, пытались привлечь внимание спикера Госдумы Вячеслава Володина и даже требовали «вернуть все, как было».
Заказчик в лице председателя облкомдортранса Анатолия Васильева проблемы с первоначальным проектом отрицает. По его словам, единственный недочет проекта в том, что не были предусмотрены местные проезды для жителей Гумрака. «Подрядчик по определенным причинам, по объективным, не смог выполнить до конца, – говорит Васильев. – Мы очень долго пытались урегулировать вопрос. Шло отставание с прошлого года с июня. Долго пытались объяснить, доказать, что необходимо выполнять, надо выполнять в сроки и качественно».
У «Дорстройсервиса» иная версия. Георгий Казбеков напоминает, что сперва растянулись на три месяца позже планируемого срока конкурсные процедуры, а затем подрядчик получил некачественный, по его мнению, инженерный проект. Компания начала разрабатывать инженерную документацию, обратившись к профессиональным проектировщикам из Воронежа, к работе которых у облкомдортранса претензии прежде не было. «Очень много разногласий было. Не только выноска сетей, хотя это, конечно, основное, но также был и некорректный расчет стоимости строительной продукции», – рассказал Казбеков.
«С жителями мы тоже вели диалог. Мы как компания, которая имеет большой опыт, в том числе, по олимпийским проектам в Сочи, понимаем, что в черте населенного пункта всегда будет недовольство людей. В Гумраке мы разобрали дорогу полностью. Но мы все делали по проекту, – поясняет Георгий Казбеков. – Если спросить швею профессионального, как он шьет – он скажет, что так, как ему выкроили, он не может по другому». При этом «Дорстройсервис» постоянно вел с комитетом переписку, в которой, основываясь на выводах проектировщиков, указывал на фундаментальные ошибки проекта. Однако услышан подрядчик не был.
Руководитель реготделения «Движения автомобилистов», члена совета областного отделения ОНФ Армен Оганесян также считает, что хотя в работе подрядчика «были некоторые проколы», причинами проблем на шоссе Авиаторов стали ошибки проектировщиков и социальная напряженность в Гумраке. «Насколько я знаю, проектировщики даже не выходили на местность, когда им занимались, не встречались с местными жителями и не спрашивали их мнения. С гражданами надо общаться, но наши власти не знают, что такое общение с народом», – заключил Оганесян.
Человеческий фактор
Анатолий Васильев настаивает: в срыве сроков виноваты именно подрядчики. По причине задержки проекта шоссе Авиаторов в 2016-м году, напоминает чиновник, комитет даже перенаправил свыше 400 млн рублей с этого проекта на строительство Нулевой продольной (рокадной дороги). Интересно, что этот проект реализует самарская компания «ТрансСервис», которая занялась ремонтом Третьей продольной, а также получила подряд и на достройку Шоссе авиаторов. Интересно, что в двух случаях компания оказалась единственным участником крупных конкурсов, правда, начальную цену контракта все-таки снижали. До 2016 года компания никогда в Волгоградской области не работала, более того, ремонт дорог не является у нее основным видом деятельности – «ТрансСервис», согласно официальной документации, в первую очередь строит здания.
На вопрос журналистов, не считает ли Казбеков, что истинная причина расторжения отношений с «Дорстройсервисом» в том, что новому подрядчику «расчищали место», он ответил: «Для меня вопросы только те, что нас касается. Мы ничейные. А чьи они я не знаю. Мы работали самостоятельно, открыто, честно. Мы не прятались от людей». Он также пояснил, что «Дорстройсервис» вынужден приостановить все дорожные проекты, причем, не только в Волгоградской области. По его словам, компания мало рассчитывает на суд первой инстанции, но надеется в итоге «доказать свое право». «Если надо, дойдем до Верховного суда, возможность такая у нас есть», – подчеркнул он. Казбеков также рассказал, что гипотетически не исключает, что «Дорстройсервис» когда-нибудь вернется в регион, но, вероятно, только если на посту главы комдортранса будет не Васильев, а другой чиновник.
Отметим, что власти региона уверены, что это подрядчик остался им должен. Облкомдортранс уже обратился в Северо-Осетинский филиал «Россельхозбанка» с требованием выплаты банковской гарантии в 416 млн рублей. О результатах этого обращения пока неизвестно.
«2 апреля компании исполнилось десять лет. Мы всегда день в день выполняли наши обязательства, в том числе и перед банками. Но не это самое главное. Ком в горле становился, когда я понял, что ребят волгоградских надо отпустить. До того толковые, очень хочу, чтобы они нашли себе нишу в дорожной отрасли, – отметил Казбеков. – Наша компания все свои обязательства, которое остались перед людьми, будет выполнять, вне зависимости от результата суда. Не оставим ни в коем случае».
«ФедералПресс» будет следить за дальнейшими разбирательствами.