горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
ДФО
4 августа 2017, 11:05 0
Редакция «ФедералПресс» / Максим Ситников

Дальний Восток взлетит. Правительство России планирует развивать малую авиацию в регионе

Президент России Владимир Путин на днях подписал целый перечень поручений правительству, связанных с развитием малой авиации на Дальнем Востоке. В регионе планируется реконструировать аэропорты, повышать квалификацию летного состава и пополнять и обновлять парк воздушных судов. В истории новой России такой документ подписан впервые, считают эксперты. Как сейчас обстоят дела с малой авиацией на Дальнем Востоке, есть ли здесь объекты, которые можно реконструировать, и в какие сроки реально можно наладить авиасообщение между городами региона – в материале «ФедералПресс».

Лучше долго, чем дорого

Уже два месяца на дорогах Приморья каждый второй автомобиль – с номерами Якутии, Хабаровского края, Амурской области или ЕАО. К приморским пляжам едут целыми семьями: двумя, а то и тремя поколениями. С домашними питомцами, палатками, посудой, туристским снаряжением... Можно предположить, что люди – авантюристы и проделать путь по летней жаре по не самым лучшим дорогам длиной в три тысячи километров из того же Якутска до приморской Славянки – для них удовольствие. Но это ошибочное мнение. Просто так – дешевле. Да, очень не комфортно и очень долго, но дешевле в несколько раз, чем преодолеть то же расстояние на самолете.

Перелеты на Дальнем Востоке – вопрос острый, он стал самым часто задаваемым в ходе «Прямой линии» с президентом России. Тогда Владимир Путин проблему признал и отметил, что дальневосточники должны иметь возможность передвигаться в рамках региона не через столичные города.

«К сожалению, у нас в девяностых, начале двухтысячных эта сеть развалилась полностью. Мы на протяжение нескольких лет работаем над тем, чтобы все это восстановит, поставить на совершенно новую базу. Но для Дальнего Востока, для Восточной Сибири, а там эти проблемы наиболее остро ощущаются, расстояние большие, а население не такое, чтобы загружать крупные лайнеры, поэтому экономика перелетов межрегиональных очень тяжелая, слабая, приходится все дотировать», – подчеркнул глава государства.

И вот на днях Владимир Путин поручил правительству решить эту проблему. Уже к 15 ноября этого года премьер Дмитрий Медведев и дальневосточные губернаторы должны представить совместный доклад с оценкой текущей и прогнозной потребности в воздушных судах для региона. Предполагается, что в докладе уже должен быть прописан типовой ряд необходимых самолетов и источники финансирования их закупок. А к 15 января 2018 года в госпрограмме «Развитие транспортной системы» должен появиться дальневосточный раздел. Он предусматривает реконструкцию аэропортов, обновление авиапарка, появление центров сервиса и повышение квалификации летчиков. К этому же сроку ФСБ совместно с МВД должны проработать вопрос упрощения требований безопасности к дальневосточным аэропортам.

Сработали на опережение

Печальнее всего ситуация с малой авиацией в северных районах Дальнего Востока, а вот в субъекты-лидеры выбился Приморский край, где не первый год работает собственная региональная программа по развитию транспортного комплекса из средств краевого бюджета. Только в начале этой недели здесь заключили контракты на строительство двух аэровокзалов и новой посадочной площадки – осенью у приморцев появится новый авиамаршрут Владивосток – Дальнереченск – Восток. В Приморье в последние несколько лет вообще развитию малой авиации уделено много внимания.

«В конце 2014 года на маршруты вышли два новых современных самолета, в прошлом году мы приобрели третий. За эти годы пассажиропоток увеличился более чем в 10 раз. Если, только начав работу, самолеты перевезли около 2,7 тысяч пассажиров, то в 2016 году – уже больше 30», – отметил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский на прошедшем в начале недели совещании.

Сейчас в крае действуют 13 авианаправлений: население покупает билеты по социальным тарифам, а региональные власти компенсируют перевозчикам 100 процентов затрат в разнице между социальными и экономически обоснованными тарифами. В итоге цены на билеты варьируются от 675 рублей до 2180 рублей.

Помимо прочего в Приморье ведется серьезная работа по совершенствованию аэродромной инфраструктуры: приводятся в порядок взлетно-посадочные полосы, места стоянок воздушных судов, пассажирские модули.

Директор КГУАП «Пластун-Авиа» Виталий Юшин уверен: опыт Приморья – самый передовой в России и его смело можно брать на вооружение другим регионам.

«Я считаю, что секрет успеха в отлаженной работе. С компанией «Аврора», в чьем безвозмездном пользовании находятся воздушные суда, мы проанализировали потребности населения, подготовили максимально удобное расписание рейсов в самые востребованные населенные пункты. В итоге пассажиропоток возрастает, что дает возможность для дальнейшего развития сети», – поделился в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Виталий Юшин.

Член комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков также убежден, что опыт Приморья правительству России можно распространять на другие территории.

«В Приморье в свое время очень серьезно отнеслись к развитию малой авиации. Сейчас по краю удобно перемещаться и местным жителям, и гостям региона. Региональная госпрограмма показала себя работоспособной – ее можно брать на вооружение и другим субъектам Дальнего Востока», – говорит парламентарий.

«На Дальнем Востоке все должно быть типовое»

Владимир Новиков отмечает, что подписанные Владимиром Путиным поручения крайне важны для экономического развития Дальнего Востока: малая авиация частично решит вопрос с туристической привлекательностью региона, поможет развивать инфраструктуру.

«Это то, о чем наш комитет, депутаты Госдумы просили правительство. И я удовлетворен тем, что нашу просьбу услышали на самом высоком уровне. При этом Владимир Путин ставит достаточно сжатые сроки – уже к началу следующего года все ключевые моменты должны быть проработаны. Задачи очень понятные: начиная от возможности увеличения числа субсидированных перевозок до определения типового вида воздушных судов. Сейчас важно понять, какие именно самолеты будут коммерчески востребованы. Уже исходя из этого, удастся определить, какие нам на Дальнем Востоке нужны сервисные базы», – рассказал «ФедералПресс» депутат Госдумы.

По мнению Владимира Новикова, необходимо также разработать для всего региона типовые проекты аэровокзалов – это позволит оперативнее развивать малую авиацию в целом, не отвлекаясь на долгие согласования отдельно взятых проектов.

«Когда на заседаниях комитета мы поднимали этот вопрос, мы говорили о том, что аэропортовая инфраструктура на Дальнем Востоке развивается по-разному. Например, в Приморье на определенную сумму реконструируют хороший аэропорт, взлетно-посадочную полосу и берут самолет, а в другом регионе на эту же сумму могут реконструировать лишь какой-нибудь маленький аэровокзальчик. Поэтому необходимо делать типовые аэропорты, подходящие к условиям всего Дальнего Востока. И президент такую задачу ставит. Помимо прочего, надо понимать, что в развитии малой авиации многим регионам без помощи государства просто не обойтись. Также надо искать дополнительные источники финансирования», – отметил Владимир Новиков.

Парламентарий подчеркивает: поручения президента по малой авиации на Дальнем Востоке – событие историческое и стратегически важное для всего макрорегиона.

Удалось сохранить советское наследие

Сахалинская область – регион особенный, это единственный субъект, расположенный на острове. Здесь малая авиация развита слабее, чем в том же Приморье – услуги же населению оказывает компания «Аврора». На сегодняшний день на территории области работают семь аэропортов, есть также вертодром на острове Парамушир и вертолетная площадка на Шикотане. В аэропортах аэровокзальные комплексы – по большей части, 60–70-х годов постройки.

В Южно-Сахалинске меж тем планируют строить новый комплекс. Под эти цели уже выделили 6,8 миллиардов рублей.

«Строительство нового аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинск позволит повысить пропускную способность аэропорта с 350 пассажиров в час до 800 пассажиров в час. В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу и завершаются конкурсные процедуры по выбору организации, которая будет осуществлять строительно-монтажные работы по данному объекту», – рассказали корреспонденту «ФедералПресс» в правительстве области.

На Сахалине, как и в Приморье, внутриобластные перевозки субсидируются. Только в 2017 году из регионального бюджета выделили под эти цели 586,6 миллионов рублей. Стоит отметить, что на самом острове существует всего три маршрута – отправной точкой для всех служит Южно-Сахалинск. Отсюда же можно вылететь в города других субъектов Дальнего Востока.

В правительстве области отмечают: на Сахалине удалось сохранить практически полностью наследие советского прошлого – за исключением аэродрома Байково на острове Шумшу.

«Но закрытие аэропорта было вызвано объективными причинами. Одна из них - сложная логистическая схема: районный центр находится на соседнем острове, отделенном Курильским проливом. Это приводило в наших климатических условиях к тому, что люди не могли добраться или выбраться из аэропорта Байково в Северо-Курильск. Но сейчас неподалеку от Северо-Курильска строится посадочная площадка. Ее и площадку на Шикотане планируют завершить в третьем квартале следующего года», – объяснили в областном правительстве.

«Без изменений в законодательстве малую авиацию не разовьем»

Наиболее востребована малая авиация в северных частях Дальнего Востока, среди которых и республика Саха (Якутия). Депутат Госсовета республики (Ил Тумэн) Сергей Ларионов, 25 лет проработавший в гражданской авиации, говорит, что первым делом для развития региональных авиаперевозок необходимо упрощать требования к местным аэропортам.

«В советское время мы были самым летающим регионом. Перелеты по Якутии стоили полтора-два рубля. В республике есть населенные пункты, к которым практически невозможно добраться по земле. И в советское время это понимали. Не было единых требований для всех аэродромов и аэровокзалов. Сейчас же существует единый перечень требований безопасности. В регионах выполнить его физически невозможно, да и нецелесообразно. Когда правила упростят, малая авиация начнет развиваться, появится возможность строить небольшие аэродромы. Возродить аэродромную сеть вполне реально в сжатые сроки», – пояснил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Сергей Ларионов.

Сейчас же, по его словам, в Якутии нет как таковой сети внутренних авиалиний. Большинство ВПП – грунтовые, с покрытием есть только в алмазных провинциях республики. Авиаперевозчики летают без расписания, иногда по несколько часов ожидая, когда набьется полный самолет – для того, чтобы оправдать стоимость перелета.

«Поручение президент дал правильное – надо подобрать оптимальные для Дальнего Востока самолета. Иногда жизненно необходимо перевезти три-четыре человека или почту – под эти цели нужны небольшие воздушные суда», – говорит депутат.

Эксперт, кстати, предлагает собственное дополнительное решение проблемы – обязать компании, выигрывающие тендеры на авиаперевозки, летать в отдаленные регионы минимальное фиксированное количество раз.

«Например, на Аляске государство по закону обеспечивает 500 рейсов в год. А авиакомпания в зависимости от задач подбирает нужный тип воздушного судна. В России такое сделать вполне реально – необходим лишь четкий контроль государства над авиакомпаниями», – считает Сергей Ларионов.

Фото: pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
ДФО
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1