Экономика
Москва
10 августа 2017, 14:06 1
Редакция «ФедералПресс» / Виктор Романов

«Охота на монополистов не планируется». Федеральный закон потеплел для инвесторов

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Согласно новому документу фактически меняются роли, степень ответственности и схема деловых отношений между участниками рынка тепловой энергии. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ, затрагивающие систему отношений в области теплоснабжения, обновленное законодательство направлено на повышение эффективности работы систем теплоснабжения и дополнительную стимуляцию их развития в стране. В первую очередь обновленное законодательство направлено на внедрение новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения, изменение роли единой теплоснабжающей организации в определенных ценовых зонах.

Ранее, 19 июля 2017 года, Федеральный закон был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации 25 июля текущего года. Все стадии оценки регулирующего воздействия и общественных обсуждений, в том числе с участием каждого региона России, документ прошел на протяжении 2014-2016 годов. При подведении итогов голосования председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила работу над законопроектом как положительный пример взаимодействия Парламента и Правительства: «Сенаторы представили 22 поправки в документ, все они были учтены».

Напомним, что текст проекта закона был разработан в соответствии с Поручениями Президента России Владимира Путина и Правительства Российской Федерации, а так же в рамках дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2014 года №1949-р. А 30 мая 2016 года он был внесен Правительством России в Государственную Думу РФ.

Предполагается поэтапное внедрение новой целевой модели рынка тепловой энергии. Происходить это будет по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительными органами муниципалитетов и при соблюдении иных установленных критериев на территории отдельных поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения (кроме городов, имеющих федеральное значение).

В таких зонах предусмотрен переход от госрегулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению лишь предельного уровня цены на теплоэнергию для конечного потребителя. Эта предельная цена определяется ценой поставки теплоэнергии от альтернативного источника тепловой энергии, замещающего централизованное теплоснабжение. При этом перечень ценовых зон теплоснабжения на основании предложений Минэнерго РФ утверждается Правительством России.

6ff349c928af96c87d0736e52a08cc82.jpg

«Кроме того, в указанных ценовых зонах изменяется роль единой теплоснабжающей организации, на которую возлагаются обязанности по обеспечению соблюдения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении. В соответствии с установленными требованиями она будет нести ответственность перед каждым потребителем тепловой энергии. В этих целях единой теплоснабжающей организации предоставляется возможность влиять на оптимизацию и развитие системы теплоснабжения», – сообщает официальный сайт Кремля

Таким образом, взаимоотношения между единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) и другими теплоснабжающими и теплосетевыми организациями выстроятся в рамках свободных договорных отношений и в соответствии с устанавливаемыми требованиями и стандартами их взаимодействия. При этом Федеральным законом устанавливаются особенности контроля в сфере теплоснабжения и антимонопольного регулирования с целью исключения злоупотреблений со стороны единых теплоснабжающих организаций.

Как сообщает официальный сайт Министерства энергетики РФ, «Закон меняет систему регулирования в области тарифообразования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя – уровня так называемой «альтернативной котельной». Цена будет рассчитываться исходя из того, во сколько потребителям могла бы обойтись тепловая энергия в случае строительства собственной котельной».

79b8ab8e7ce83a3664293f56ad4211a1.jpg

Организации теплоснабжения получили право до конца текущего года предоставлять потребителям тепловой энергии скидки по отношению к установленному тарифу. А уже с 1 января 2018 года полностью отменяется регулирование этих тарифов. Исключение составят лишь тарифы для потребителей, которые приобретают теплоэнергию источников мощностью до 10 Гкал/ч, либо потребляющих менее 50 тысяч Гкал в год. Кроме того единым ресурсоснабжающим компаниям придется нести ответственность за весь процесс доставки тепла от производителя к потребителю.

Примером такого региона, который к концу 2017 года должен перейти на единую модель подключения к системам тепло- и водоснабжения является Свердловская область. Как отметил заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрей Кислицын на состоявшемся в понедельник селекторном совещании с Минстроем РФ, запланированный комплекс соответствующих мероприятий проходит согласно утвержденному графику.

Сегодня во всех муниципалитетах, имеющих централизованные системы тепло-, водоснабжения и водоотведения, определены ЕТО и гарантирующие организации, утверждены схемы инженерных сетей. Одновременно в области проводится разработка и внедрение программного продукта, с помощью которого можно рассчитать примерную стоимость подключения к сетям с учетом нагрузки заявителя. По мнению экспертов отрасли, переход на новую модель рынка, а точнее адаптации рынка к его гармонизации, не должна столкнуться с какими либо значительными трудностями.

e0c2d1697f25c369f734d4647a1b7469.jpg

«Естественно, что интересы монополистов будут затронуты при реализации данной модели, но «охота на монополистов» не планируется, так как эти организации в течение долгого времени в конкретной обстановке среды и рынка обеспечивали функционирование региональной энергосистемы, являются налогоплательщиками и работодателями в регионах. Однако в настоящее время необходимо меняться в условиях динамичной среды того же рынка. Безусловно, что речи о веерных отключениях в виду конфликта интересов или скрытого саботажа не идет, так как в этом случае действия отдельных субъектов рынка переходят в область уголовного права», – рассказал «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент Кафедры теории и практики таможенного дела Московского финансово-юридического университета (МФЮА) Александр Арский.

Есть надежды, что внесенные в закон поправки ускорят реформу отрасли с добровольным переходом на новую модель рынка тепла, которой сейчас не хватает финансирования. Изменения также помогут привлечь дополнительные инвестиции для обновления и модернизации инфраструктуры отрасли. Эксперты отрасли отмечают, что сегодня главной мотивацией для инвесторов являются стабильность в системе расчета тарифов и возможность планирования работы на длительный срок.

По информации Минэнерго, ежегодные инвестиции в теплоснабжение сейчас достигают 87 млрд рублей при потребности в 250 млрд рублей. 37 % этой суммы могут быть получены за счет повышения эффективности работы отрасли. По обороту теплоснабжение на сегодняшний день сопоставимо с 2,5% ВВП РФ (1,5 трлн рублей), при этом на него приходится свыше 50 % платежа гражданина за жилищно-коммунальные услуги. В отрасли отмечен высокий износ оборудования: сегодня моложе 30 лет лишь 36 % турбин ТЭС и 25 % энергетических котлов, подавляющее большинство из них строилось еще во времена СССР.

«В результате одобренных изменений инвесторы смогут вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры, – подчеркнул замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, представлявший документ в верхней палате Парламента. – Первыми в новую систему отношений вступят те регионы, у которых существующие тарифы на тепловую энергию существенно выше, – иногда в десятки раз – чем тарифы на «альтернативную котельную».

Несложно предположить, что при новом порядке тарифы на теплоэнергию могут снизиться в отдельных регионах, а там, где они ниже уровня «альтернативной котельной» (к примеру, в Пензенской и Астраханской области), тарифы наоборот повысятся.

41b9d6d4e953d5631a6de221dcbb98a8.jpg

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Facebook 1