Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

Владимир Путин: «Необходимо обеспечить комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры»

Комплексность и последовательность – таковы главные тезисы прошедшего в среду, 16 августа, в Калининградской области совещания по развитию транспортной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе. Президент подчеркнул, что все инфраструктурные проекты должны быть увязаны не только с текущими, но и с перспективными потребностями бизнеса, граждан и государства в целом. Ряд проектов призван обеспечить транспортную и экономическую безопасность страны.

Сигнал для власти и бизнеса

Северо-Западный округ – один из ключевых логистических центров России, отметил глава государства. Здесь сосредоточено более 40 % портовых мощностей страны: на 15 морских портов округа приходится 397 млн тонн из более одного миллиарда тонн перевалки в год по России в целом. Северо-запад страны граничит с семью иностранными государствами, на территории округа расположено 10 из 62 опорных аэродромов России.

«Необходимо и дальше наращивать логистический потенциал северо-запада, повышать его конкурентоспособность. Создавать современные сервисы для обслуживания пассажиров и обработки грузов. Использовать выгодное географическое положение северо-западных регионов для укрепления внешнеторговых связей страны. Нужно отработать все организационные, финансовые вопросы, – обратился Владимир Путин к участникам заседания. – Подчеркну, и на северо-западе, и в целом по стране необходимо обеспечить комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры, увязывать строительство таких объектов с текущими и перспективными потребностями бизнеса и граждан. И, конечно, надо добиваться слаженной работы всех уровней власти при реализации наиболее значимых проектов».

Президент напомнил, что в прошлом году развитие транспортной инфраструктуры обсуждали на юге страны. Следующее аналогичное совещание пройдет в сентябре на Дальнем Востоке, в рамках Восточного экономического форума. Развивать транспортную инфраструктуру будут последовательно по всей стране. «Таких проектов, которые создадут прочную базу для дальнейшего роста экономики России, достаточно много. Это важно и для решения социальных задач, повышения качества жизни людей», – заметил Владимир Путин.

В качестве примера комплексного подхода российских лидер привел развитие мурманского транспортного узла. Проект считается приоритетным, в него уже вложено свыше 14 млрд рублей – более трети от всего объема финансирования. Особое значение имеет порт Мурманска – единственный незамерзающий в Заполярье. Создав дополнительные портовые мощности и обеспечив необходимую дорожную инфраструктуру для перевозки грузов, Россия тем самым обеспечит себе надежный выход в мировой океан, который не контролируется другими государствами. Однако стратегическое значение порта не означает, что можно забыть про нужды людей, подчеркнул глава государства. Он напомнил, что во время недавней прямой линии жители Охотки пожаловались на угольную пыль. Перевалка угля открытым способом осуществляется и в Мурманске, и во многих других российских портах. Полностью отказаться от дедовского способа транспортировки угля не получится, но, как отметил Владимир Путин, при создании новых портовых мощностей приоритетное внимание нужно уделять вопросам экологии. И это сигнал для бизнеса и глав регионов, сказал глава государства.

Логистика упирается в плохие дороги

Еще один важный объект портовой инфраструктуры в СЗФО – терминал «Пионерский» в янтарном крае. «Он будет принимать круизные и грузопассажирские суда, создаст дополнительные возможности для туристического кластера Калининградской области. Необходимо обеспечить начало реализации этого проекта уже в текущем году и завершить в установленные сроки, в том числе это важно для повышения транспортной доступности региона», – пояснил Владимир Путин.

Планируется, что терминал сможет принимать 225 тысяч круизных и 80 тысяч паромных пассажиров в год. Но развитие терминала и паромного сообщения спотыкается о плохие дороги, которые ведут к этому терминалу. Глава государства отметил одну интересную особенность СЗФО: федеральные трассы здесь лучше, чем в целом по стране, а вот региональные и муниципальные дороги хуже среднего показателя. А именно – только треть дорог в Северо-Западном округе находится в нормативном состоянии.

«В отношении региональных трасс вы абсолютно правы: ситуация тревожная, – признал министр транспорта РФ Максим Соколов. – В текущем году на эти цели мы направили свыше 9,5 млрд рублей межбюджетных трансфертов, сейчас подготовлено решение правительства Российской Федерации: еще два миллиарда будут направлены в адрес Новгородской, Псковской, Ленинградской, Калининградской областей. Помимо этого, мы приняли решение о включении Калининградской области в число участников приоритетного стратегического проекта «Безопасные и качественные дороги». В ближайшие два года по программе будет выделено, как минимум, 1 млрд 250 млн рублей, что позволит привести почти 60 % уличной дорожной сети в нормативное состояние. Но все равно этих денег недостаточно для решения проблем дорожной сети, которые копились десятилетиями».

Министр транспорта надеется, что ситуацию изменит исполнение поручения президента о перераспределении доходов от акцизов на нефтепродукты. Данная мера, по словам Максима Соколова, обеспечит субъектам округа в 2019 году дополнительно порядка 22 млрд рублей на дорожные работы. На эти деньги, вставил ремарку президент, нашлось немало просителей. «Надо, чтобы именно на дорожные сети тратились эти деньги. Потому что уже поступают различные просьбы и предложения перераспределить эти средства. Нельзя!», – отрезал российский лидер.

В свою очередь врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов пообещал обеспечить хорошие дороги к порту в Пионерском. «Как только начнется строительство терминала, мы начнем создавать дорожную инфраструктуру», – заверил он.

Переход на рубли, с оговорками

Комплексного решения требует и поставленная ранее президентом задача по переориентации российских грузов в отечественные порты. Речь идет о том, что сопредельные государства зачастую предлагают не только лучшую инфраструктуру, но и более дешевые тарифы. Несмотря на то, что в последние годы, как сообщил Максим Соколов, через порты Прибалтийских государств проходят только 5 % российских грузов, все же это 45 млн тонн экспортных и импортных товаров. Мощности портов России растут с каждым годом, но их не хватает, добавил министр транспорта.

«Я хочу обратиться к губернаторам, а также к представителям бизнеса, которые осуществляют перевалку грузов в сопредельных странах. Речь не идет о политических решениях. Мы просто хотим загружать свою собственную мощность, создавать здесь налоговую базу, обеспечивать рабочие места, именно в России, а не где-то в другом месте, – дал еще один недвусмысленный сигнал предпринимателям Владимир Путин. – Но, разумеется, условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах. В частности, необходимо обеспечить достойные, конкурентоспособные железнодорожные тарифы на перевозку к нашим портовым сооружениям».

Но если вопрос железнодорожных тарифов пока не получил должного разрешения, то в отношении удешевления авиаперевозок прозвучало конкретное предложение. Как писал «ФедералПресс», Владимир Путин предложил сделать исключение для единственного анклавного региона России и обнулить НДС для авиакомпаний, тем самым уменьшив стоимость билетов на самолет на 10 %. Субсидирование пассажирских авиаперевозок, как прозвучало на совещании, оказалось не лучшим выходом: дешевые авиабилеты, выделенные для калининградцев и гостей города в этом году, закончились в середине июля.

Конкретное поручение прозвучало и по вопросу дедолларизации во взаиморасчетах в рамках крупных объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев попросил президента дать поручение акционерам Новороссийского морского торгового порта (НМТП) перевести тарифы для стивидоров (компании, отвечающие за погрузку и разгрузку товаров. – Прим. авт.) из долларов в рубли.

«Это нужно для развития нашей системы финансов, финансовых центров. Во всяком случае, об этом говорит Центробанк. Иностранцы вынуждены будут покупать рубли, в чем заинтересован ЦБ, это позволит развивать финансовую инфраструктуру и создавать финансовые центры», – пояснил Артемьев. Владимир Путин, выслушав объяснения, заявил: «С 1 января мы переходим на этот режим работы. Но с оговорками для конкретных ситуаций и конкретных проектов. Надо голову включить и посмотреть, чтобы ни у кого не было убытков. Но надо переходить на национальную валюту», – подчеркнул президент.

Экспертное мнение

Возможность перехода на взаиморасчеты в национальной валюте «ФедералПресс» прокомментировал первый секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», экс-председатель директоров Калининградского морского торгового порта Андрей Колесник:

«Тут необходим дифференцированный подход. Наша основная задача – чтобы это было выгодно российской стороне, поддерживать свою валюту, распространять ее по миру, чтобы мир стал многополярным не только в политическом смысле, но и в экономическом. На сегодня финансовая система выстроена так, что все делается через доллар. Здесь самое главное – не навредить. Президент дает такой посыл, мы его принимаем и понимаем, как его исполнять.

Иногда не очень выгодно рассчитываться в рублях, зачастую очень выгодно, поэтому с каждым случаем надо разбираться отдельно. Нельзя забывать и об особом положении Калининградской области. Мы за транзит грузов платим в валюте. Литва, Беларусь, Польша, Латвия и другие государства плату с нас берут в валюте – кто-то в долларах, кто-то в евро, кто-то в злотых. Поэтому для Калининграда нужно выбирать тот экономический вариант, который выгоден местным предприятиям. Мы сильно зависим от стран-транзитеров, а они, к сожалению, не слишком дружественно к нам относятся, поэтому с нашей стороны должна быть определенная игра в пользу нашего государства и наших компаний».

Юлия Мамырбаева, Денис Зайцев-Болотников

Фото: kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.