Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило аналитический доклад, посвященный оппозиционным губернаторам. В документе анализируется их позиционирование во власти, взаимодействие с партиями, элитами и выбранный политический курс. Его автором является ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
Сегодня в России имеется три губернатора, представляющих системные оппозиционные партии. Это выходцы из КПРФ Вадим Потомский (Орловская область) и Сергей Левченко (Иркутская область), а также представитель ЛДПР Алексей Островский (Смоленская область). При всех различиях между их регионами многие вызовы, с которыми им приходится сталкиваться, весьма схожи. Но разные стратегии, которые они используют для решения управленческих задач, приводят к развитию политической ситуации в их регионах по разным сценариям. При этом оппозиционные губернаторы рассматриваются, в первую очередь, не как партийные функционеры, а как управленцы-технократы, встроенные в систему. Чем дальше губернатор от такого образа, тем чаще ставится под сомнение возможность его переизбрания на следующий срок. Одновременно считается, что принадлежность такого главы региона к системной оппозиции снижает вероятность его отставки. Говоря о возможности появления больше одного-двух губернаторов от парламентской оппозиционной партии, автор предполагает, что это станет нарушением сложившегося баланса власти.
Позиционирование
Из доклада проистекает, что проблемой для оппозиционных губернаторов традиционно остается баланс между системностью и принадлежностью к своей «материнской партии», а также между ролью управленца-технократа и публичного политика. Губернаторы, уделявшие повышенное внимание своей роли в качестве партийных функционеров, как правило, не могли задержаться на своем посту дольше одного срока. При этом в 1990-е годы губернаторами от оппозиции чаще становились хозяйственники советской школы, для которых такие выборы были способом вернуть утраченное место в системе власти. Напротив, оппозиционные губернаторы 2000-2010-х годов куда чаще переходили на эти посты с позиции политических менеджеров.
АПЭК уточняет, что из нынешних оппозиционных губернаторов наиболее актуальный управленческий опыт в сфере экономики до избрания имел Вадим Потомский, в 2000-е годы руководивший рядом муниципальных унитарных предприятий в Ленинградской области. Сергей Левченко в 1992-1999 годах был гендиректором строительно-монтажного управления «Стальконструкция» в г. Ангарске, но затем в течение 16 лет перед избранием на губернаторский пост работал на чисто политических должностях. Алексей Островский сделал карьеру в качестве политического менеджера.
Как наиболее тесно связанный с партией (КПРФ) воспринимается Сергей Левченко. Он пришел на этот пост позже других оппозиционных губернаторов, в 2015 году, выиграв выборы именно как публичный политик.
Вадим Потомский сохраняет связи с федеральным руководством партии. Автор отмечает здесь визит в Орловскую область Геннадия Зюганова в августе 2017 года. В то же время образ Потомского чаще ассоциируется с регионом, чем с партией. Ассоциирован с регионом и имидж Алексея Островского, который к тому же дольше всех ныне работающих оппозиционных губернаторов занимает свой пост (с 2012 года).
Разное позиционирование отражается и на разном характере публичных инициатив, с которыми выступают эти губернаторы. У Сергея Левченко наиболее известные публичные инициативы относятся к чисто политической сфере. У Вадима Потомского публичные инициативы почти всегда тесно связаны с позиционированием, повышением узнаваемости, туристической привлекательности, имиджа региона. Алексей Островский в мае 2017 года призвал Смоленскую областную Думу воспользоваться правом законодательной инициативы и подготовить поправки к федеральным законам, регулирующим постановку на учет юридическими лицами лиц, прибывших в Россию с целью заработка. Нарушения при регистрации мигрантов серьезно затрагивают все регионы, окружающие Москву и Московскую область, а не только Смоленщину. Если смоленский губернатор и далее будет развивать эту тему, он сможет позиционироваться как защитник интересов большой группы регионов ЦФО.
Рекрутирование команд
В документе отмечается, что главным при комплектовании администраций оппозиционных губернаторов является не партийный принцип, а командный – опора на кадры и структуры, с которыми данный управленец работал до избрания или настроен выстроить партнерские отношения. Однако система рекрутирования управленческих кадров, принятая каждым из таких губернаторов, имеет и серьезные отличия.
В Иркутской области команда губернатора представляет собой результат компромиссного решения. В нее входит коалиция муниципальных и бизнес-элит, поддержавшая Левченко на выборах 2015 года, а также представители влиятельных в регионе корпораций. В целом сохраняется костяк команды, сформированной в начале работы Левченко в новой должности. При ослаблении позиций Левченко и при снижении серьезных угроз в его отношении, ему, скорее всего, придется иметь дело с представителями своей нынешней команды. Такая ситуация будет осложнять и выстраивание губернатором новых союзов с региональными игроками, даже если он будет настроен на решительные шаги по снижению напряженности в регионе.
В Смоленской области автор выделяет несколько основных принципов кадровой политики губернатора Алексея Островского. Во-первых, широкую партийную коалицию, на которую опирается администрация региона. Во-вторых, ставку преимущественно на смоленские кадры, хотя Алексей Островский родился и предыдущие этапы карьеры прошел в Москве. В-третьих, опору на достаточно молодых управленцев.
Для Орловской области характерна, прежде всего, опора на «внешних» профессионалов при формировании экономического блока областного правительства, многие из которых прошли через органы власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вместе с тем, в команде Потомского есть местные кадры с опытом работы за пределами региона. Также значимые аппаратные позиции в команде орловского губернатора занимают и местные кадры, сделавшие карьеру в органах власти области. Команда Вадима Потомского имеет надпартийный характер. Здесь работают представители «Единой России», ЛДПР и КПРФ.
Взаимодействие с Центром
Аналитик АПЭК отмечает, что Центр не выделяет оппозиционных губернаторов в специфическую группу и пока не настроен на их скорую замену. При этом, как и в случае с любыми другими главами регионов, важны собственные усилия глав субъектов по поиску союзников на федеральном уровне и по выстраиванию эффективной модели отношений с Москвой.
В последние месяцы происходило укрепление позиций Алексея Островского. В начале мая 2017 года состоялся визит в область Дмитрия Медведева, в ходе которого премьер-министр отозвался о работе губернатора в целом благожелательно. В конце мая глава Смоленской области вошел в президиум Госсовета. В ходе «Прямой линии» с Владимиром Путиным в июне 2017 года Смоленская область упомянута не была, что говорит об отсутствии серьезных негативных сигналов из региона, на который хотели бы обратить внимание в Москве и нежелании серьезных федеральных игроков оказывать серьезное давление на Островского или, тем более, добиваться его замены.
При наличии отдельных вопросов по ситуации в Орловской области Центр по-прежнему ориентирован на долгосрочную работу с Вадимом Потомским.
Сложнее ситуация с оценкой Москвой деятельности Сергея Левченко. В ходе «Прямой линии» президент воздержался от критики иркутских властей. Но формат общения президента с Сергеем Левченко может предвещать сокращение лоббистских возможностей иркутского губернатора и более сложный формат диалога с Центром.
Отношения с «Единой Россией»
АПЭК отмечает, что формат отношений оппозиционных губернаторов с «Единой Россией» разнится в зависимости от региона. В Смоленской области имеет место тесное взаимодействие областных властей как с региональным, так и с федеральным руководством этой партии.
В Орловской области очевидно укрепление позиций «Единой России» в региональной системе власти на фоне взаимодействия с губернатором. Такое сотрудничество способствует не только расширению лоббистских возможностей властей региона на федеральном уровне, но и реализации в области партийных проектов.
В Иркутской области заметна серьезная напряженность между командой Сергея Левченко и представителями «Единой России». Лояльные губернатору региональные СМИ подвергают заметной критике как региональные, так и федеральные структуры партии. При этом издержки для губернатора очень серьезны. Ему и его команде приходится тратить дополнительные ресурсы на выяснение отношений с «Единой Россией», при этом областные власти лишаются важного канала взаимодействия с Центром.
Губернаторы и другие региональные игроки
В целом ряде регионов довольно распространены случаи конфликты губернаторов-«варягов» со значительной частью местных игроков. В случае с оппозиционными губернаторами картина немного другая. Губернаторы-выходцы из других регионов выстраивают широкую коалицию с региональными элитами.
В Смоленской области имеет место успешная попытка формирования максимально широкой коалиции элит, стремлением вовлечь в нее как региональных, так и имеющих интересы в регионе федеральных игроков. В Иркутской области ситуация принципиально иная. Курс Сергея Левченко – не на расширение коалиции поддержки, а на удержание системы региональных союзов, которые помогли ему победить на выборах 2015 года.
Кризисные ситуации как вызов
В докладе отмечается, что реакция губернатора на кризисные ситуации может вести как к серьезному укреплению, так и к столь же заметному ослаблению его позиций.
Из трех регионов, которыми руководят оппозиционные губернаторы, в зоне наибольшего риска в отношении стихийных бедствий находится Иркутская область. В конце весны – летом здесь распространены лесные пожары, весной, а также в конце лета – начале осени – наводнения. Чрезвычайные ситуации в Орловской и Смоленской области, как правило, носят локальный характер.
Избирательные кампании
В 2018 году важными политическими событиями в жизни Смоленской и Иркутской областей станут выборы в заксобрания. Автор прогнозирует, что в Смоленской области выборы должны пройти по относительно неконфликтному сценарию. «Справедливая Россия», представители которой являются давними оппонентами Алексея Островского в регионе, в ходе думских выборов 2016 года получила в области лишь 4,35 % голосов. Пока больше вероятности, что конфигурация будущих региональных выборов будет напоминать думские: лидерство «Единой России», уверенное второе место ЛДПР, с небольшим отставанием КПРФ.
В Иркутской области вероятнее конфронтационный сценарий. Не исключена возможность, что Сергей Левченко может возглавить список КПРФ на этих выборах. Партия, вероятно, попытается сделать ставку на основные темы областной администрации, в том числе прямые выборы мэров. В свою очередь, ряд негативных сигналов в отношении Левченко может заставить представителей «Единой России» перейти к более наступательной кампании против губернатора, а игроков из числа не вошедших в коалицию вокруг губернатора региональных элит – оказать более интенсивную поддержку партии. Более конфронтационный сценарий кампании будет предполагать большую поляризацию региональных элит, ослабляя позиции губернатора.
В Орловской области ключевые для политической системы региона региональные предвыборные кампании уже состоялись. В 2016 году был сформирован новый состав областного Совета депутатов, в сентябре 2015 года состоялись выборы Орловского городского Совета народных депутатов. Отдельные муниципальные кампании и довыборы в облдуму в будущем в этом регионе могут приобретать резонансный характер. Но основная ставка противников губернатора, вероятнее всего, будет делаться не на такие кампании, а на организацию против него информационных атак, в том числе через федеральную прессу.
В заключение автор делает выводы. Наиболее устойчивыми ему видятся позиции орловского и смоленского губернаторов. В обоих случаях имеет место низкий уровень протестной активности. В случае с Вадимом Потомским констатируется отсутствие серьезных претензий к нему со стороны федерального центра. В случае с Алексеем Островским отмечаются явные знаки поддержки со стороны федеральных фигур.
Позиции Сергея Левченко более уязвимы, так как сама по себе Иркутская область политически нестабильна. За последние 10 лет Левченко стал пятым главой региона. Ни один из трех губернаторов, в этот период руководивших областью до него, не проработал до конца срока. При этом сложная конфигурация элит в Иркутской области, провоцирующая политическую нестабильность, в некоторой степени работает на Левченко. Даже при нарастании претензий к нему со стороны Центра федеральным властям будет труднее найти ему на замену фигуру, которая устроит всех. Но сомнения в вероятности его переизбрания на следующий срок будут ослаблять как лоббистские возможности губернатора в Центре, так и его поддержку региональными элитами.